Роман Отцы и дети в отзывах критиках

Содержание

Слайд 2

С выходом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” начинается оживленное

С выходом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” начинается оживленное

обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”. Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории.
Слайд 3

Критики («Отцов и детей»). Н.Н.Страхов Д.И.Писарев М.А.Антонович

Критики («Отцов и детей»).

Н.Н.Страхов

Д.И.Писарев

М.А.Антонович

Слайд 4

“Современник” откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича “Асмодей нашего времени”.

“Современник” откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича “Асмодей нашего времени”.

Обстоятельства, связанные с уходом Тургенева из “Современника”, заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик “отцам” и клевету на молодое поколение.

М.А.Антонович

Слайд 5

Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении, что

Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении, что

Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем “с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и преболыпущим носом”. Антонович пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что “Кук-шина не так пуста и ограниченна, как Павел Петрович”. По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это — чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только “чистое искусство”, к числу представителей которого, правда, причислил Пушкина и самого Тургенева.
Слайд 6

В журнале “Русское слово” в 1862 году появляется статья Д. И.

В журнале “Русское слово” в 1862 году появляется статья Д. И.

Писарева “Базаров”. Критик отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев “не благоволит к своему герою”, что он испытывает “невольную антипатию к этому направлению мысли”.

Д.И.Писарев

Слайд 7

Д. И. Писарев находит в образе Базарова художественный синтез наиболее существенных

Д. И. Писарев находит в образе Базарова художественный синтез наиболее существенных

сторон мировоззрения разночинной демократии, изображенных правдиво, несмотря на первоначальный замысел Тургенева. Критическое отношение автора к Базарову воспринимается критиком как достоинство, так как “со стороны виднее достоинства и недостатки”, а “строго критический взгляд... в настоящую минуту оказывается плодотворнее, чем голословное восхищение или раболепное обожание”.
Слайд 8

В 1862 году, в четвертой книжке журнала “Время”, издаваемого Ф. М.

В 1862 году, в четвертой книжке журнала “Время”, издаваемого Ф. М.

и М. М. Достоевскими, выходит интересная статья Н. Н. Страхова, которая называется “И. С. Тургенев. “Отцы и дети”. Страхов убежден, что роман — замечательное Достижение Тургенева-художника.

Н.Н.Страхов

Слайд 9

Образ же Базарова критик считает крайне типичным. “Базаров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания”.

Образ же Базарова критик считает крайне типичным. “Базаров есть тип, идеал,

явление, возведенное в перл создания”.
Слайд 10

На тургеневский роман откликнулся и либеральный критик П. В. Анненков. В

На тургеневский роман откликнулся и либеральный критик П. В. Анненков. В

своей статье “Базаров и Обломов” он пытается доказать, что, несмотря на внешнее отличие Базарова от Обломова, “зерно заложено одно и то же в обеих натурах ”.

Базаров.
художник
П.М. Боклевский.
1890-е гг.