Символизм в литературе. Серебряный век русской поэзии

Содержание

Слайд 2

На рубеже ХIХ-ХХ вв. русская поэзия, как и западная, тоже переживает

На рубеже ХIХ-ХХ вв.
русская поэзия, как и западная,
тоже переживает

бурное развитие.
В ней доминируют авангардистские
и модернистские тенденции.
Модернистский период развития русской поэзии конца XIX – начала XX вв. называют «серебряным веком», русским поэтическим ренессансом.
Слайд 3

«Русский Ренессанс» Ренессанс – возрождение. Слово стало названием эпохи открытий и

«Русский Ренессанс»
Ренессанс – возрождение. Слово стало названием эпохи открытий и изобретений,

возрождения интереса к искусству Древней Греции, деятельности великих писателей и учёных в Италии и странах Западной Европы

Николай Бердяев

Слайд 4

Идейной основой развития новой русской поэзии стал расцвет религиозно-философской мысли, который

Идейной основой развития новой русской поэзии стал расцвет религиозно-философской мысли, который

происходит в России на рубеже XIX-ХХ вв. Новая философия предстает как критическая реакция на позитивизм второй половины XIX в. с его рациональным отношением к жизни как к факту бытия исключительно материального. Новая русская философия, наоборот, была идеалистической, обращалась к иррациональным сторонам человеческого бытия и пыталась синтезировать опыт науки, философии и религии. 
Слайд 5

Истоки – 19 столетие Импрессионизм – направление в искусстве 19 начала

Истоки – 19 столетие
Импрессионизм – направление в искусстве 19 начала 20

века, разрабатывающее наиболее тонкие и точные способы передачи впечатлений и настроений
Слайд 6

Декадентство- это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство

Декадентство- это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство

уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.
Слайд 7

реализм 1890-1917 Искусство модернизм символизм акмеизм футуризм

реализм

1890-1917

Искусство

модернизм

символизм

акмеизм

футуризм

Слайд 8

М. Врубель «Демон»

М. Врубель «Демон»

Слайд 9

М.Врубель «Пан»

М.Врубель «Пан»

Слайд 10

Слайд 11

Русский символизм Понятие Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное

Русский символизм Понятие

Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение

мирового единства через символы.

Зародился в 60 – 70-е гг. XIX века во Франции

В России получил распространение в 80 – 90-е гг. XIX века

Слайд 12

Главное средство - СИМВОЛ Символ Лишён главного качества тропов – переносности

Главное средство - СИМВОЛ

Символ

Лишён главного качества тропов – переносности смысла
Многозначен
Сосредоточение абсолютного

в единичном, он в сжатом виде отражает постижение единства жизни

Тропы (аллегория)

Переносный смысл
однозначен

Слайд 13

СИМВОЛ То, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого. Голубь

СИМВОЛ

То, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого.
Голубь –символ

мира, якорь – символ надежды…
Многозначное иносказание.
Содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов.
«Символ – окно в бесконечность». (Ф.Сологуб)
В сжатом виде отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.
Слайд 14

Предпосылки Философия Ницше, В.Соловьёва Модернизм в европейском искусстве Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)

Предпосылки

Философия Ницше, В.Соловьёва

Модернизм в европейском искусстве

Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)

Слайд 15

Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от

Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от

взглядов Платона до Ф. Ницше и В.Соловьёва

Платон

Ф. Ницше

В. Соловьёв

Слайд 16

Поэзия символизма Шарль Бодлер Поль Верлен Артюр Рембо Символизм (от франц.

Поэзия символизма

Шарль Бодлер

Поль Верлен

Артюр Рембо

Символизм (от франц. simbolism, от греч.

simbolon — знак, символ) — художественное направление, появившееся во Франции в конце 60 - начале 70-х гг. 19 в. (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства – изобразительном, музыкальном, театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры — философию, религию, мифологию. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской
истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.
Слайд 17

