Тема природы в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Содержание

Слайд 2

Сравнительный анализ

Сравнительный анализ

Слайд 3

Лирика природы в творчестве А.А. Фета. В своей поэзии Фет опирался на взгляды немецкого философа А.Шопенгауэра

Лирика природы в творчестве А.А. Фета.

В своей поэзии Фет

опирался на взгляды немецкого философа А.Шопенгауэра
Слайд 4

Человек — это существо, в котором «мировая воля» борется сама с

Человек — это существо, в котором «мировая воля» борется сама с собой.

Способы достойной жизни (поиск «тихих гаваней»):
Искусство, которое создает прочную иллюзию красоты.
Этический (моральный) аскетизм: отказ от соблазнов, то есть бессмысленной траты энергии.
Философия, которая выясняет подлинную причину трагичности бытия.
Цель искусства состоит в освобождении души от страданий жизни. Искусство освобождает нас от традиционной суеты жизни.
Слайд 5

«На стоге сена ночью лунной…» На стоге сена ночью южной Лицом

«На стоге сена ночью лунной…»

На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди

я лежал,
И хор светил, живой и дружный.
Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон, немая
Безвестно уносилась прочь,
И я как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.
Слайд 6

«На стоге сена ночью лунной…» Бездна мира не пугает, а приближает к гармонии

«На стоге сена ночью лунной…»

Бездна мира не пугает, а приближает

к гармонии
Слайд 7

«Заря прощается с землею…» Заря прощается с землею, Ложится пар на

«Заря прощается с землею…»

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю

на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Как незаметно потухают
Лучи – и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон:
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне,-
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
Слайд 8

«Заря прощается с землею…» Образ мирового дерева – символ космического согласия

«Заря прощается с землею…»

Образ мирового дерева – символ космического согласия

Слайд 9

«Какая ночь! Во всем такая нега…» Какая ночь! На всем какая

«Какая ночь! Во всем такая нега…»

Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю,

родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной – и последней, может быть.
Слайд 10

«Какая ночь! Во всем такая нега…» Человек – частица огромного Божьего мира

«Какая ночь! Во всем такая нега…»

Человек – частица огромного Божьего

мира
Слайд 11

«Ель рукавом мне тропинку завесила…» Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер.

«Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Ель рукавом мне тропинку завесила.           Ветер. В

лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —           Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом всё гудет и колышется,           Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится           Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!           Мертвые что́ мне листы! Кажется, издали странника бедного           Нежно приветствуешь ты.
Слайд 12

«Ель рукавом мне тропинку завесила…» Описание природы – средство выражения человеческих чувств

«Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Описание природы – средство выражения человеческих

чувств
Слайд 13

«Шепот, робкое дыханье…» Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье

«Шепот, робкое дыханье…»

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные

тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы.
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!...
Слайд 14

«Шепот, робкое дыханье…» А.А.Фет – импрессионист. В его поэзии – впечатление, фрагментарность, выхваченность мига.

«Шепот, робкое дыханье…»

А.А.Фет – импрессионист. В его поэзии – впечатление,

фрагментарность, выхваченность мига.
Слайд 15

Слайд 16

Определим общие признаки

Определим общие признаки

Слайд 17

Сравнительный анализ поэтического творчества

Сравнительный анализ поэтического творчества

Слайд 18

Определите «тютчевский» и «фетовский» элементы в поэзии.

Определите «тютчевский» и «фетовский» элементы в поэзии.

Слайд 19

Творческий эксперимент Впишите пропущенные эпитеты Есть в светлости осенних вечеров ------------------,

Творческий эксперимент Впишите пропущенные эпитеты

Есть в светлости осенних вечеров
------------------, -----------

прелесть:
------------- блеск и пестрота дерев,
----------листьев ------, ------ шелест,
------------- и ----------------- лазурь
Над -------------- землею,
.

УМИЛЬНАЯ

ТАИНСТВЕННАЯ

ЗЛОВЕЩИЙ

БАГРЯНЫХ

ТОМНЫЙ

ЛЁГКИЙ

ТУМАННАЯ

ЧИСТАЯ

ГРУСТНО СИРОТЕЮЩЕЙ

Слайд 20

Впишите пропущенные эпитеты. И, как предчувствие ------------ бурь, ------------, ------- ветр

Впишите пропущенные эпитеты.

И, как предчувствие ------------ бурь,
------------, ------- ветр порою.
Ущерб, изнеможенье

– и на всем
Та ---------- улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

СХОДЯЩИХ

ПОРЫВИСТЫЙ

ХОЛОДНЫЙ

КРОТКАЯ

Слайд 21

Сравните придуманные эпитеты с авторскими: В обычной речи эти слова определяют

Сравните придуманные эпитеты с авторскими:


В обычной речи эти слова

определяют внутреннее состояние человека. А у автора они отнесены к описанию природы. Значит, для поэта природа – живое существо.

Умильная
Таинственная
Зловещий
Багряных
Томный
Грустно-Сиротеющей
Сходящих
Порывистый
Холодный
Кроткая

Слайд 22

Слайд 23

Какие морфологические и синтаксические средства использует поэт? Это утро, радость эта,

Какие морфологические и синтаксические средства использует поэт?

Это утро, радость эта,
Эта мощь

и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух –не лист…
Слайд 24

В стихотворении лишь назывные предложения. Все перечисленные предметы сливаются в один

В стихотворении лишь назывные предложения. Все перечисленные предметы сливаются в

один музыкальный аккорд. Поэт отобразил прекрасные мгновения жизни, трудноуловимые ее оттенки
Слайд 25

Слайд 26

вывод

вывод