С.А. Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии

Слайд 2

Как раскрывается в творчестве поэта указанная тема Все стихи С. Есенина

Как раскрывается в творчестве поэта указанная тема
Все стихи С. Есенина пронизаны

поэтическим видением мира и ощущением родства с природой. Тема родины в поэзии Есенина слита с темой природы. В лирике поэта появляются тревожные нотки мыслей о быстротечности жизни и предчувствие ее трагического завершения: «Я пришел на эту землю, // Чтоб скорей ее покинуть». Размышления о собственной судьбе переходят в размышления о судьбе родины, события которой кажутся цикличными, никогда не изменяющимися: «И Русь все так же будет жить, // Плясать и плакать у забора». Вопреки печальным раздумьям, в поэте на протяжении всей жизни продолжает жить благоговейное чувство к Родине: «Россия - какое хорошее слово. И роса, и сила, и синее что-то».
Слайд 3

Родина представлялась поэту не столько Россией современной, сколько Русью «избяной», судьба

Родина представлялась поэту не столько Россией современной, сколько Русью «избяной», судьба

которой отождествлялась с судьбой деревни. Как ужаснейшие катастрофы воспринимает Есенин «автоматизацию» деревни; поэт видит в этом уничтожение Руси исконной, которою ему искренне жаль
Лирика Есенина пронизана любовью к родной земле, верой в ее светлое будущее и отличается простотой формы, прозрачностью стиха, сочетанием фольклорной и классической традиций. Часто в стихах Есенина возникают традиционные для русской литературы мотивы дороги и российских просторов.
Слайд 4

«Вот уж вечер…» История создания – стихотворение написано в 1910 году,

«Вот уж вечер…»

История создания – стихотворение написано в 1910 году, когда

Есенину было 15 лет. Он считал его пробой пера, но всё же опубликовал, уже будучи зрелым поэтом.
Тема – тема родной природы.Стихотворение посвящено родной природе, с которой Есенин сливается душой. Отсутствие динамичного сюжета и ярких эпитетов не мешает ему показывать её во всей красе: в этом произведении природа прекрасна по-своему: она живая и потому близкая.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – двуударный дольник.
Эпитеты – “свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мёртвая колотушка”.
Сравнение – “как зимой у печки”, “как большие свечки“.
Слайд 5

«Гой ты, Русь, моя родная» История создания – стихотворение написано в

«Гой ты, Русь, моя родная»

История создания – стихотворение написано в 1914

году, а опубликовано в 1916 г. в сборнике «Радуница».
Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Родные деревенские избы, хаты напоминают ему – образа в ризах. Это не случайно: эта деталь указывает на огромное значение религии для русского человека. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.
Композиция – Анализируемое стихотворение – это монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
Жанр – лирическое стихотворение.
Метафоры – «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».
Эпитеты – «Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий Спас», «весёлый пляс».
Сравнения – «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как серёжки, прозвенит девичий смех».
Слайд 6

«Край ты мой заброшенный…» История создания – стихотворение написано в 1914

«Край ты мой заброшенный…»

История создания – стихотворение написано в 1914 году,

опубликовано несколькими годами позже. Оно разнится со стихами этого периода, тревога за судьбу села стала главной проблематикой произведения.
Тема стихотворения – тема малой родины, деревни, её запустения, заброшенности и разрушения.
Жанр – лирическое стихотворение.
Метафоры – “солома-риза”, “рукав черёмухи”, “избы забоченились”, “ветер…плесень окропил”.
Эпитеты – “край заброшенный”, “сизая плесень”.
Литота – “Избы забоченились, а и всех-то пять”. Село из пяти домов – не село, а нечто вымирающее, поэтому автор сознательно использует преуменьшение, чтобы создать правдивую картину обречённости.
Сравнение: “как метель, черёмуха машет рукавом”