Время уходит, остаётся память

Содержание

Слайд 2

10 книг о Великой Отечественной войне для детей и подростков

10 книг о Великой Отечественной войне для детей и подростков

Слайд 3

Война затронула всю Европу, а потому сегодня в нашей книжной подборке

Война затронула всю Европу, а потому сегодня в нашей книжной подборке

мы предлагаем произведения о Второй мировой войне, написанные как советскими писателями, так и зарубежными. Дайте почитать вашим детям правильные книги о войне, о холокосте, чтобы будущие поколения никогда не повторяли ошибок прошлого.
Слайд 4

Петр Любаев и Анастасия Безгубова, «Великая Отечественная война. 1941-1945».

Петр Любаев и Анастасия Безгубова, «Великая Отечественная война. 1941-1945».

Слайд 5

Возрастные ограничения: 6+ В книгу вошли произведения Л. Кассиля, В. Некрасова,

Возрастные ограничения: 6+
В книгу вошли произведения Л. Кассиля, В. Некрасова, В. Астафьева,

В. Берестова, А. Твардовского, К. Симонова и других писателей и поэтов, которые видели Великую Отечественную войну своими глазами: кто-то провожал на фронт отца, кто-то строил дзоты на Мамаевом кургане, кто-то мальчишкой помогал партизанам, кто-то входил в мае в пламенеющий Берлин. Вместе с ними читатель пройдёт трудными фронтовыми путями: от первого тревожного дня — вперёд, к победе. На полях книги, в клапанах и на специальных исторических разворотах размещён подробный историко-бытовой комментарий о ходе войны, устройстве советской армии, военной форме, оружии, орденах и повседневной жизни на фронте, в тылу, в эвакуации, в блокадном Ленинграде. Подлинные предметы и документы тех лет — письма с передовой, газетные очерки, военные плакаты, наградные листы и фотоснимки из семейных архивов - помогут увидеть и понять, какими были эти годы для всех, кого коснулась война. Многочисленные интерактивные элементы, объёмные конструкции и вложения, как всегда в книгах этой серии, поражают и восхищают, превращая чтение в неспешное и вдумчивое погружение в ту эпоху, которую так важно помнить.
Слайд 6

Вячеслав Кондратьев, «Сашка. Отпуск по ранению».

Вячеслав Кондратьев, «Сашка. Отпуск по ранению».

Слайд 7

Издательство: Речь Возрастные ограничения: 6+ Военная проза Вячеслава Кондратьева пропитана воспоминаниями

Издательство: Речь
Возрастные ограничения: 6+
Военная проза Вячеслава Кондратьева пропитана воспоминаниями автора о собственной фронтовой

юности. Его персонажи - обычные парни, не рвущиеся в герои и не мечтающие о славе, но человечные и честные, какими бывают двадцатилетние мальчишки. Они влюбляются, ссорятся, обижаются, решают проблемы морального выбора, пока вокруг грохочет война. В иллюстрациях Александра Кабанина те же мальчишки, взрослеющие на войне: вихрастые, задиристые, но уже видевшие и боль, и смерть.
Слайд 8

Константин Воробьев, «Убиты под Москвой».

Константин Воробьев, «Убиты под Москвой».

Слайд 9

Возрастные ограничения: 12+ Повести «Крик» (1962) и «Убиты под Москвой» (1963)

Возрастные ограничения: 12+
Повести «Крик» (1962) и «Убиты под Москвой» (1963) — правдивый

рассказ об обороне Москвы осенью 1941 года. Во время нахождения в подполье в 1943 году Воробьёв написал автобиографическую повесть «Это мы, Господи!» о пережитом в плену. Это произведение такой художественной значимости, что, по словам В. Астафьева, «даже в незавершённом виде... может и должно стоять на одной полке с русской классикой». В основу рассказа «Немец в валенках» (1966) положен реальный факт из лагерной жизни. В Саласпилсе в лагере для военнопленных встретился Воробьёву охранник, который проникся сочувствием к пленному русскому и стал приносить ему хлеб. Действие рассказа «Уха без соли» (1968) хотя и происходит в мирное время, но страшные отзвуки войны ещё долго не затихнут в сердцах тех, кто её пережил.
Слайд 10

Майкл Грюнбаум и Тодд Хозак-Луи, «Где-то в мире есть солнце».

