Собирательный образ человека на войне в литературе и кинематографе 1914-1945 г

Содержание

Слайд 2

Первая мировая.Революция.Гражданская война. Пер­вая ми­ро­вая война на­ча­лась в августе 1914 года

Первая мировая.Революция.Гражданская война.

Пер­вая ми­ро­вая война на­ча­лась в августе 1914 года

по ини­ци­а­ти­ве Трой­ствен­но­го союза и продлилась долгих четыре года . Война так же стала причиной октябрьской революции 1917 года,в итоге которой, большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата. Классовое общество было ликвидировано, помещичья земля передана в руки крестьянам, а промышленные сооружения – в руки рабочих. На этом фоне началась гражданская война 1917-1922 года.
Слайд 3

Взрыв войны не мог не отразиться в русской литературе. Русские писатели

Взрыв войны не мог не отразиться в русской литературе. Русские писатели

и поэты, так или иначе, откликнулись на это грандиозное событие. Многие из них приняли непосредственное участие в боях, награждены боевыми наградами.В ней участвовали такие личности как :
Валерий Брюсов Алексей Толстой Николай Гумилёв
Это позволило им передать свои ощущения от войны в своих произведениях.
Первая мировая нашла отражение в творчестве почти всех писателей того времени:Горький, М. «Жизнь Клима Самгина»В этом романе своем М. Горький поставил пред собою задачу изобразить с возможной полнотою сорок лет жизни России, от 80-х годов до 1918-го. Действие романа — в Москве, Петербурге и провинции, в романе действуют представители всех классов. Автор предполагает дать ряд характеров русских
Слайд 4

Первая мировая нашла отражение в творчестве почти всех писателей того времени:

Первая мировая нашла отражение в творчестве почти всех писателей того времени:
Горький,

М.
«Жизнь
Клима
Самгина»
В этом
романе
М. Горький
поставил пред
собою задачу
изобразить с возможной полнотою сорок лет жизни России, от 80-х годов до 1918-го. Действие романа — в Москве, Петербурге и провинции, в романе действуют представители всех классов. В центре романа — фигура «революционера поневоле»из страха пред неизбежной революцией — фигура человека, который чувствует себя «жертвой истории»
Слайд 5

Пастернак, Б. «Доктор Живаго» Описанное полотно жизни российской интеллигенции на фоне

Пастернак, Б.
«Доктор
Живаго»
Описанное
полотно
жизни
российской
интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия

до Великой Отечественной войны, сквозь призму биографии доктора-поэта книга затрагивает тайну жизни и смерти, проблемы русской истории, интеллигенции и революции;
Толстой, А. «Хождение по мукам» это роман,в котором прослеживается судьба русской интеллигенции накануне, во время и после революционных событий 1917 года.
Слайд 6

Кинемотограф Кинемотография тоже не осталось в стороне,так что первая мировая война

Кинемотограф

Кинемотография тоже не осталось в стороне,так что первая мировая война весьма

широко представлена в отечественном фильмострое. в 1914–1916 гг. снимали все крупнейшие русские режиссеры того времени: Евгений Бауэр, Михаил Мартов, Яков Протазанов, В Ханжонков и Ко
«Огнем и кровью» ,«Слава нам, смерть — врагам» ,«Рождество в окопах».Все эти фильмы ,по большому счету, не имели художественную ценность.
В последующие 40 лет образ Первой мировой войны лишь изредка проскальзывал в советской кинематографии, несмотря на то что многие ее
Слайд 7

картины были посвящены революционным событиям 1917 г. и Гражданской войне 1918

картины были посвящены революционным событиям 1917 г. и Гражданской войне 1918

г., т.е. времени, предшествующему часто не только ноябрю 1918 г., но и Брест-Литовскому миру. Эхо войны воплощалось в основном в большом количестве вооруженных людей в солдатских шинелях, переходящих из фильма в фильм, непонятно откуда взявшихся, но действовавших, как правило, на пользу революции.
Слайд 8

Исключения были немногочисленны. Первым из них можно считать «Октябрь» Сергея Эйзенштейна

Исключения были немногочисленны. Первым из них можно считать «Октябрь»
Сергея Эйзенштейна

