Учебная исследовательская работа по теме: «Герой нашего времени. Идеалы современной молодежи». Автор работы: Дробышева Анастасия

Содержание

Слайд 2

Вступление Актуальность. Каждый день в нашей стране появляются книги сотен различных

Вступление

Актуальность.
Каждый день в нашей стране появляются книги сотен различных

наименований. Всё больше писателей стремятся обрести читательское признание. Каков же герой нашего времени, идеалы современного общества, созданные авторами книг в конце XX – начале XXI в.в.?

Гипотеза.
Появление героя нашего времени, формирование идеалов современного общества в литературе зависят от умения писателя создать впечатляющие образы, выразить свою неповторимую личность так, что это будет интересно для многих читателей.

Слайд 3

Объект и предмет исследования исследование произведений различных жанров современной русской литературы.

Объект и предмет исследования

исследование произведений различных жанров современной русской литературы.


изучение идеалов современной молодежи, сформированных в современной русской литературе.

Слайд 4

Цель исследования. Основная цель моего исследования – определение литературных предпочтений современной

Цель исследования.
Основная цель моего исследования – определение литературных предпочтений современной

молодежи (учеников 9,10 и 11 классов) и основополагающих черт героя нашего времени.
Слайд 5

Задачи исследования: 1) изучить произведения русских писателей конца XX – начала

Задачи исследования:
1) изучить произведения русских писателей конца XX – начала XXI

в.в.;
2) научиться ориентироваться в проблематике современной русской литературы;
3) реализовать свои знания оценивать художественные тексты;
4) изучить идеалы современного общества, сформированные в литературе конца XX - начала XXI в.в., и сделать выводы.
Слайд 6

Методы исследования: метод восхождения от абстрактного к конкретному; метод тестирования; сравнение

Методы исследования:
метод восхождения от абстрактного к конкретному;
метод тестирования;
сравнение полученных данных разных

возрастных категорий людей (14-15-16-17 лет);
составление диаграмм по результатам исследования.
Слайд 7

Основная часть. По результатам проведенного мною исследования удалось выяснить, что жанр

Основная часть.

По результатам проведенного мною исследования удалось выяснить, что жанр фантастика

является наиболее популярным и любимым среди учеников старших классов гимназии № 1552. Любимыми героями ребят являются персонажи книг братьев А. и Б. Стругацких, С.Лукьяненко.
Слайд 8

Фантастика – литература о времени, которое не пришло, об обществе, которого

Фантастика

– литература о времени, которое не пришло, об обществе, которого нет,

об открытиях, которые еще не сделаны, о людях, которые не родились. Она вся – будущее. Фантастика не предсказывает будущее: она его приближает.
Слайд 9

Детектив К детективной литературе относятся такие художественные произведения, сюжет которых посвящен

Детектив

К детективной литературе относятся такие художественные произведения, сюжет которых посвящен

раскрытию загадочного преступления. Конфликтом чаще всего является столкновение справедливости с беззаконием, завершающееся победой справедливости,
борьба добра со
злом.
Слайд 10

Появившиеся на литературном небосклоне детективы Александры Марининой стали характерной приметой массовой

Появившиеся на литературном небосклоне детективы Александры Марининой стали характерной приметой массовой

культуры рубежа XX – XXI веков.
Успех А. Марининой во многом связан с эффектом «узнавания себя». Героями ее детективов становятся люди из «толпы» (продавцы цветов и газет, служащие, учителя, врачи), проблемы которых близки и понятны читателю.
Слайд 11

Настя Каменская Секрет успеха писательницы определяется в образе главной героини –

Настя Каменская

Секрет успеха писательницы определяется в образе главной героини –

Насти Каменской, которая является типичной российской женщиной «среднего класса». «Тихая забитая серая мышка», усталая и неприметная, с букетом хронических заболеваний, равнодушная к моде и кулинарии, она обладает прекрасным аналитическим умом и способна конкурировать с мужчинами в профессиональной деятельности. Каменскую постоянно волнуют проблемы сохранения достоинства и порядочности в мире, наполненном ложью и злом.
Слайд 12

Драматургия В переводе с греческого drama – «действие». В драме изображается

Драматургия

В переводе с греческого drama – «действие». В драме изображается

жизнь в событиях, поступках, столкновениях героев. Действие развертывается
в настоящем времени
через конфликты в форме диалога, и все это происходит на глазах у зрителя. В драме отсутствуют прямые
оценки и разъяснения автора, кроме ремарок. Драматург, изображая сам процесс действия, делает зрителя живым свидетелем происходящего.

Что же такое драма?

Слайд 13

Гришковец выходит к публике для того, чтобы поделиться своими сомнениями, проговорить

Гришковец выходит к публике для того, чтобы поделиться своими сомнениями,

проговорить их вслух и тем самым вернуть нам то, что было забыто за ненадобностью. До его появления все видели, как глубоки противоречия между тем, что творит театр и что чувствует молодой мир. Гришковец разрушил это противоречие, в своих спектаклях он заговорил современным русским языком, на котором говорят все те, кто приходит на его спектакль.
Слайд 14

Герой пьесы «Как я съел собаку» - молодой человек лет 30-40,

Герой пьесы «Как я съел собаку» - молодой человек лет

30-40, рассказывающий историю не только своей службы на страшном Русском острове под Владивостоком, но и своего взросления. Исповедь Гришковца проста и в меру иронична. Причем юмор и оценки ситуаций в большинстве чисто российские, так как только люди, живущие в этой стране, могут оценить фигуру офицеров.
Слайд 15

