Роман Доктор Живаго

Содержание

Слайд 2

Роман «Доктор Живаго» — итог многолетней работы Бориса Леонидовича Пастернака, исполнение его жизненной мечты.

Роман «Доктор Живаго» — итог многолетней работы Бориса Леонидовича Пастернака, исполнение его

жизненной мечты.
Слайд 3

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) — русский писатель, поэт и прозаик 20

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)

— русский писатель, поэт и прозаик 20 века.

Автор романа «Доктор Живаго», множества переводов с других языков, сборников стихотворений, повестей, статей и эссе. Лауреат Нобелевской премии в области литературы.
Слайд 4

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Работа надо романом «Доктор Живаго» началась в 1946 году.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Работа надо романом «Доктор Живаго» началась в 1946 году. Тогда

же Пастернак начал читать главы романа своим знакомым.
Летом 1948 года четыре части романа появились в печатном варианте и составили первую книгу. Этот первый вариант попал к знакомым писателя, и по их откликам автор стал продолжать работу.
В журнале «Знамя» за апрель 1954 года появились первые стихотворения Юрия Живаго с объяснительной запиской о том, что они остались после смерти врача Юрия Андреевича Живаго, который умер в 1929 году. 
Слайд 5

В начале 1956 года Пастернак отдал оконченную рукопись романа в редакции

В начале 1956 года Пастернак отдал оконченную рукопись романа в редакции

журналов «Знамя» и «Новый мир», а также в издательство «Художественная литература».
Однако напечатано было произведение 15 ноября 1957 года в Италии, а к концу 1958 года было издано на всех европейских языках.
В том же году Нобелевский комитет с седьмой попытки присудил ему премию «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение традиций великой прозы».
На родине Пастернаку устроили настоящую травлю, он был исключен из Союза советских писателей. Роман был признан антисоветским и был опубликован лишь в 1988 году.
Слайд 6

ЖАНР Роман по жанру является философским, и, одновременно, историческим. В нем

ЖАНР

Роман по жанру является философским, и, одновременно, историческим.
В нем упоминаются

такие важнейшие события русской истории начала XX века: русско-японская война, Мерная мировая война, революция 1917 года, гражданская война, а также Великая Отечественная война.
Слайд 7

НАЗВАНИЕ Первоначальные варианты названия: «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Дудоров», «Записки Патрикия Живульта».

НАЗВАНИЕ

Первоначальные варианты названия: «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Дудоров»,

«Записки Патрикия Живульта».
Слайд 8

ТЕМАТИКА РОМАНА: Тема любви: к семье, к детям, друг к другу,

ТЕМАТИКА РОМАНА:

Тема любви: к семье, к детям, друг к другу, к

Родине. Любовь — это тайна.
Размышления об истории России, о ее прошлом, настоящем и будущем в контексте мировой ис­тории. 
Тема жизни, смерти и бессмер­тия. 
Слайд 9

ИДЕЯ РОМАНА: Победа любви над временем, ударами судьбы. Утверждение ценности человеческого существования и его жизни.

ИДЕЯ РОМАНА:

Победа любви над временем, ударами судьбы.
Утверждение ценности человеческого существования и

его жизни.
Слайд 10

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ Дорога, путь. Жизненная дорога. Зима. Вьюга. Искусство История. Революция

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ

Дорога, путь. Жизненная дорога.
Зима. Вьюга.
Искусство
История. Революция
Христианские мотивы
(жизнь и

смерть, выбор, воскрешение, материнство, православные праздники).
Свет, метафора свечи.
Слайд 11

КОМПОЗИЦИЯ Кольцевая: начинается повествование эпизодом смерти матери Живаго, завершается — смертью

КОМПОЗИЦИЯ

Кольцевая: начинается повествование эпизодом смерти матери Живаго, завершается  — смертью главного

героя. 
Роман строится на основе принципа сцепления эпизодов.
«Стихотворения Юрия Живаго» — отдельная часть романа, с помощью неё Пастернак выводит повествование на уровень вечности.
Слайд 12

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ Юрий Живого – главный герой. Сын, племянник, отец, муж,

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ

Юрий Живого – главный герой. Сын, племянник, отец, муж, зять,

брат, друг, любовник, врач, философ, поэт.
Стрельников (Павел Антипов) – герой-антагонист. Противостояние действенного и созерцательного принципа жизни. Оба погибают.
Антонина – жена, мать.
Лара Гишар – любовь, мать. Символ России: властная и безвольная, могучая и катастрофичная. Лариса – чайка.