Жизнь Смерть Бог Основные темы символистов

Жизнь
Смерть
Бог

Основные темы символистов

Слайд 18

Предтеча символизма во Франции – Ш.Бодлер, выпустивший в 1857 книгу Цветы

Предтеча символизма во Франции – Ш.Бодлер, выпустивший в 1857 книгу Цветы

зла. В поисках путей к «несказанному» многими символистами была подхвачена мысль Бодлера о «соответствиях» между цветами, запахами и звуками. Близость различных переживаний должна, по мнению символистов, выразиться в символе. Девизом символистских исканий стал сонет Бодлера Соответствия со знаменитой фразой: Перекликаются звук, запах, форма, цвет.
Теория Бодлера была позже проиллюстрирована сонетом А.Рембо Гласные:
«А» черный, белый «Е», «И» красный,
«У» зеленый,
«О» голубой – цвета причудливой загадки…
Поиск соответствий – в основе символистского принципа синтеза, объединения искусств. Мотивы взаимопроникновения любви и смерти, гениальности и болезни, трагического разрыва между внешностью и сущностью, содержавшиеся в книге Бодлера, стали доминирующими в поэзии символистов.

Шарль Бодлер

Слайд 19

Поль Верлен Искусство поэзии О музыке на первом месте! Предпочитай размер

Поль Верлен

Искусство поэзии
О музыке на первом месте! Предпочитай размер такой, Что зыбок,

растворим и вместе Не давит строгой полнотой. Ценя слова как можно строже, Люби в них странные черты. Ах, песни пьяной что дороже, Где точность с зыбкостью слиты! То — взор прекрасный за вуалью, То — в полдень задрожавший свет, То — осенью, над синей далью, Вечерний, ясный блеск планет. Одни оттенки нас пленяют, Не краски: цвет их слишком строг! Ах, лишь оттенки сочетают Мечту с мечтой и с флейтой рог. Страшись насмешек, смертных фурий, И слишком остроумных слов (От них слеза в глазах Лазури!), И всех приправ плохих столов! Риторике сломай ты шею! Не очень рифмой дорожи. Коль не присматривать за нею, Куда она ведет, скажи! О, кто расскажет рифмы лживость? Кто, пьяный негр, иль кто, глухой, Нам дал грошовую красивость Игрушки хриплой и пустой! О музыке всегда и снова! Стихи крылатые твои Пусть ищут, за чертой земного, Иных небес, иной любви! Пусть в час, когда всё небо хмуро, Твой стих несётся вдоль полян, И мятою и тмином пьян... Всё прочее — литература!

П.Верлен в известном стихотворении Искусство поэзии
определил
приверженность музыкальности как
основную примету подлинного
поэтического творчества:
«Музыкальность – прежде всего».
В представлении Верлена, поэзия,
как и музыка, стремится к невербальному
воспроизведению реальности.
Так в 1870-е годы Верлен создал цикл
стихотворений под названием
«Песни без слов». Подобно музыканту,
поэт-символист устремляется навстречу
стихийному потоку запредельного,
энергии звучаний. Поэзия Верлена поражала
своей музыкальностью, трудноуловимыми
переживаниями.
Вслед за Верленом идея
музыки использовалась многими символистами
для обозначения творческой тайны.

Слайд 20

Артюр Рембо В поэзии гениального юноши А.Рембо, впервые употребившего верлибр (свободный


Артюр Рембо

В поэзии гениального юноши А.Рембо,
впервые употребившего верлибр

(свободный стих),
воплощалась взятая символистами на вооружение
идея отказа от «красноречия», нахождения точки
скрещения между поэзией и прозой. Вторгаясь в любые,
самые непоэтические сферы жизни, Рембо достигал
эффекта «естественной сверхъестественности»
в изображении реальности.

Молоденький солдат, с открытым ртом, без кепи, Всей головой ушел в зеленый звон весны. Он крепко спит. Над ним белеет тучка в небе. Как дождь струится свет. Черты его бледны. Озябший, крохотный,— как будто бы спросонок Чуть улыбается хворающий ребенок. Природа, приголубь солдата, не буди! Не слышит запахов и глаз не поднимает. И в локте согнутой рукою зажимает Две красные дыры меж ребер на груди

Слайд 21

Теоретическое самоопределение 1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка

Теоретическое самоопределение

1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и

новых течениях современной русской литературы»
1894 год – три сборника «Русские символисты», ведущим автором которых был В. Брюсов.
Слайд 22

Дмитрий Сергеевич Мережковский 1866 - 1941 1892 год – доклад «О

Дмитрий
Сергеевич
Мережковский
1866 - 1941

1892 год – доклад
«О причинах упадка и
новых течениях
современной русской
литературы»

