Следы во времени О русской былине

Содержание

Слайд 2

1.Былина как жанр. Былина (старина, старинка) – жанр русского народного эпоса.

1.Былина как жанр.

Былина (старина, старинка) – жанр русского народного эпоса. Это

песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси.
Былины принадлежат к устному народному творчеству. Они никогда не воспринимались как выдумка. Народ верил тому, о чём говорилось в былине.
Слайд 3

2. Основные этапы развития былинного творчества. Начинают складываться в X –XI

2. Основные этапы развития былинного творчества.

Начинают складываться в X –XI веках,

в период Киевской Руси. Это своеобразное «эпическое время», когда правит князь Владимир. Это былины о «змееборцах».
Позднее, когда единое Киевское государство начинает распадаться на отдельные княжества, возникают областные былинные циклы.
Слайд 4

3. Классификация былин.

3. Классификация былин.

Слайд 5

Классификация былин по содержанию.

Классификация былин по содержанию.

Слайд 6

4. Герои былин. Главным и самым любимым героем является «старый казак» Илья Муромец.

4. Герои былин.

Главным и самым любимым героем является «старый

казак» Илья Муромец.
Слайд 7

Герои былин Большой известностью и заслуженным уважением пользуется Добрыня Никитич.

Герои былин

Большой известностью и заслуженным уважением пользуется Добрыня Никитич.

Слайд 8

Герои былин. Воспевает былина князя Вольгу и крестьянина Микулу.

Герои былин.

Воспевает былина князя Вольгу и крестьянина Микулу.

Слайд 9

Герои былин Повествует былина о богатыре Дунае и великане Святогоре.

Герои былин

Повествует былина о богатыре Дунае и великане Святогоре.

Слайд 10

5. Художественные особенности былин. Воспеваются важные события. Торжественная стихотворная форма. Ударение

5. Художественные особенности былин.

Воспеваются важные события.
Торжественная стихотворная форма.
Ударение падает на третий

слог от начала стиха и на третий слог от конца. Последний слог всегда ударный.
«Птица чёрный ворон не пролёты-ват» (вместо «не пролетывает»);
«А подъехал как ко силушке велико-ей» (вместо «великой»).
Слайд 11

Художественные особенности былин. Рифмы в былине нет, возможны созвучия. . Так

Художественные особенности былин.

Рифмы в былине нет, возможны созвучия.
.

Так все травушки-муравы уплеталися


Да й лазоревы цветочки осыпалися...
Былина строго следит за благозвучием текста:
Засвистал-то Соловей да по-соловьему,
Закричал злодей-разбойник по-звериному.
Слайд 12

Художественные особенности былин. Песенность обнаруживается в одинаковом синтаксисе стихов: Уходили все

Художественные особенности былин.

Песенность обнаруживается в одинаковом синтаксисе стихов:
Уходили все рыбы во

синии моря,
Улетали все птицы за оболока,
Ускакали все звери во темные леса.

На однородном фоне возможны и отступления, чтобы выделить нужное:
Иной хвалится добрым конем,
Иной хвалится шелковым портом,
Иной хвалится селами и приселками,
Иной хвалится городами с пригородками,
Иной хвалится родной матушкой,
А безумный хвастает молодой женой.

Слайд 13

Сюжет былины. Былины сюжетны. Большую роль играет диалог.

Сюжет былины.

Былины сюжетны.
Большую роль играет диалог.

Слайд 14

Слайд 15

Структура былины. Для былин характерно замедленное действие. Используются троекратные повторения. Встречаются

Структура былины.

Для былин характерно замедленное действие.
Используются троекратные повторения.
Встречаются общие места, т.е.

устоявшиеся сочетания для изображения действия, поступков, портрета и т.п., которые употребляются в разных былинах.
Слайд 16

Изобразительно-выразительные средства. Гипербола – преувеличение основных черт и качеств героя. Контраст

Изобразительно-выразительные средства.

Гипербола – преувеличение основных черт и качеств героя.
Контраст (противопоставление), антитеза

(герой действует вопреки).
Постоянные эпитеты, синонимы, сравнения, уменьшительные и увеличительные суффиксы.
Детали русского быта.