Майкл Грюнбаум и Тодд Хозак-Луи, «Где-то в мире есть солнце».

Слайд 11

Возрастные ограничения: 12+ Майкл Грюнбаум родился в 1930 году в Праге.

Возрастные ограничения: 12+
Майкл Грюнбаум родился в 1930 году в Праге. После того

как нацисты в 1939 году оккупировали Чехословакию, его отца арестовали и вскоре убили, а Миша в 1942 году вместе с матерью и сестрой попал в Терезин и пробыл там до конца войны. Майкл удивительно чётко вспоминает свои переживания, страхи, надежды - то, как чувствовал он это тогда, в свои 12-14 лет. Это повествование не просто «основано на реальных событиях» — это и есть реальные события. Это история о том, как в мраке концлагеря двадцатилетний молодой человек, Франта Майер, сумел сплотить 40 совершенно разных ребят и помог им выжить и остаться людьми. Одни дни здесь были полны дружбы и футбольных матчей, другие — ужаса перед отправкой «на восток», в Аушвиц. Рассказать эту историю Майклу Грюнбауму помог писатель Тодд Хазак-Лоуи. Книга, включающая множество оригинальных документов и фотографий, уже стала существенным вкладом в литературу о Холокосте. Она вышла в 2015 году и сразу вошла в шорт-лист национальной премии Еврейская книга, получила Золотую медаль премии «Еврика!» в США и Серебряную медаль в номинации Нон-фикшн для детей.
Слайд 12

Ян Терлау, «Зима во время войны».

Ян Терлау, «Зима во время войны».

Слайд 13

Возрастные ограничения: 12+ Декабрь 1944 года. Нидерланды в оккупации уже пять

Возрастные ограничения: 12+
Декабрь 1944 года. Нидерланды в оккупации уже пять лет. Михилю

шестнадцать, и он живет в постоянном страхе. Недавно в соседнем поселке повесили на фонарях всех мужчин. А вчера арестовали соседей. У каждого есть родственник, вынужденный скрываться от нацистов, или друг в концлагере. Лишь бургомистр, отец Михиля, из последних сил сдерживает жестокость захватчиков. А тут — просьба друга, попавшего в застенки гестапо. Просьба жизненно важная — и смертельно опасная. Михиль один не справится. Но кому можно доверять? Кто рискнет помочь? За любое сопротивление и неповиновение — казнь… Ян Терлау (родился в 1931 году) — известный европейский политик и писатель. Сразу после выхода повести «Зима во время войны» в 1972 году он получил премию «Золотое перо» — главную награду Нидерландов в области детской литературы. Его книга — одна из самых популярных на родине — легко встает в ряд с такими классическими произведениями о военном детстве, как «Облачный полк» Эдуарда Веркина и «Когда я был маленьким, у нас была война…» Станислава Олефира.
Слайд 14

Татьяна Кудрявцева, «Маленьких у войны не бывает».

Татьяна Кудрявцева, «Маленьких у войны не бывает».

Слайд 15

Возрастные ограничения: 12+ Эта книга про маленьких, которых судьба заставила стать

Возрастные ограничения: 12+
Эта книга про маленьких, которых судьба заставила стать взрослыми. Истории

обычных ребят, вынужденных не понаслышке узнать, что такое война и что такое блокада, не оставят ни одно сердце равнодушным. Как неравнодушными оставались в те страшные дни маленькие герои этой книги: в блокадном кольце и на передовой, в оккупации и в эвакуации они продолжали читать и рисовать, сочинять стихи и музыку, петь, снимать кино и танцевать. А еще — верить и с каждым своим шагом приближать Победу.
Слайд 16

Элла Фонякова, «Хлеб той зимы».

Элла Фонякова, «Хлеб той зимы».

Слайд 17

Возрастные ограничения: 6+ «Как это — война? Что это — война?»