Слайд 23

1894 – 1895 – издано три сборника стихотворений «Русские символисты». Инициатор

1894 – 1895 – издано
три сборника
стихотворений
«Русские символисты».
Инициатор –
Валерий Яковлевич
Брюсов (1873

– 1924),
он же автор большинства
стихотворений.
Слайд 24

Отображение жизни каждой души — полной переживаний, неясных, смутных настроений, тонких

Отображение жизни каждой души — полной переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств,

мимолётных впечатлений.
Новаторство поэтического стиха, новые, яркие и выразительные образы.
Попытки добиться оригинальной формы, уход в бессмысленной игру слов и звуков.
Символизм различает два мира: мир вещей и мир идей.
Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом.
В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру.
Искусство — ключ к тайне.

Эстетика символизма

Слайд 25

Крайний индивидуализм (повышенный интерес к проблеме личности); Противопоставление социального и индивидуального;

Крайний индивидуализм (повышенный интерес к проблеме личности);
Противопоставление социального и индивидуального;
Утверждение равнозначности

реального и идеального;
Культ таинственного; представление о непознаваемости мира;
Утверждение интуитивности постижения мира через мистические прозрения, откровения;
Поэтика условностей и иносказаний;
Выделение в слове иррационального6 звучание, ритм должны заменить значение.

Общие особенности

Слайд 26

Слайд 27

80 - 90-е гг XIX века

80 - 90-е гг XIX века

Слайд 28

Старшие символисты Понимали символизм как литературную школу Старшие символисты петербургского крыла

Старшие символисты Понимали символизм как литературную школу

Старшие символисты петербургского крыла
считали

важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека и иррациональных предчувствий.

НАДПИСЬ НА КНИГЕ
Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю… Я все уединенное, Неявное люблю. Я — раб моих таинственных, Необычайных снов… Но для речей единственных Не знаю здешних слов…
З.Гиппиус 1896

Слайд 29

Старшие символисты московского крыла проповедовали «искусство для искусства». Большое внимание уделялось

Старшие символисты московского крыла
проповедовали «искусство для искусства». Большое внимание уделялось

формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов стихосложения.

ТВОРЧЕСТВО
Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. В.Брюсов 1 марта1895

Слайд 30

Младосимволисты 1900 гг. – рубеж веков В.Иванов А. Белый А. Блок

Младосимволисты 1900 гг. – рубеж веков

В.Иванов
А. Белый
А. Блок
И. Анненский

«Апокалиптические» настроения парадоксально сочетаются

с верой в приход «царства Софии» - эпохи вечной мудрости
Слайд 31

Философская основа символизма Владимир Сергеевич Соловьёв 1853 - 1900

Философская основа символизма

Владимир Сергеевич
Соловьёв
1853 - 1900

Слайд 32

Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами –

Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами –
Только отблеск,

только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искажённый
Торжествующих созвучий?
В.С. Соловьёв
Слайд 33

Течение возникло в конце 1900-х гг. Младосимволизм А. Блок Вяч. Иванов Эллис

Течение возникло в конце 1900-х гг.

Младосимволизм

А. Блок

Вяч. Иванов

Эллис

Слайд 34

Младосимволисты Целостное мировоззрение, форма жизненного поведения, способ творческой перестройки жизни Значение

Младосимволисты Целостное мировоззрение, форма жизненного поведения, способ творческой перестройки жизни

Значение имеет лишь

то, что находится по ту сторону жизни.
Реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей.
Творчество и жизнь понимали как элемент грандиозного художественного произведения, космического процесса.
Слайд 35

Основные особенности символизма 1. Крайний индивидуализм, повышенный интерес к внутреннему миру

Основные особенности символизма

1. Крайний индивидуализм, повышенный
интерес к внутреннему миру личности.

2. Идея

жизнетворчества средствами
искусства. Искусство – «постижение мира
иными, не рассудочными путями»
(В.Брюсов).

3. Противопоставление социального и
индивидуального, уход от социальных
задач. Искусство – чисто художественное
явление.

Слайд 36

Основные особенности символизма 4. Культ таинственного. 5. Сближение духовно-нравственного с религиозным.

Основные особенности символизма

4. Культ таинственного.

5. Сближение духовно-нравственного с
религиозным.

6. Выделение в слове

иррационального:
звучание, ритм должны заменить значение.

7. Элитарность.