Ведущие тенденции литературы критического реализма начала ХХ в

Содержание

Слайд 2

План Основные тенденции творчества В.В. Вересаева. Ведущие мотивы и специфика творчества А.С. Серафимовича

План

Основные тенденции творчества В.В. Вересаева.
Ведущие мотивы и специфика творчества А.С. Серафимовича

Слайд 3

Литература 1. Акимов В.М. сто лет русской литературы от серебряного века

Литература

1. Акимов В.М. сто лет русской литературы от серебряного века до

наших дней. С.-П., 1995
2. Басинский П. Федякин С. Русская литература конца XIX-XX в. И первой эмиграции. М., 1998
3. Изучение поэзии «серебряного века в целом». М.,1993
4. Карсалова Е. В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. Серебряный век русской поэзии. М.,1994
5. Пинаев С.М. над бездонным провалом в вечность. Русская поэзия серебряного века. М., 2001
6. Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века, М., 1996
7. Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел. М., 2000
8. Русская литература серебряного века Под ред. В.В.Агеносова. М., 1997
9. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс серебряный век русской поэзии. Под ред. Максидоновой: В 2 ч., 1999 чI Брюсов, Гумилев, Мандельштам, Розанов, северянин чII Ахматова, Пастернак, Цветаева
Слайд 4

В.В. Вересаева. (1867-1945)

В.В. Вересаева.

(1867-1945)

Слайд 5

В.В. Вересаев был одним из демократических писателей-реалистов рубежа XIX-XXвв. В своих

В.В. Вересаев был одним из демократических писателей-реалистов рубежа XIX-XXвв.
В своих

произведениях изображал интеллигенцию в ее отношении к народу и революции, занимался художественным исследованием ее психологии, быта, жизни.
Слайд 6

Литературная биография Вересаева открывалась стихами, которые он начал писать в возрасте

Литературная биография Вересаева открывалась стихами, которые он начал писать в возрасте

13-14 лет. К счастью, он скоро понял, что у него нет дара поэта и перестал сочинять стихи.
Проблема интеллигенции ставится им в рассказах «Загадка» (1887), и «Товарищи» (1892).
Слайд 7

Первым произведением, с которым вошел в большую литературу В.В.Вересаев его повесть

Первым произведением, с которым вошел в большую литературу В.В.Вересаев его повесть

«Без дороги» (1894). Написанная в форме дневника, повесть прозвучала как жестокая и смело сказанная правда о народнической интеллигенции, переживающей трагедию крушения тех идеалов, которые еще вчера казались ей безупречно правильными.
Рассказ ведется от имени Дмитрия Чеканова – молодого врача, разделявшего когда-то народнические иллюзии, затем разочаровавшегося, но не отказавшегося от идеи служения народу.
Слайд 8

Все сложные вопросы, поставленные Вересаевым в повести «Без дороги», решаются в

Все сложные вопросы, поставленные Вересаевым в повести «Без дороги», решаются в

рассказе «Поветрие» (1897), являющемся эпилогом к предыдущему произведению, где Наташа Чекалова и студент Даев нашли свой путь, став марксистами.
Повестью «Без дороги» Вересаев утвердился в русской литературе как писатель большой социальной темы, общественно значимой проблематики.
Слайд 9

Крестьянские рассказы Вересаева («Лизар», «К спеху», «В путах», «В сухом тумане»,

Крестьянские рассказы Вересаева («Лизар», «К спеху», «В путах», «В сухом тумане»,

«Ванька», «Об одном доме» и др. ) написаны в лучших традициях русской очерково-публицистической прозы. Воссоздание человеческих характеров с позиции демократически настроенного интеллигента получает здесь свое дальнейшее развитие.
Слайд 10

С наибольшей выразительностью все особенности творчества В.В. Вересаева проявились в «Записках

С наибольшей выразительностью все особенности творчества В.В. Вересаева проявились в «Записках

