Символизм как художественное направление в искусстве. Владимир Сергеевич Соловьёв

Содержание

Слайд 2

Владимир Сергеевич Соловьёв Русский философ, поэт, публицист, литературный критик конца XIX

Владимир Сергеевич Соловьёв

Русский философ, поэт, публицист, литературный критик конца XIX

века.
Стоял у истоков русского «религиозного возрождения» в среде русской творческой интеллигенции начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, С.Н. и Е.Н.Трубецких, П.А.Флоренского, С.Л.Франка, а также на творчество поэтов-символистов .
Слайд 3

Поэзия В.С.Соловьёва Владимир Соловьёв — один из самых заметных русских философов

Поэзия В.С.Соловьёва

Владимир Соловьёв — один из самых заметных русских философов и

поэтов 1880—1890-х годов, автор проникнутой его взглядами философской лирики («Всё, кружась, исчезает во мгле // Неподвижно лишь солнце Любви», «Милый друг, иль ты не видишь, // Что всё видимое нами // Только отблеск, только тени // От незримого очами?», поэмы «Три свидания». Считается одним из предтеч русского символизма 1900-х годов, во многом на него ориентировались Александр Блок и Вячеслав Иванов
Слайд 4

Софиология В.Соловьёва Основной идеей его религиозной философии была идея Софии —

Софиология В.Соловьёва

Основной идеей его религиозной философии была идея Софии — Души

Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но Соловьёву он был открыт в мистических видениях. Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признает идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу.
Теургия — дословно боготворчество. В основе теургии лежит христианская любовь любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
Теократия — дословно власть Бога. В основе совершеного государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер.
Слайд 5

Возникновение символизма как художественного направления Термин «символизм» в искусстве впервые был

Возникновение символизма как художественного направления

Термин «символизм» в искусстве впервые был

введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», — опубликованном 18 сентябряв одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», — опубликованном 18 сентября 1886 годав одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», — опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал:
Символическая поэзия стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму. Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как осязаемые отражения перво-Идей, указующие на своё тайное сродство с ними.
Слайд 6

Картиной М.В.Нестерова «Видение отрока Варфоломея» часто иллюстрируют начало символистского движения.

Картиной М.В.Нестерова «Видение отрока Варфоломея» часто иллюстрируют начало символистского движения.

Слайд 7

Символизм СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.;

Символизм

СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.;

сосредоточено преимущественно на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в сверхвременную тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему") и его "нетленную", или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов.
Слайд 8

М.Врубель. «Царевна-лебедь»

М.Врубель. «Царевна-лебедь»

Слайд 9

Виктор Борисов-Мусатов «Автопортрет с сестрой»

Виктор Борисов-Мусатов «Автопортрет с сестрой»

Слайд 10

Символизм в литературе Основные представители символизма в литературе - П. Верлен,

Символизм в литературе

Основные представители символизма в литературе - П. Верлен,

П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб.
В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами.
Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Искусство — ключ к тайне.
Понятие и образ Тайны, таинственного, мистического проявляется как в романтизме, так и в символизме. Однако, романтизм, как правило, исходит из того, что «познание мира есть познание самого себя, ибо человек — величайшая тайна, источник аналогий для Вселенной» (Новалис). Иное понимание мира у символистов: по их мнению, подлинное Бытие, «истинно-сущее» или Тайна — есть абсолютное, объективное начало, к которому принадлежат и Красота, и мировой Дух.