Публицистический стиль

Содержание

Слайд 2

План: 1. Публицистический стиль речи 2. Разговорный стиль

План:

1. Публицистический стиль речи
2. Разговорный стиль

Слайд 3

Слайд 4

Публицистический стиль речи

Публицистический стиль речи

Слайд 5

Публицистическая речь характеризуется рядом стилевых черт: – понятность – актуальность –

Публицистическая речь характеризуется рядом стилевых черт:

– понятность 
– актуальность 
– объективность 
– стремление автора к выражению личного отношения к

предмету речи, к тому, чтобы продемонстрировать свою точку зрения и убедить аудиторию в ее правильности;
– призывность, агитационность, воздействующая направленность 
– выразительность, эмоциональность ;
– консервативность, стандартизованность;
– незначительная грамматическая усложненность текста, доступность его для быстрого восприятия;
– лаконичность, сжатость; 
В соответствии с перечисленными стилевыми чертами публицистический текст обладает рядом языковых особенностей.
Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Публицистические выступления отличаются: -достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью

Публицистические выступления отличаются:  

-достоверностью,
точностью фактов,
конкретностью, строгой обоснованностью

Слайд 10

С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование,

С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое

к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.
Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Рецензия на постановку пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» коллектива театра «Современник» (режиссер

Рецензия на постановку пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» коллектива театра «Современник» (режиссер

— Галина Волчек)
«Действие пьесы Бернарда Шоу начинается под портиком церкви св. Павла. Именно там, сидя рядом с одной из колонн, главная героиня — бедная цветочница Элиза Дулитл — продавала прохожим свои фиалки. Первая ремарка пьесы, по всей видимости, произвела неизгладимое впечатление на художника спектакля Павла Каплевича, выстроившего на сцене настоящую колоннаду и одевшего всех героев в фиолетовые костюмы и платья. Среди придуманных Каплевичем холодных, безжизненных, монументальных мраморных столбов протекает жизнь профессора Хигинса. Такое впечатление, что выдающийся филолог, истинный джентльмен живет на вокзале. Ни намека на чисто английскую респектабельность и уют домашнего очага (столь вдохновенно описанных драматургом). А от разнообразных оттенков фиалкового цвета, окрасившего костюмы персонажей, уже к середине первого действия начинает кружиться голова».
Слайд 16

Слайд 17

Разговорный стиль Разговорный стиль характеризуется особыми условиями функционирования: 1. отсутствие предварительного

Разговорный стиль

Разговорный стиль характеризуется особыми условиями функционирования:
1. отсутствие предварительного обдумывания

высказывания, т.е. отсутствие возможности отбора языкового материала;
2. разговорное общение возможно только при неофициальных отношениях между говорящими;
3. использование неязыковых (невербальных) средств;
4. разговорная речь может реализоваться только при непосредственном участии говорящего;
5. разговорная речь зависит от условия общения: адресант речи – это говорящий или пишущий человек, адресат – тот, кто читает или слушает.
Слайд 18

Языковые черты разговорного стиля : 1) неофициальность; 2) непринужденность; 3) экспрессивность;

Языковые черты разговорного стиля :

1) неофициальность;
2) непринужденность;
3) экспрессивность;
4) отсутствие предварительного отбора языковых

средств;
5) автоматизм речи;
6) обыденность содержания;
7) диалогическая форма.
Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

В разговорном стиле важнейшую роль играет: I. Звуковая сторона речи, и

В разговорном стиле важнейшую роль играет:

I. Звуковая сторона речи, и прежде всего, интонация, именно

она создает впечатление разговорности. Непринужденная речь отличается:
1) резкими повышениями и понижениями тона;
2) паузами;
3) изменениями темпа речи.
Слайд 23

II. Лексика разговорного стиля делится на две большие группы: 1) общеупотребительные

II. Лексика разговорного стиля делится на две большие группы:
1) общеупотребительные слова:
день, год, можно и т.д.
2) разговорные слова:
картошка, читалка, заправский,

примоститься
Слайд 24

В разговорном стиле действует закон «экономии речевых средств»: 1) вместо названий,

В разговорном стиле действует закон «экономии речевых средств»:
1) вместо названий, состоящих

из двух или более слов, употребляется одно:
вечерняя газета – вечерка; сгущенное молоко – сгущенка;
2) преобразуются устойчивые сочетания слов и вместо двух слов употребляется одно:
ученый совет – совет, больничный лист – больничный, Разговорный стиль богат фразеологией:
рукой подать, нежданно-негаданно, как с гуся вода и др.
Слайд 25

III. Словообразование разговорной речи характеризует черты, обусловленные ее экспрессивностью и оценочностью:

III. Словообразование разговорной речи характеризует черты, обусловленные ее экспрессивностью и оценочностью:
а) суффиксы субъективной

оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и др.:
Мамочка, лапушка, солнышко, кривляка, пошлятина, домище, холодина.
б)суффиксы с функциональной окраской разговорности:
-к – раздевалка, ночевка, печка;
- ик- носик, дождик;
-ун – говорун,
-яг- работяга;
-ятин – вкуснятина.
- ш – докторша, кондукторша;
в) безаффиксный способ:
храп – храпеть, пляс – плясать.
Слайд 26

IV.В области морфологии разговорный стиль выделяется: 1) особой частотой глаголов; 2)

IV.В области морфологии разговорный стиль выделяется:
1) особой частотой глаголов;
2) частое использование личных и указательных местоимений.
Любой диалог предполагает Я-говорящего, ТЫ-слушающего и ОН –

того, кто не участвует в беседе.
Указательные же местоимения нужны разговорному стилю благодаря свойственной им широте, обобщенности значения. Их конструирует жест, это создает условия для весьма сжатой передачи информации:
Это не здесь, а там.
Такой мне не подходит. Я это не возьму.
Слайд 27

Слайд 28

Эктралингвистические факторы, влияющие на функционирование стилей: сфера общественной деятельности, форма речи

Эктралингвистические факторы, влияющие на функционирование стилей:
сфера общественной деятельности,
форма речи (письменная или

устная)
вид речи (монолог, диалог, полилог),
способ коммуникации (общественная или личная)
цели общения,
жанры,
автор (адресант) — адресат
Слайд 29

Таким образом, можно выделить три внешних, внеязыковых признака, три особенности любого

Таким образом, можно выделить три внешних, внеязыковых признака, три особенности любого

функционального стиля:
1) каждый функциональный стиль отражает определенную сторону общественной жизни, имеет особую сферу применения, свой круг тем;
2) каждый функциональный стиль характеризуется определенными условиями общения — официальными, неофициальными, непринужденными и т. п.;
3) каждый функциональный стиль имеет общую установку, главную задачу.