Своеобразие поэтического мира Пастернака

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Там труд был легок, как урок письма, и кто-то – мы

Там труд был легок, как урок письма,
и кто-то – мы еще

не знали сами –
замаливал один пред небесами
наш грех несовершенного ума.
Слайд 4

“Замаливал…грех несовершенного ума” “План содержания” (тема и содержание предложения, идейная и

“Замаливал…грех несовершенного ума”

“План содержания”
(тема и содержание предложения, идейная и художественная

позиция автора, его жизн. опыт и т.д.)
Слайд 5

“Труд был легок, как урок письма” “План выражения” (все поэтические пр-я

“Труд был легок, как урок письма”

“План выражения”
(все поэтические пр-я

выступают перед нами как та или иная образная микросистема, ритмо-рифмически строго организованная. Содержательная языковая суть и формальная сторона).
Слайд 6

Задачи урока: соотнести “план содержания” и “план выражения” в лирике Пастернака,

Задачи урока:
соотнести “план содержания” и “план выражения” в лирике Пастернака,
понять

своеобразие и специфичность его стихотворного почерка,
проследить эволюцию поэтического мастерства.
Слайд 7

“Замаливал…грех несовершенного ума” “План содержания” он – творец, он - новатор

“Замаливал…грех несовершенного ума”

“План содержания”
он – творец, он - новатор
поэт – мыслитель
говорит

о жизни на языке самой жизни
поэзия делает невероятное и поэтому кажется непонятна
вера в жизнь
человек определяется через природу
Слайд 8

“Труд был легок, как урок письма” “План выражения” он – творец,

“Труд был легок, как урок письма”

“План выражения”
он – творец, он -

новатор
искусство широких обобщений, большой духовной насыщенности
жизнь и поэзию он рассматривал как синонимы
кажется непонятной
случайность становится почти законом
зачинатель нового лада, нового строя
человек определяется через природу
смотрит глазами музыканта и художника
Слайд 9

Борис Пастернак. Писать о феврале навзрыд

Борис Пастернак. Писать о феврале навзрыд

Слайд 10

Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» - Какие ассоциации возникают со словом «февраль»?

Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!»

- Какие ассоциации возникают со словом

«февраль»?
Слайд 11

Слайд 12

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною

горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Слайд 13

Слайд 14

Пролетка – легкий четырехколесный и двухместный экипаж, запряженный лошадью, а в

Пролетка – легкий четырехколесный и двухместный экипаж, запряженный лошадью, а в

связи с этим и соответ. слово (обр.внимание на полет – легкость);
благовест (благая весть) – колокольный звон, которым оповещают о церковной службе;
гривна – десять копеек (реже – гривенник).
Слайд 15

«Февраль. Достать чернил и плакать!» План содержания Словесные образы: предметный ряд

«Февраль. Достать чернил и плакать!»

План содержания
Словесные образы:
предметный ряд
чернила, шесть гривен (мир

человека);
слякоть, лужи, проталины, пролетка (мир земли);
ливень (соединение неба и земли);
тысячи грачей, ветер (небо)
основа – высь - человек
Слайд 16

«Февраль. Достать чернил и плакать!» План содержания Словесные образы: зрительные: весною

«Февраль. Достать чернил и плакать!»

План содержания
Словесные образы:
зрительные:
весною черною горит, чернила,

обугленные груши, проталины чернеют (черный – красный)
Слайд 17

«Февраль. Достать чернил и плакать!» План содержания Словесные образы: слуховые: грохочущая

«Февраль. Достать чернил и плакать!»

План содержания
Словесные образы:
слуховые:
грохочущая слякоть, благовест, клик

колес(клик – победный возглас, создают ощущение праздника, торжества), ливень еще шумней, тысячи грачей // сорвутся в лужи и обрушат // сухую грусть на дно очей;
ветер криками изрыт
слагаются стихи навзрыд
Слайд 18

План содержания Словесные образы: Образ лирического героя достать чернил и плакать;

План содержания
Словесные образы:
Образ лирического героя
достать чернил и плакать; писать

навзрыд; перенестись туда; чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд.
Слайд 19

План выражения фонетический уровень: звукопись, аллитерация на «л», щипящие, анафора (звуковая)

План выражения
фонетический уровень:
звукопись, аллитерация на «л», щипящие, анафора (звуковая)
лексический уровень:
ассоциативные ряды,

сочетание лексики разных стилей (книжных и разговорного) усиливает выразительность, неожиданность восприятия
эпитеты, метафоры, сравнения, архаизмы, прием разрушения фразеологизма «плакать навзрыд» - «писать навзрыд»;
повтор «достать»
Слайд 20

морфологический уровень преобладание имен над глаголами: сущ. -24 глаголы и глагольные

морфологический уровень
преобладание имен над глаголами:
сущ. -24
глаголы и глагольные формы – 13
глаголы

в инфинитиве употребляются в значении повелительного наклонения
синтаксический уровень:
использование односоставных предложений (назывных и инфинитивных); сложноподчиненных и сложносочиненных предложений; предложений с однородными членами.