Возрастные ограничения: 6+
«Как это — война? Что это — война?» Немногим не

понаслышке известны ответы на эти вопросы. А первоклашке Лене, оставшейся вместе с семьёй в блокадном Ленинграде, на собственном опыте приходится узнать, «как выглядит война взаправдашняя»: что такое воздушная тревога и как тушить «зажигалку», каким бывает настоящий голод и что, оказывается, оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень — из столярного клея. «Хлеб той зимы» Эллы Фоняковой — это и слепок времени, и во многом автобиографичный рассказ о блокадных днях, и пронзительная история о самой обычной девочке, её семье и обо всех ленинградцах, не оставивших окружённый город. Иллюстрации к книге создала Людмила Пипченко — художница, которой с поразительной точностью удалось передать настроение повести и дать возможность читателям своими глазами увидеть одну из блокадных зим.
Слайд 18

Николай Богданов, «Бессмертный горнист».

Николай Богданов, «Бессмертный горнист».

Слайд 19

Возрастные ограничения: 6+ Небольшой рассказ Николая Богданова вместил в себя огромную

Возрастные ограничения: 6+
Небольшой рассказ Николая Богданова вместил в себя огромную трагедию блокады

Ленинграда и одновременно невероятную силу человеческого духа. Глазами мальчика, переживающего первые месяцы войны в ледяном городе, читатель видит не только ужасы войны, но и надежду, твёрдую веру в победу и сплочённость горожан, поддерживающих друг друга. Иллюстрации известного художника Владимира Гальдяева вслед за текстом меняют тон от тёмных и безнадёжных в начале рассказа к светлым весенним в его финале.
Слайд 20

Станислав Олефир, «Когда я был маленьким, у нас была война».

Станислав Олефир, «Когда я был маленьким, у нас была война».

Слайд 21

Возрастные ограничения: 12+ В коллекции зарисовок под общим названием «Когда я

Возрастные ограничения: 12+
В коллекции зарисовок под общим названием «Когда я был маленьким,

у нас была война…» как будто сплелись воедино все приметы эпохи. Коллективизация и немецкое наступление, освобождение села и послевоенный голод, «враги народа» и пленные — всё это в книге есть, и всего этого здесь нет. Об определяющих исторических событиях Станислав Олефир рассказывает в кратких очерках с помощью историй простых людей, избегая громких слов и обобщений. А поскольку жизнь в селе, где происходит действие, немыслима без животных, они становятся героями чуть ли не половины рассказов: друзья-собаки, безголосые куры и славный поросёнок Шерстюк, ловко обегающий мины в поисках картошки, оказываются не менее интересны, чем люди. Жизнь оккупированного немцами украинского села показана глазами мальчишки 4-7 лет, для которого одинаково значимы любые события. Неожиданно подаренный немецким солдатом коробок спичек или пробивающая копытами дырки в крыше землянки коза образы, в равной мере трогающие детскую душу. Война обнажает всё самое важное и скрывает сиюминутное, наносное, — проза Станислава Олефира даёт это прочувствовать в полной мере.
Слайд 22

Ольга Громова, «Сахарный ребенок. История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской».

Ольга Громова, «Сахарный ребенок. История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой

Нудольской».
Слайд 23

Возрастные ограничения: 12+ Книга Ольги Громовой «Сахарный ребенок» записана ею со

Возрастные ограничения: 12+
Книга Ольги Громовой «Сахарный ребенок» записана ею со слов Стеллы

Нудольской, чье детство пришлось на конец 30-х - начало 40-х годов в Советском Союзе. Это очень личный и берущий за душу рассказ о том, как пятилетняя Эля, счастливо растущая в любящей семье, вдруг оказывается дочерью "врага народа" и попадает в страшный, непонятный ей мир: после ареста отца их вместе с матерью отправляют в лагерь в Киргизии как ЧСИР (членов семьи изменника Родины) и СОЭ (социально опасные элементы). Но несмотря на все испытания, голод и болезни, которые им приходится пережить, Эля и ее мама не падают духом: читают стихи, поют песни, шутят, по-настоящему заботятся друг о друге. «Сахарный ребенок» — это во многом «роман воспитания», история о любви, а еще о том, что такое достоинство и что такое свобода. Точнее всего о свободе говорит мама Эли: «Рабство - это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя».