Пушкин и Лермонтов – два поэта – две судьбы

Содержание

Слайд 2

А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в

А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в

отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской словесности. Пушкин и Лермонтов — почти современники. Но формирование пушкинской поэзии происходило в момент подъема общественного самосознания после победы в войне 1812 года. Лермонтов же начал писать после разгрома декабристов, в 30-е годы. “Ничто не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, происшедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым”, — писал А. И. Герцен. Поэтому у двух великих поэтов, живших в разные исторические эпохи, были свои особенности в постановке жизненных вопросов, в том числе и проблемы назначения поэта и поэзии.
Слайд 3

В своих ранних стихотворениях, написанных до декабристского восстания (“Лицинию”, “Вольность”, “Андрей

В своих ранних стихотворениях, написанных до декабристского восстания (“Лицинию”, “Вольность”, “Андрей

Шенье”), Пушкин видит назначение поэта как вдохновителя идей “вольности святой”, прославляющего “свободу мыслей”, чувств и творчества: Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок. Но после поражения восстания декабристов Пушкин почувствовал себя одиноким и вместе с тем лично ответственным за судьбу народа и Родины. Он переосмысляет свои воззрения на то, какими особыми свойствами должен обладать поэт, чтобы достойно выполнять свое назначение. В стихотворении “Пророк” показано, как посланник Бога преобразует человека, всю его природу, чтобы сделать из него истинного поэта, пророка:

И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул.

Слайд 4

Стихотворения молодого Пушкина пользовались успехом у читателей. Но после восстания 1825

Стихотворения молодого Пушкина пользовались успехом у читателей. Но после восстания 1825

года отношение к творчеству поэта изменилось. Массовому читателю, запуганному жестокой реакцией, пушкинская поэзия стала чуждой и непонятной. Критики ругали каждое новое произведение великого поэта. Пушкин это глубоко переживал. В стихотворении “Эхо” он сравнивает поэта с эхом, которое чутко откликается на все окружающие звуки жизни, но на его голос никто и ничто не отзывается: Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и волов, И крику сельских пастухов — И шлешь ответ; Тебе же нет отзыва... Таков И ты, поэт!
Слайд 5

Обида на читателя, чувство непонятости звучит и в стихотворении “Ответ анониму”.

Обида на читателя, чувство непонятости звучит и в стихотворении “Ответ анониму”.

Поэта огорчает, что “толпа” видит в нем лишь шута, развлекающего ее: Холодная толпа взирает на поэта, Как на заезжего фигляра... Но тем не менее Пушкин не призывал поэта порвать с читателем, жить в одиночестве. По убеждению Пушкина, поэт не должен поддаваться соблазну восторженных похвал, изменять своим убеждениям, своему высокому предназначению. Об этом он писал в стихотворении “Поэту”: Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Слайд 6

Пушкин считает, что поэт должен стоять выше такой толпы, что он

Пушкин считает, что поэт должен стоять выше такой толпы, что он

рожден “для вдохновенья, для звуков сладких и молитв”, а “не для житейского волненья, не для корысти, не для битв”. В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”, написанном незадолго до трагической гибели, Пушкин подводит итог своей поэтической деятельности. Он видит свою заслугу перед Россией в том, что его поэзия пробуждала и воспитывала в людях “добрые чувства”, что она всегда была связана с идеалами свободы: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
Слайд 7

Великое дело гениального Пушкина продолжал Лермонтов, его достойный преемник. “Пистолетный выстрел,

Великое дело гениального Пушкина продолжал Лермонтов, его достойный преемник. “Пистолетный выстрел,

убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова”, — писал А. И. Герцен. В один день стихотворение “Смерть Поэта” сделало Лермонтова знаменитым. Разнообразные чувства, отраженные в этом произведении, волновали душу Лермонтова: любовь к Пушкину, восхищение его гениальным даром, глубокая скорбь о его гибели и ненависть к подлым убийцам. Пушкин — это гений (“...угас, как светоч, дивный гений...”), свободолюбивый, смелый и независимый поэт с “гордой головой”, с “сердцем вольным и пламенными страстями”.
Слайд 8

Такого поэта не видит Лермонтов среди своих современников. Новые поэты разобщены

Такого поэта не видит Лермонтов среди своих современников. Новые поэты разобщены

с народом, замкнуты в своих личных переживаниях; они пишут исполненные внешней красивости, бессодержательные стихи. В конце стихотворения Лермонтов призывает современников возродить традиции гражданской поэзии, возвращаясь к пушкинскому образу: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк"! Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?