Юрий Карлович Олеша (1899 – 1960)

Содержание

Слайд 2

В зрелом возрасте Юрий Олеша вспоминал: "Веселые были времена! Рядом с

В зрелом возрасте Юрий Олеша вспоминал:
"Веселые были времена! Рядом

с моей койкой был огромный рулон газетной бумаги. Я отрывал по большому листу и писал карандашом "Три толстяка". Вот в каких условиях иногда создаются шедевры".
«Три толстяка» – первое произведение Олеши, оно сразу же принесло ему славу детского советского писателя.
А хотелось быть взрослым советским писателем.
Слайд 3

Вы обратили внимание, что поле слайда я разделила на две части:

Вы обратили внимание, что поле слайда я разделила на две

части: жёлтую и чёрную?
Вспомним: «Три толстяка» – это фэнтези. В таком произведении автором создаётся какой-то особенный, несуществующий мир со своими законами. Законом мира «Трёх толстяков» является деление на светлую (солнечную) и тёмную стороны. (Так же, как во «Власелине колец», в «Гарри Поттере», в «Хрониках Нарнии» и других фэнтезийных произведениях).
Солнечная и тёмная стороны находятся в постоянной непримиримой борьбе, в которой кто-то должен победить.

Особенностью именно этого фэнтези является деление мира на две стороны с помощью цветовой символики.
Олеша «рисует» предметы и героев с помощью красок, на его палитре только особые цвета: чёрный и все оттенки жёлтого (от солнечно-жёлтого до огненно-рыжего.
Ещё одна особенность фэнтези Олеши – появление третьего цвета – красного. Когда давление тёиной стороны на светлую становится нестерпимым, солнечный цвет превращается в кроваво-красный цвет революции.
Рассмотрите примеры:

Слайд 4

Светлая сторона мира Тёмная сторона мира Днём, под светом настоящего солнца,

Светлая сторона мира

Тёмная сторона мира

Днём, под светом настоящего солнца, народ

борется против толстяков.
Костюм Тибула сшит из чёрных и жёлтых лоскутков. Жёлтые лоскутки делают его ярким и заметным. А когда доктор Гаспар перекрасил Тибула в негра, гимнаст стал незаметным.
Тибул не боится подойти к «Звезде» – ночному солнышку города.
У Просперо ярко-рыжие солнечные волосы, он обжигает толстяков горящим взглядом.
У Тутти золотые кудряшки – он не может быть злым и жестоким.
Даже пантера в зверинце почему-то была жёлтая.

Ночью силы зла властвуют над миром: гвардейцы пытаются арестовать Тибула, у доктора пропадает кукла, Тутти усыпляют ландышевыми каплями. Только Суок не побоялась ночи и пошла в зверинец – она победила темноту.
У гвардейцев чёрные блестящие шляпы с желтыми перьями, а когда гвардеец переходит на сторону народа, он разбавляет чёрный цвет красной кокардой.
У Трёх толстяков и у всех толстяков в городе были чёрные мысли.
Учителя Тутти носили только чёрную одежду

Слайд 5

Цвет народного гнева, цвет революции: -кокарды на шляпах восставших гвардейцев; -кровь

Цвет народного гнева, цвет революции:

-кокарды на шляпах восставших гвардейцев;
-кровь убитых рабочих;
-розовое

платье Суок – разбавленный красный цвет;
-малиновый язык у жёлтой пантеры:
-красная борода у болтливого
попугая - он тоже своего рода революционер
Слайд 6

В качестве признака фэнтезийной литературы мы называли то, что чудо здесь

В качестве признака фэнтезийной литературы мы называли то, что чудо

здесь не является собственно чудом, оно является неотъемлемым свойством этого мира.
Например, почти живая кукла наследника – в сказке она была бы чудом, а здесь – создание великого учёного и ничего чудесного в ней нет.
Тот факт, что Толстяки просили Туба сделать Тутти железное сердце тоже никого в этот мире не удивляет. Туб не сделал сердце мальчику железным не потому, что это невозможно с точки зрения здравого смысла, а потому, что просто не захотел из моральных соображений, то есть это в принципе возможно...
Слайд 7

