Творчество Рембрандта ван Рейна

Содержание

Слайд 2

РЕ́МБРАНДТ ХА́РМЕНС ВАН РЕЙН (1606 -1669) - голландский художник, великий мастер

РЕ́МБРАНДТ ХА́РМЕНС ВАН РЕЙН (1606 -1669) - голландский художник, великий мастер

светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. Художник создал около 350 картин, более 100 рисунков и около 300 офортов.

«Автопортрет»

Слайд 3

Рембрандт Харменс ван Рейн родился15 июля 1606 года в семье лейденского

Рембрандт Харменс ван Рейн родился15 июля 1606 года в семье лейденского

мельника. Его отец был достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и устроить его в 1620 году в Лейденский университет. Но Рембрандт проучился недолго - решил стать художником. Три года он работает подмастерьем у одного лейденского художника, а затем полгода учится живописи у Питера Ластмана в Амстердаме. Ластман, искусный мастер, обучавшийся в Италии, познакомил Рембрандта с эффектом светотени, применяющейся для передачи объемности и раскрытия драматизма действия. Этот прием станет главным в творчестве художника.

Лейденский университет

Слайд 4

В Амстердаме Рембрандт живет у торговца картинами Хендрика ван Эйленбюрха, который

В Амстердаме Рембрандт живет у торговца картинами Хендрика ван Эйленбюрха, который

покровительствует ему, устраивает заказы на портреты, что создает молодому художнику репутацию модного преуспевающего мастера.
В это время художник пишет «Урок анатомии доктора Тульпа». Заказ на групповой портрет - самый почетный и выгодный, какой мог выпасть на долю голландского художника. Рембрандт получил задание изобразить лекцию по анатомии руки популярного в Амстердаме врача, доктора Николаса Тульпа, прочитанную в конце 1631-го года перед членами амстердамской гильдии хирургов, с демонстрацией на трупе казненного преступника Ариса Кинтда.
Слайд 5

На протяжении всей своей жизни Рембрандт написал великое множество автопортретов. По

На протяжении всей своей жизни Рембрандт написал великое множество автопортретов. По

ним с удивительной точностью можно проследить, как на протяжении жизни меняется мироощущение художника.
«Автопортрет с золотой цепью» принадлежит к ранним автопортретам художника. С картины смотрит лицо молодого, очень уверенного в себе человека. Успех, любовь, богатство - все для него достижимо, все ему по плечу.
Слайд 6

В 1634 году Рембрандт удачно женился на племяннице Хендрика Саскии, а

В 1634 году Рембрандт удачно женился на племяннице Хендрика Саскии, а

к 1639 году вместе с женой приобрел в столице великолепный дом. Брак сблизил художника с состоятельными кругами общества.
До начала 1640-х гг. он пользуется большим успехом у заказчиков, это время его личного благополучия. В знаменитом шедевре этого периода - «Автопортрете с Саскией на коленях» Рембрандт изобразил себя с молодой женой за праздничным столом. Нежные переливы золотистых тонов, потоки света, пронизывающие картину, передают радостное настроение молодого и преуспевающего художника и его жены, полных надежд и мечтаний.
Слайд 7

Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года

Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года

после своей женитьбы на Саскии. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая ее на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Молодая обнаженная женщина в постели освещена потоком теплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог. Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью. Ее доверчивый взгляд обращен в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Спутанная прическа, примятая подушка — все говорит о том, что еще минуту назад, раскинувшись в дремотной неге, женщина смотрела сладкие сны в своей роскошной постели.
Слайд 8

Трое детей Рембрандта умерли во младенчестве, и только сына Титуса, родившегося

Трое детей Рембрандта умерли во младенчестве, и только сына Титуса, родившегося

в 1641 году, не постигла эта участь. Однако в следующем году умерла Саския. Тем не менее, именно в эту пору Рембрандт пишет самую знаменитую свою картину «Ночной дозор» и достигает вершины славы. Картина представляет собой групповой портрет членов стрелковой гильдии и решена художником как реальная сцена на улице. Рембрандт отказался от принятого в то время статичного расположения всех участников, создав сцену, полную движения. Контрасты света и тени, эмоциональность живописи передают взволнованность события. Картина приобретает исторический характер, повествуя о мужественных людях, готовых с оружием в руках отстоять свободу и национальную независимость своей родины.
Слайд 9