(1927, «Совкино»).
В нем
предпринята,
пожалуй,
единственная
в отечественном
кинематографе
попытка создания
поэтического
образа ненужности войны.Ключом к нему является дважды повторяемый кадр оружейных штыков, втыкаемых в землю. На дворе лето 1917 г., солдаты совсем не хотят воевать, и готовы брататься с врагом, их веселые, смеющиеся, простые крестьянские лица жаждут мира, о котором лицемерно провозглашают в церквах, но Временное правительство своей антинародной политикой
Слайд 9

вместо него посылает на их головы вражеские снаряды, и они, даже

вместо него посылает на их головы вражеские снаряды, и они, даже

не думая браться за оружие, прячутся по окопам.Наибольший вклад в создание образа Первой мировой войны в сталинскую эпоху внес фильм «Человек с ружьем» .
Первый советский фильм,
в котором была предпринята
попытка создать образ солдата
Октябрьской революции и
соответственно Первой
мировой войны.События фильма касаются только последних месяцев войны, уже после прихода к власти большевиков, и сам фильм посвящен совсем не войне, а, скорее, созданию поэтического образа Владимира Ленина.«Человек с ружьем»- отечественный фильм, в котором воспроизводится хотя бы отчасти быт фронтовых солдат времен Первой мировой войны.
Слайд 10

Великая Отечественная война. Великая отечественная война длилась с июня 1941 года

Великая Отечественная война.

Великая отечественная война длилась с июня 1941 года по

май 1945 года.В тяжелейшие годы суровых испытаний Великой Отечественной войны деятели советской культуры – писатели и поэты, художники и композиторы, работники кино и радио – весь свой талант отдавали победе над врагом. Более тысячи членов Союза писателей создавали свои произведения непосредственно на фронте и в партизанских отрядах.Советская печать и радио развернули широкую патриотическую пропаганду, обратились к историческим традициям России и русской армии;
Слайд 11

Создавали образы новых героев: Николая Гастелло, который обрушил свой подбитый самолет

Создавали образы новых героев:
Николая Гастелло, который обрушил свой
подбитый самолет

на колонну вражеских танков;

Юных партизан Зои Космодемьянской и Саши Чекалина, повешенных
оккупантами.

Слайд 12

В средствах массовой информации постоянно выступали самые известные советские писатели и

В средствах массовой информации постоянно выступали самые известные советские писатели и

поэты: К.М. Симонов, А.Н. Толстой, Твардовский, А.А. Фадеев, Б.Л. Горбатов и многие другие.Огромную популярность приобрели стихотворения А.А.Суркова "Землянка" и "Жди меня" К.М. Симонова; поэма "Василий Теркин" А.Т. Твардовского.
Основная задача советской литературы
в период войны заключалась в том, чтобы
отобразить жизнь воюющего народа, передать
величие его подвига, вызвать глубокие
патриотические чувства, внушить еще
большую ненависть к врагу. Публицистика
А. Толстого, М. Шолохова, Н. Тихонова стала еще одним видом оружия, разящим врага. Вместе с тем создавались повести, романы, поэтические произведения, главными героями и темой которых был народ, его стойкость и героизм в борьбе с врагом.
Слайд 13

"Волоколамское шоссе" А. Бека, "Дни и ночи" К. Симонова, "Урал в

"Волоколамское шоссе" А. Бека, "Дни и ночи" К. Симонова, "Урал в

обороне" М. Шагинян, "В окопах Сталинграда" В. Некрасова – эти и другие литературные произведения, созданные в годы войны, охватывали фронт, тыл, партизанское движение.
Слайд 14

Кинематограф времен 1941-1945 Кинематограф,буду тогда уже довольно развитым,тоже использовался режиссерами .Основным

Кинематограф времен 1941-1945

Кинематограф,буду тогда уже довольно развитым,тоже использовался режиссерами .Основным направлением

в деятельности кинематографа была тема героической борьбы советского народа против агрессора. На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов.Они подготовили спецвыпуски № 1-3 "Все силы на разгром врага" (режиссеры С. Н. Гуров, Н. Н. Кармазинский, Л. И. Степанова), "На защиту родной Москвы" (режиссер Л. В. Варламов, Р. Б. Гиков, Б. Р. Небылицкий, Н. Н. Кармазинский).