В фэнтези, в отличие от сказки, есть нейтральные герои, которые ни

В фэнтези, в отличие от сказки, есть нейтральные герои, которые

ни к какой стороне не относятся. Эти герои ни за тех, ни за других – они между или над всеми.
По ходу действия эти герои могут начать помогать какой-нибудь стороне, но только потому, что так складываются обстоятельства.
Эти герои обычно обладают какими-нибудь выдающимися способностями. Например, во «Властелине колец» это Том Бомбадил и его жена Золотинка (этих персонажей в фильме нет), в «Гарри Поттере» нейтральными можно считать всяких эльфов, кентавров и прочих магических существ.

Нейтральный герой

Слайд 8

Опишите Трёх Толстяков. Это страшные образы или комические?

Опишите Трёх Толстяков.
Это страшные образы или комические?

Слайд 9

-Он очень страшен, - сказал Второй Толстяк. – Он сильнее всех.

-Он очень страшен, - сказал Второй Толстяк. – Он сильнее

всех. Он сильнее льва. Ненависть прожгла ему глаза. Нет сил смотреть на них.
-У него ужасная голова, - сказал секретарь Государственного совета. – Она огромна… У него рыжие волосы. Можно подумать, что его голова объята пламенем.
С точки зрения цветовой символики ответьте на вопрос: «Почему Просперо не боится Трёх Толстяков?»
Слайд 10

Что мы знаем о Тибуле? Когда в его внешнем виде появляется красный цвет?

Что мы знаем о Тибуле?
Когда в его внешнем виде появляется красный

цвет?
Слайд 11

Вспомните эту сцену… Почему у доктора Гаспара нет своего цвета?

Вспомните эту сцену… Почему у доктора Гаспара нет своего цвета?

Слайд 12

Почему Раздватрис принадлежит тёмной стороне мира?

Почему Раздватрис принадлежит тёмной стороне мира?

Слайд 13

Олеша с детства обожал цирк. В своих воспоминаниях он писал, что

Олеша с детства обожал цирк. В своих воспоминаниях он писал,

что всегда мечтал что с пелёнок мечтал стать цирковым гимнастом, что нет лучшей жизни, чем жизнь бродячего циркового артиста. Даже первая любовь маленького Юрия была цирковой эквилибристкой.
Образ цирка он запечатлел в «Трёх Толстяках»:
Слайд 14

Цирк, балаган, представление… «Она (площадь) была окружена огромными, одинаковой высоты и

Цирк, балаган, представление…

«Она (площадь) была окружена огромными, одинаковой высоты и формы,

домами и покрыта стеклянным куполом, что делало ее похожей на колоссальный цирк.»

«Пары завертелись. Их было так много, и они так потели, что можно было подумать следующее: варится какой-то пестрый и, должно быть, невкусный суп. То кавалер, то дама, завертевшись в общей сутолоке, становились похожими либо на хвостатую репу, либо на лист капусты, или еще на что-нибудь непонятное цветное и причудливое, что можно найти в тарелке супа. А Раздватрис исполнял в этом супе должность ложки. Тем более, что он был очень длинный, тонкий и изогнутый».

«Он (Тибул) нагнулся, оторвал одну, круглую и увесистую и швырнул через забор. Капустная голова угодила в живот директору. Потом полетела вторая, третья. Они разрывались не хуже бомб. Враги растерялись. Тибул нагнулся за четвертой. Он схватил ее за круглые щеки, сделал усилие, чтобы вырвать, но - увы! - капустная голова не поддалась. Мало того, она заговорила человеческим голосом…» - идёт цирковое представление с превращениями…

«Кошка шмякнулась, как сырое тесто…» - клоунада