С годами углубляется реалистическое мастерство Рембрандта. Он отказывается от лишних подробностей

С годами углубляется реалистическое мастерство Рембрандта. Он отказывается от лишних подробностей

и декоративных эффектов в пользу большей глубины и эмоциональной напряженности художественного образа. Очень большое место в творчестве художника начинает занимать камерный портрет. Таковы, например, «Портрет старушки», «Читающий Титус», многочисленные автопортреты.
Слайд 10

После смерти Саскии дела Рембрандта идут далеко не блестяще. В 1656

После смерти Саскии дела Рембрандта идут далеко не блестяще. В 1656

году его дом и собранные коллекции были проданы с молотка. В жизнь художника вошла другая женщина. Хендрикье Стоффельс сначала была служанкой в доме художника. Ее открытость и бесконечная доброта помогли Рембрандту пережить все навалившиеся беды. Она стала верной спутницей мастера, любимой моделью. Хендрикье позировала для «Вирсавии». В обнаженной фигуре совсем не чувствуется царственной повелительности будущей матери царя Соломона. Вирсавия не блещет красотой в обычном понимании этого слова. В ее облике больше теплоты и милостивости, чем ослепительного сияния. Перед Вирсавией склонилась старая служанка, подстригающая ногти хозяйки. Всем своим видом она как бы подчеркивает простоту и заурядность происходящего.
Слайд 11

В конце творческого пути Рембрандт пишет грандиозное полотно «Возвращение блудного сына».

В конце творческого пути Рембрандт пишет грандиозное полотно «Возвращение блудного сына».

Евангельскую притчу о юноше, который ушел из дома, растратил состояние и жалким, оборванным, униженным вернулся к отцу, художник наполняет глубоко человеческим содержанием. Благородная идея любви к страдающему человеку раскрыта здесь в поразительных по жизненной убедительности образах. Лицо старого полуслепого отца и жест его рук выражают бесконечную доброту, а фигура сына в грязном рубище, прильнувшая к отцу, — искреннее и глубокое раскаяние. Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не вызывает столько глубоких и сострадательных чувств. Рембрандт учил своих зрителей любви и прощению.
Слайд 12

«Артаксеркс, Аман и Эсфирь» изображает известный библейский сюжет. Жена персидского царя

«Артаксеркс, Аман и Эсфирь» изображает известный библейский сюжет. Жена персидского царя

Артаксеркса, иудейка Эсфирь, обвинила во время пира любимца царя царедворца Амана в коварных замыслах истребить ее народ.
На картине всего три человека, обстановка пира дана лишь намеком. Трепетно опускает руки, заканчивая свою речь, Эсфирь, гневная складка сжала губы царя, в позе Амана царит обреченность. Расстояние, отделяющее визиря от Артаксеркса, кажется огромным, в то время как царь и царица образовали единую группу. Фигура Эсфири, озаренная ярким лучом света, разрывая сгущающуюся тьму, звучит как символ победы. Аман погружен в тень.
Слайд 13

Рембрандт умер в возрасте шестидесяти трех лет, Хендрикье умерла на два

Рембрандт умер в возрасте шестидесяти трех лет, Хендрикье умерла на два

года раньше. Это было новой большой трагедией в жизни мастера. Уже после смерти жены он завершает одну из своих последних работ - «Автопортрет за мольбертом». Из глубин теплого темно-коричневого фона с полотна смотрит полное сдержанного достоинства лицо мастера, все остальное как бы растворяется в темноте, и только руки, держащие палитру, привлекают внимание зрителя. Этот автопортрет стал первой работой Рембрандта в Лувре.
Он был приобретен проницательным Людовиком XIV, приказавшим скупить все оставшиеся после смерти художника работы. Именно этому королевскому решению Лувр обязан столь обширной коллекцией работ великого мастера.
Слайд 14

Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Похоронили его в

Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Похоронили его в

амстердамской церкви Вестеркерк. Точное место его захоронения неизвестно, однако предположительно оно находится у северной стены церкви. Как это часто бывает в истории искусства, несмотря на свой гениальный талант, Рембрандт умер в бедности и одиночестве, забытым, никому не нужным мастером. Но чем дальше бежит время, тем ценнее в глазах человечества наследие художника. Можно без преувеличения сказать, что Рембрандт - один из самых величайших художников в истории мирового искусства.

Церковь Вестеркерк