Эссеистика Словом эссе (в переводе с французского essai – попытка, проба,

Эссеистика

Словом эссе (в переводе с французского essai – попытка, проба,

опыт, очерк) называют прозаическое сочинение, как правило, небольшого объема, свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения о каком-либо предмете или рассуждения по какому-либо поводу, нередко случайному.
Слайд 16

Постмодернизм По словам критика Б. Парамонова, «постмодернизм – это ирония искушенного

Постмодернизм

По словам критика Б. Парамонова, «постмодернизм – это ирония искушенного

человека, который не отрицает высокого, но понял необходимость низкого».
Основные черты постмодернизма:
отказ от какой-либо иерархии (стерты границы между высоким и низким, отсутствует стремление к положительному идеалу);
цитатность (весь мир воспринимается как текст, сюжет произведения чаще всего не имеет самостоятельного значения);
расширение читательской аудитории.
Слайд 17

Герой Венедикта Ерофеева самым естественным образом разговаривает на языке цитат, соединяя

Герой Венедикта Ерофеева самым естественным образом разговаривает на языке цитат,

соединяя реальное и литературное пространство. Сама биография Венички осмысляется в категориях литературы, точнее мифа. Социальный и психологический тип ненормального человека, изгоя общества, не сумевшего вписаться ни в одну из сфер общества, - вот тот разряд «антигероев» современной Ерофееву прозы, к которому он причисляет Веничку.
Слайд 18

Неореализм Неореалисты вслед за приверженцами классического реализма пытаются разобраться в многообразии

Неореализм

Неореалисты вслед за приверженцами классического реализма пытаются разобраться в многообразии

отношений между человеком и миром. Но современная действительность им видится более сложной, порой абсурдной и логически непостижимой. Не отрицая наличия смысла бытия, они в то же время задаются вопросами: что есть реальность? Что делает человеческую жизнь осмысленной?
Слайд 19

Роман Владимира Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» посвящен судьбе российской

Роман Владимира Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» посвящен судьбе российской

интеллигенции, судьбе «шестидесятников» в эпоху девяностых.
Герой романа – сторож, не только по роду деятельности, но и по образу жизни. Он следит за чужими квартирами, когда хозяева находятся в отъезде. Благодаря этому Петрович, не имеющий собственного жилья, на некоторое время обретает крышу над головой. К нему приходят люди из соседних квартир дома, чтобы рассказать о своих проблемах, получить совет и просто пообщаться с человеком, который занимается сочинительством.
Слайд 20

Конфликт романа определяет позиция героя: нежелание иметь собственный угол, семью, постоянную


Конфликт романа определяет позиция героя: нежелание иметь собственный угол,

семью, постоянную работу Петрович расценивает как индивидуалистический бунт, на который он решился, чтобы отстоять себя, не утратить своей «самости».
Слайд 21

Военная тема Советская литература о Великой Отечественной войне создала прекрасные образы

Военная тема

Советская литература о Великой Отечественной войне создала прекрасные образы

героев – людей, готовых на самопожертвование ради победы своего народа, ради спасения своей родины. Психологическое воздействие на художников и писателей самой кровопролитной из войн было ощутимо еще многие десятилетия после Победы и продолжается до сих пор.
«Человеческий масштаб» восприятия войны, ее психолого-философское осмысление, размышления о «цене» Победы, трагизм этических коллизий, в которых оказывается человек на войне, - характерные особенности прозы В. Астафьева.
Слайд 22

Выводы Новый герой конца 1990-х гг. рождался на фоне всеобщего упрощения

Выводы

Новый герой конца 1990-х гг. рождался на фоне всеобщего упрощения культуры,

когда вслед за читательским бумом с огромными тиражами толстых журналов наметился резкий спад интереса к современной словесности. На изменение образа героя повлияло и то, что человек, перестав уютно ощущать себя в реальном мире, пытается найти ему альтернативу в мире компьютерной игры, кинематографе, Интернете. Понятие реальности вообще стало одним из самых неопределенных в наше время.
Слайд 23

Точка зрения критика М.Ремизовой: «Приходится признавать, что лицо типического героя современной

Точка зрения критика М.Ремизовой:

«Приходится признавать, что лицо типического героя современной

прозы искажено гримасой скептического отношения к миру, покрыто юношеским пушком и черты его довольно вялы, порой даже анемичны. Поступки его страшат, и он не спешит определиться ни с собственной личностью, ни с судьбой. Он угрюм и заранее раздражен всем на свете, по большей части ему как будто бы совсем незачем жить. (А он и не хочет.) Он раним, как оранжерейное растение, и склонен отрефлектировать даже тень эмоции, взволновавшей его не по годам обрюзгшее тело… Он выступает – если не прямым, то косвенным – наследником Ильи Ильича Обломова, только растерявшего за то время, которое их разделяет, всякий налет романтической сентиментальности. Он ни во что не верит и почти ничего не хочет. Ему страшно не хватает энергии – он являет собой наглядный пример действия энтропии*, поразившей мир и обитающее в нем человечество. Он страшно слаб, этот герой, и по-своему беззащитен. При всей его романтизированной «надмирности», он всего лишь заговоривший о себе маленький человек».

* Энтропия – мера беспорядка.

Слайд 24

«Мы отважные герои очень маленького роста» . А. Макаревич «Герой… портрет,

«Мы отважные герои очень маленького роста» .
А. Макаревич

«Герой… портрет,

но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

А.Маканин