Стезёю правды и добра

Содержание

Слайд 2

«Говорят, что мой путь – смелой правды – приведет меня когда-нибудь

«Говорят, что мой путь – смелой правды – приведет меня когда-нибудь

к погибели. Это очень может быть; но я сумею погибнуть недаром»

Эти слова принадлежат Николаю Александровичу Добролюбову – одному из самых замечательных и одаренных людей, родившихся на Нижегородской земле. Он был литературным критиком, публицистом, самобытным мыслителем, поэтом, педагогом.
Но, прежде всего, Добролюбов – это человек, которому за 25 прожитых лет удалось стать для целого поколения «властителем дум».

Слайд 3

Добролюбов достоин того, чтобы мы помнили о нем – о человеке,

Добролюбов достоин того, чтобы мы помнили о нем – о человеке,

ставшем героем своего времени!
В XXI веке тоже есть место героям.
Вы можете достичь успеха и оказаться «во главе всего развития русской мысли».
В этом вам, как когда-то Н. А. Добролюбову, поможет чтение.
Слайд 4

Структура выставки 1. «Искусство читать – это искусство мыслить» – влияние

Структура выставки

1. «Искусство читать – это искусство мыслить» – влияние

книг на формирование личности Добролюбова в детстве и юности.
2. «Триумф реализма» – новые веяния в литературе 1840-60-х гг., круг чтения современников Добролюбова.
3. «Голос эпохи» – литературная деятельность Добролюбова, как наиболее яркое отражение тенденций культурной и общественной жизни второй половины XIX века.
4. Добролюбов в памяти современников и потомков.
Слайд 5

Николай Александрович Добролюбов родился 5 февраля 1836 года, в Нижнем Новгороде,

Николай Александрович Добролюбов родился 5 февраля 1836 года, в Нижнем Новгороде,

в семье священника.
Отец его, Александр Иванович, был хорошо образованным и уважаемым в городе человеком, членом консистории.
Мать, Зинаида Васильевна, по воспоминаниям близких, была образцовой матерью и первым учителем своих детей: «От нее получил я свои лучшие качества, с ней сроднился я с первых лет своего детства… для нее было все, что я ни делал» – вспоминал Добролюбов.

Орлов С. А. Н. Добролюбов в Нижнем Новгороде / С.А. Орлов. – 2-е изд. с изменениями. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1975. – С.16-36.

Н.А. Добролюбов с отцом

Слайд 6

Искусство читать – это искусство мыслить Уже с юных лет Добролюбов

Искусство читать – это искусство мыслить

Уже с юных лет Добролюбов

удивлял окружающих любознательностью, любовью к чтению. В 13-14 лет он прекрасно знал лучших русских писателей, прочел все книги, какие смог достать дома и у знакомых, и делал уже первые пробы пера в стихах, прозе и даже в драме.

Орлов С. А. Н. Добролюбов в Нижнем Новгороде / С.А. Орлов. – 2-е изд. с изменениями. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1975.- С.91-114.

Слайд 7

Добролюбов-семинарист читает фантастически много. Чтение, сообщает он в одном из писем,

Добролюбов-семинарист читает фантастически много. Чтение, сообщает он в одном из писем,

относящихся к этому времени, "сделалось моим главным занятием и единственным наслаждением и отдыхом от тупых и скучных семинарских занятий. Я читал все, что попадалось под руку: историю, путешествия, рассуждения, оды, поэмы, романы, всего больше романы"

Добролюбов Н. А. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1: Статьи, рецензии и заметки (1853-1858) / Н.А. Добролюбов; сост. и вступ. ст. Ю. Г. Буртина.- М.: Художественная литература, 1986. - 726 с.

Искусство читать – это искусство мыслить

Слайд 8

19--21 марта 1850 года о романе популярнейшего в те годы французского

19--21 марта 1850 года о романе популярнейшего в те годы французского

писателя Эжена Сю "Удалой гасконец и Синяя борода: "Роман очень хороший. И весел, и занимателен, и умен. Кажется, не много истории, да ведь это роман"
25 февраля 1852 года: "Поэзия Лермонтова особенно по душе мне. Мне не только нравятся его стихотворения, но я сочувствую ему, я разделяю его убеждения... Не много есть стихотворений у Лермонтова, которых бы я не захотел прочитать десять раз сряду, не теряя притом силы первоначального впечатления... "

Каждое прочитанное сочинение – будь то стихи, роман, богословский трактат или критическая статья – Добролюбов вносит в «Реестры читанных книг» с отзывом о своем впечатлении:

Искусство читать – это искусство мыслить

Слайд 9

Первый (19 февраля 1850 г.): "Гадость. Характер Голядкина пренеестественный. Завязка преглупая;

Первый (19 февраля 1850 г.): "Гадость. Характер Голядкина пренеестественный. Завязка преглупая;