врача» (1901) – произведении, над которым Вересаев работал с 1892 по 1900 гг. Они представляют интерес и для современного читателя, в частности тем, что там поставлены многие проблемы врачебной этики и что писатель оценивает своего герои не с узко-профессиональной, а с общественно-эстетической, общечеловеческой точки зрения.
Слайд 11

А.С. Серафимович (1863-1949 )

А.С. Серафимович (1863-1949 )

Слайд 12

Он видел свой долг писателя в том, чтобы целенаправленно и самоотверженно

Он видел свой долг писателя в том, чтобы целенаправленно и самоотверженно

служить делу освобождения народа от социального рабства, эксплуатации и угнетения.
В своих произведениях дооктябрьского периода Серафимович писал о людях труда, порабощенных экономически и духовно (рассказы «На льдине», «На плотах», «Стрелочник», «Машинист», «Маленький шахтер», «Маленький парикмахер», «На реке» и др.)
Слайд 13

Одной из ведущих тем творчества Серафимовича с 1907 г. становится тема

Одной из ведущих тем творчества Серафимовича с 1907 г. становится тема

– деревни. В повестях «Две ночи», «Сухое море», «Фетисов курень» (1808-1915) запечатлены черты непокорности, присущие трудовому крестьянству, очерчены бунтарские натуры мужиков; в особенности выразительны характера деревенских женщин с их страстными устремлениями и порывами к новой, вольной жизни.
Слайд 14

Особо следует отметить повесть «Пески» (1908). Повесть раскрывает губительность власти денег

Особо следует отметить повесть «Пески» (1908). Повесть раскрывает губительность власти денег

над людскими душами, выявляет философскую мысль о великом зле и разрушительной силе собственных инстинктов, которые уродуют нравственный мир человека и ведут к распаду семейных отношений..
Слайд 15

Целям наиболее полного воплощения поэтической идеи служат используемые писателем средства художественной

Целям наиболее полного воплощения поэтической идеи служат используемые писателем средства художественной

условности, в частности, реалистической символики. Образ старой мельницы, замшелой, полуразрушенной, с лениво работающими колесами, как и образ желтых сыпучих песков, неумолимо надвигающихся на зеленый лес и губящих все живое в природе, символизируют враждебные человеку силы зла.
Слайд 16

В романе «Город в степи» Серафимович, по его собственному признанию, задался

В романе «Город в степи» Серафимович, по его собственному признанию, задался

целью «художественно показать образование и рост буржуазии одновременно с ростом рабочего класса, обнажая при этом всю беспощадность давления капитала на рабочую жизнь».
Слайд 17

Действие первого романа Серафимовича «Город в степи» (1912) связана с бурным

Действие первого романа Серафимовича «Город в степи» (1912) связана с бурным

ростом капитализма в 90-е годы, с судьбами тех, кто был самым непосредственным образом вовлечен в процесс капитализации в России, - предпринимателей, рабочих, технической интеллигенции. Город только что возник, но жизнь в нем формируется по общим законам капиталистического развития.
Слайд 18

Давая высокую оценку романа, А.В. Луначарский писал: «Перед нами громадный организм

Давая высокую оценку романа, А.В. Луначарский писал: «Перед нами громадный организм

города, возникшего около железной дороги по - американски растущего, так, что меняется не только его облик, но и характер его жителей и их взаимоотношений. Процесс капиталистического набухания города, процесс расслоения его на классы показан на десятках людей, из которых каждый представляет собой замечательную тень.»
Слайд 19

Пафос романа «Город в степи» - в утверждении неизбежности революции и

Пафос романа «Город в степи» - в утверждении неизбежности революции и

интересе к нравственной проблематике. Это, с одной стороны, как бы осмысление недавнего революционного опыта, изображение пути к революции 1905 г., а с другой – устремленность в будущее. Все сложные личные и социальные конфликты несут в романе отсвет нарастающего рабочего движения.