Презентация Освоение культурного наследия Образование как вхождение в культуру

Содержание

Слайд 2

От Человека образованного – к Человеку культуры Очевидно, сколько зрителей –

От Человека образованного – к Человеку культуры

Очевидно, сколько зрителей – столько

версий, гипотез, предположений, прочтений картины.

П. Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1654

С. Полютин. Петербургский Вавилон. 2005

Слайд 3

Сложность проектирования модели образования в логике культуры состоит в осознании противоречий,

Сложность проектирования модели образования в логике культуры состоит
в осознании противоречий,

существующих между двумя системами –
современной культурой и современным образованием.

Противоречие первое: культура целостна,
а образование предметоцентрично.

Слайд 4

Пространство культуры включает все сущее: шедевры и массовую продукцию, артефакты прошлого

Пространство культуры включает все сущее: шедевры и массовую продукцию, артефакты прошлого


и настоящего, «предметы» почитания миллионов
и вещи, наделенные ценностью лишь для одного.
Но, несмотря на пестроту и неоднородность всех компонентов культуры, она – органична и целостна.

Л. Лаво. Адам. Одна кровь, много национальностей. 1997

Слайд 5

Противоречие второе: культура говорит на разных языках, а образование – на

Противоречие второе: культура говорит на разных языках,
а образование – на

языке науки.

Для современного человека все большее значение, наряду с научным, приобретают теологическое, мифологическое
и особенно художественное знание, обогащающее картину мира, делающее
ее более глубокой, насыщенной
и личностно значимой.

И. Рабузин. Мой мир

Слайд 6

Противоречие третье: пространство культуры многомерно, а образование – линейно и однонаправленно.

Противоречие третье: пространство культуры многомерно,
а образование – линейно и однонаправленно.


Образ современной культуры передает картина М. Эшера, воплощающая многомерность мира, условность
и субъективность человеческого знания.

М. Эшер. Относительность. 1997

Слайд 7

Противоречие четвертое: культура диалогична – имеет много смыслов, а образование монологично

Противоречие четвертое: культура диалогична – имеет много смыслов, а образование монологично

– стремится к унификации мнений, формированию общепринятой («правильной») точки зрения.

Любой объект культуры несет в себе множественные разнообразные значения, и их «прочтение» зависит лишь от индивидуального опыта личности, уровня общей культуры – кругозора и контекста восприятия. Современная культура толерантна и допускает множественные толкования смыслов и значений одного и того же объекта.

М. Дюшан. L.H.J.J.Q. 1919

Ф. Леже. Мона Лиза. 1930

Ф. Ботеро. Мона Лиза. 1977

Слайд 8

Противоречие пятое: современная культура, существующая в условиях неопределенного настоящего и непредсказуемого

Противоречие пятое: современная культура, существующая в условиях
неопределенного настоящего и непредсказуемого

будущего, стимулирует поиск
креативных ответов на вызовы времени, а образование предлагает пользоваться
готовыми рецептами, сформулированными в школьной программе.
Слайд 9

Одним из путей преодоления ощущения дискомфорта, который порождает современная цивилизация, стала

Одним из путей преодоления ощущения дискомфорта, который порождает современная цивилизация, стала

биоархитектура, основанная
на принципах природосообразности.

Хавьер Сеносиан. Наутилус. 2006

Слайд 10

Обозначенные противоречия являются своеобразными вехами на пути модернизации образовательной сферы, ее

Обозначенные противоречия являются своеобразными вехами
на пути модернизации образовательной сферы, ее

интеграции в пространство Культуры.
Этот вектор требует пересмотра приоритетных задач воспитания и обучения:
значимым становится воспитание Человека культуры, создание среды, способствующей росту
и творческому развитию личности в процессе освоения мира культуры,
а не трансляция знаний об историко-культурном опыте человечества
и воспроизведение стереотипов его использования.
Слайд 11

Культурное наследие – «след», оставленный предыдущими поколениями, совокупность доставшихся человечеству от

Культурное наследие – «след», оставленный предыдущими поколениями, совокупность доставшихся человечеству от

прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых
в соответствии с конкретно-историческими задачами современности.

Культурное наследие
не только то, что было создано в далеком прошлом, но и то, что придумано нашими современниками (памятники, здания, картины, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы быта).

С. Чобан. Бизнес-центр Бенуа. 2008

Слайд 12

Для Петербурга «неочевидными» памятниками культурного наследия являются известные всему миру белые

Для Петербурга «неочевидными» памятниками культурного наследия являются известные всему миру белые

ночи, «небесная линия города на Неве» (Д.С. Лихачев), петербургская непогода – одна из самых неизменных примет Северной столицы
вне зависимости от исторической эпохи.

Д. Кустанович. Из серии «Городские дожди». 2006

Белые ночи в Санкт-Петербурге (Фото: С. Кудас).

Слайд 13

Человек стал единственным на планете живым существом, у которого два «дома»

Человек стал единственным на планете живым существом,
у которого два «дома»

и две «родины» – породившая его природа
и порожденный им самим огромный мир культурных ценностей.
В последние годы термин «экология» был распространен и на эту сферу
существования человечества, вызвав к жизни такие понятия,
как «экология души» и «экология культуры».
Слайд 14

Первый аспект экологии культуры – сохранение культурной среды, созданной предшествующими поколениями

Первый аспект экологии культуры –
сохранение культурной среды, созданной предшествующими поколениями

людей.

Т. де Томон
Фонтан в сквере
перед
Казанским собором
1809

Б. Растрелли. Фонтан «Самсон» в Петергофе. 1730-е

Петропавловская крепость. XVIII в.

Слайд 15

Ф. Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794

Ф. Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794

Слайд 16

Второй аспект экологии культуры – сохранение целостности системы (экосистемы) культуры. К.

Второй аспект экологии культуры –
сохранение целостности системы
(экосистемы) культуры.

К. Тон.

Благовещенская церковь.1844–1849
Снесена в 1929

И. Шарлемань. Вид на Благовещенскую церковь с Благовещенского моста. 1850

Н. Митурич. Дом культуры им. Первой пятилетки (справа). 1930 Снесен в 2005

Горельеф на ст. метро
«Нарвские ворота»
в Санкт-Петербурге

Проект
горельефа

А. Тамир. Эйнштейн – Мона Лиза 1/2 Mona Lisa + 1/2 Einstein
= 1 totality

Слайд 17

Третий аспект экологии культуры – сохранение единства смыслового поля культуры. Кацусика Хокусай. Слепцы и слон. 1814

Третий аспект экологии культуры –
сохранение единства смыслового
поля культуры.

Кацусика Хокусай.

Слепцы и слон. 1814