для чтения утомительно... Просто черт знает что такое"
Тем не менее через три месяца он вновь к нему возвращается: ""Двойник" перечитал в другой раз, и он мне показался вовсе не таким гадким, как прежде. Теперь я понял, что Голядкин – помешанный. В частностях особенно очень хорошо"

Он не только читает, но и перечитывает, притом перечитывает порой и не понравившиеся ему вещи, проверяя прежнее свое впечатление. Показательны два отзыва о повести Достоевского «Двойник»

Искусство читать – это искусство мыслить

Слайд 10

Николай Добролюбов был еще и организатором "библиотеки на общественных началах«, широко

Николай Добролюбов был еще и организатором "библиотеки на общественных началах«, широко

раздавая свои книги знакомым. Сведения о читателях заносились в тетрадку, разграфленную на несколько рубрик. Рубрика названий имела заголовок: "Книги, отдаваемые для чтения".

Большой популярностью пользовался известный роман Д. Н. Бегичева "Семейство Холмских«», сочинения М. Ю. Лермонтова, В. И. Даля, "Басни Крылова", "Ревизор" Н. В. Гоголя, хрестоматия русской литературы А. Д. Галахова, "Русская история" Н. Г. Устрялова, и др. Но особенно интенсивно, иногда прямо передаваясь из рук в руки, читались журналы "Отечественные записки" и "Современник" .

Искусство читать – это искусство мыслить

Егоров Б. Ф. Н. А. Добролюбов – создатель двух библиотек на общественных началах / Б.Ф. Егоров // В мире Добролюбова.- М.: Советский писатель, 1989. – С.315-324.

Слайд 11

В 1853 г., окончив курс семинарии, Добролюбов поехал в Петербург, чтобы

В 1853 г., окончив курс семинарии, Добролюбов поехал в Петербург,

чтобы поступить в духовную академию. Но после сильных колебаний, вызванных опасением огорчить отца, он поступает в главный педагогический институт, где преподавание было университетское, а студенты находились на казенном иждивении.

Здание Двенадцати коллегий, где размещался
Главный педагогический институт

Институт сыграл очень большую роль в ходе умственного развития Добролюбова. Тут было несколько выдающихся профессоров – Лоренц, Благовещенский, Срезневский, был кружок товарищей, была возможность много заниматься и читать .

Искусство читать – это искусство мыслить

Слайд 12

Детские и юношеские годы Н. А. Добролюбова пришлись на непростое для

Детские и юношеские годы Н. А. Добролюбова пришлись на непростое для

русской культуры время.
В 1840-х гг. в обществе крепли пессимистические настроения, отражённые в «Философических письмах» П. Я. Чаадаева, в поэзии Е. А. Баратынского, в творчестве Н. В. Кукольника. . Разочарование в идеалах предшествующего поколения привело к развитию критического начала в литературе. Были поставлены важнейшие проблемы, пока не нашедшие своего решения.

Триумф реализма

Слайд 13

Н. В. Гоголь обратился к сатирическому изображению жизни России, которая в

Н. В. Гоголь обратился к сатирическому изображению жизни России, которая в

его повестях предстаёт забавной, но в то же время жалкой и бесцельной. Гоголь закладывает основы натуральной школы, для которой «смех сквозь слезы» стал одним из важнейших эстетических принципов.

Другой вариант ревизии положительных идеалов пушкинской эпохи представлен в творчестве М. Ю. Лермонтова. Основной мотив поэзии Лермонтова – сомнение. Любовь предстаёт источником горя и бедствий, душа человеческая – вместилищем тёмных сил. Лермонтов своей критикой идеалов дополнял критику реальной жизни, оформившуюся в прозе Гоголя.

Триумф реализма

Слайд 14

Достоевский избрал основной темой своих сочинений страдания русских людей, у него

Достоевский избрал основной темой своих сочинений страдания русских людей, у него

страдания порождены не условиями среды, а самой человеческой природой. В человеке Достоевского не преобладают ни природное, ни социальное начала; он рассматривается как порождение внешних сил и данный таковым раз и навсегда.

Особую чуткость к наблюдению перемен в русской жизни проявил Тургенев. От изображения романтиков он переходит к «лишним людям», в которых первые ростки мысли и совести сталкиваются с сопротивлением окружающей действительности.

Триумф реализма

Слайд 15

Добролюбов не мог остаться в стороне от новых веяний. Поэтому главным

Добролюбов не мог остаться в стороне от новых веяний. Поэтому главным

в его творческом наследии стали критические статьи, посвященные творчеству крупнейших авторов – современников Николая Александровича: И. С. Тургенева, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, И. А. Гончарова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Т. Г. Шевченко и многих других.

Голос эпохи

М. Е. Салтыков-Щедрин

И. С. Тургенев

Ф. М. Достоевский

Слайд 16

Добролюбов требует, чтобы в основе произведения лежала идея. Писатель должен «проникнуться

Добролюбов требует, чтобы в основе произведения лежала идея.
Писатель должен «проникнуться

народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним,… прочувствовать все тем простым чувством, каким обладает народ».

Голос эпохи

Т. Шевченко

А. Н. Островский

И. А. Гончаров

Слайд 17

Особое место в литературе 1840-60-х гг. занимает журналистика. В 1846 г.

Особое место в литературе 1840-60-х гг. занимает журналистика.
В 1846

г. Некрасов и Панаев приобретают «Современник», который на 20 лет делается важнейшим из русских журналов. После смерти Белинского Некрасов приглашает в журнал Чернышевского, затем Н. А. Добролюбова
В 1856-1857 гг. Добролюбов уже был хотя и тайным, но весьма деятельным сотрудником журнала «Современник».

Голос эпохи

Слайд 18

Первая статья Добролюбова «Собеседник любителей российского слова», подписанная псевдонимом «Н. Лайбов»

Первая статья Добролюбова «Собеседник любителей российского слова», подписанная псевдонимом «Н. Лайбов»

(псевдоним образован из последних слогов имени и фамилии автора: «...лай ...бов»), была напечатана в августовской книжке «Современника» за 1856 год.

Голос эпохи

Слайд 19

Я ваш, друзья, – хочу быть вашим, На труд и битву

Я ваш, друзья, – хочу быть вашим,
На труд и битву я

готов, –
Лишь бы начать в союзе нашем
Живое дело, вместо слов.
Но если нет, – мое презренье
Меня далеко оттолкнет
От тех кружков, где словопренье
Опять права свои возьмет.

Добролюбов Н. А. Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами: статья / Н.А. Добролюбов // Собрание сочинений в трех томах. - М., 1952.- Т. 3.- С. 5-28.
Добролюбов Н. А. Внутреннее обозрение: статья / Н.А. Добролюбов // Собрание сочинений в трех томах. -М., 1952.- Т. 3.- С. 418-456.

Голос эпохи

Коллектив журнала «Современник»

Слайд 20

Современники отзывались о Добролюбове по-разному: Некрасов: «Бедное полуголодное ученье; потом четыре

Современники отзывались о Добролюбове по-разному:

Некрасов: «Бедное полуголодное ученье; потом четыре года

лихорадочного неутомимого труда и, наконец, год, проведенный в предчувствиях смерти, вот и вся биография»
Тургенев: «Я пожалел о смерти Добролюбова, хотя и не разделял его воззрений: человек был даровитый – молодой... Жаль погибшей, напрасно потраченной силы!"
Достоевский: «В его таланте есть сила, происходящая от убеждения"
Чернышевский: «Ему было только двадцать пять лет. Но уже четыре года он стоял во главе русской литературы, нет, не только русской литературы, – во главе всего развития русской мысли»

Но все они признавали его неоценимое значение для русской культуры и общественной жизни

Слайд 21

Николай Александрович Добролюбов умер 17 (29) ноября 1861 года в возрасте

Николай Александрович Добролюбов умер 17 (29) ноября 1861 года в возрасте

25 лет. Он был похоронен на Волковском кладбище рядом с Виссарионом Белинским; именно с появления его могилы начали складываться «Литераторские мостки».

…Года минули, страсти улеглись, И высоко вознесся ты над нами... Плачь, русская земля! но и гордись — С тех пор, как ты стоишь под небесами, Такого сына не рождала ты И в недра не брала свои обратно: Сокровища душевной красоты Совмещены в нем были благодатно... Природа-мать! когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни...
Н. А. Некрасов

Могила Н. А. Добролюбова

Слайд 22

В Нижнем Новгороде расположен единственный в России музей Н. А. Добролюбова,

В Нижнем Новгороде расположен единственный в России музей
Н. А. Добролюбова,

включающий историко-литературную экспозицию в бывшем доходном доме семьи Добролюбовых, а также дом-музей во флигеле усадьбы Добролюбовых, где прошли детские
и юношеские годы Николая Александровича.

Государственный литературно-мемориальный музей Н.А.Добролюбова

Слайд 23

В честь писателя названы: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А.

В честь писателя названы:

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова

Архангельская областная

научная библиотека

Центральная библиотека №36
им. Н.А. Добролюбова в г. Москве

Слайд 24

Милый друг, я умираю Оттого, что был я честен; Но зато

Милый друг, я умираю
Оттого, что был я честен;
Но зато родному краю,
Верно,

буду я известен.
Милый друг, я умираю,
Но спокоен я душою...
И тебя благословляю:
Шествуй тою же стезею.
1861

Памятник Н. А. Добролюбову в Нижнем Новгороде
Авторы проекта:
Народный художник РСФСР, скульптор П. И. Гусев,
заслуженный архитектор РСФСР Б. С. Нелюбин