Презентация Вклад М.В. Ломоносова в возрождение русского мозаичного искусства

Содержание

Слайд 2

Михаил Ломоносов (1711-1765)

Михаил Ломоносов (1711-1765)

Слайд 3

М.Ломоносов — гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт — был, вместе

М.Ломоносов — гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт — был, вместе

с тем, большим и смелым художником. Его творческие успехи в области искусства поразительны. Всё, к чему обращался его гений, носило характер глубокого профессионализма. Так было и с живописью.
Он обратил внимание на мозаику — древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. Несколько мозаичных работ привез в 1746 г. из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, виртуозно копировавших масляную живопись. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом.
Слайд 4

Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мастерами. Ломоносова-химика привлекала к

Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мастерами. Ломоносова-химика привлекала к

себе задача раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт.
Слайд 5

Еще в 1742 г. он начинает хлопотать о создании химической лаборатории;

Еще в 1742 г. он начинает хлопотать о создании химической лаборатории;

к 1746 г. получает положительное решение Сената об ее строительстве и уже к 1750 г. были получены первые российские смальты.
К 1752 г., проведя почти 3 тысячи опытов по созданию смальт разных оттенков, Ломоносов был готов к созданию мозаичных панно и получает от Академии наук двух помощников – Матвея Васильева и Ефима Мельникова; в 1753 г. – разрешение на строительство «фабрики делания цветных стекол», которая открывается в деревне Усть-Рудица близ Петербурга.
Слайд 6

Первая, пробная мозаика Ломоносова. Это мозаика "Нерукотворный Спас", которая довольно проста

Первая, пробная мозаика Ломоносова. Это мозаика "Нерукотворный Спас", которая довольно проста

по исполнению.

Вне связи с вековыми традициями мозаичного искусства, Ломоносов совершенно самостоятельно добился исключительных результатов. По немногим образцам он не только постиг мозаичную технику, но и осознал художественный смысл мозаики — ее суровую и выразительную простоту, ее красочные возможности, декоративное значение и эпическую монументальность.

Слайд 7

Ломоносов показывает свою мозаику Екатерине II

Ломоносов показывает свою мозаику Екатерине II

Слайд 8

Самая известная мозаичная работа Ломоносова — “ Полтавская баталия “ —

Самая известная мозаичная работа Ломоносова — “ Полтавская баталия “ —

составлена из столбиков смальты толщиной всего 1-6 мм и длиной 5 см. Полтавская баталия, грандиозное настенное мозаичное полотно, задумана М.В. Ломоносовым как часть серии мозаик для внутреннего убранства Петропавловского собора, прославляющих деяния Петра I. Мозаика огромна (309,764 кв. м).
Слайд 9

В левой части композиции, ближе к её центру, изображён Пётр на

В левой части композиции, ближе к её центру, изображён Пётр на

вздыбленном коне в образе смелого полководца, ведущего русские войска в бой. На нём тёмно-зелёный мундир Преображенского полка. Поза его величественна, взгляд смел и решителен. В руке — сабля. За ним — его соратники. Среди них можно узнать Б.П. Шереметева и А.Д. Меншикова.
Слайд 10

В самом центре композиции, перед Петром I на коне, изображён простой

В самом центре композиции, перед Петром I на коне, изображён

простой солдат с мушкетом, преграждающий путь царю. Он будто бы сдерживает его от порыва прорваться в гущу схватки и возможности погибнуть. Ломоносов выдвигает на первый план простого солдата, символизирующего народ, роль которого - по мысли художника — столь же значительна, как и самого Петра I, то есть проводит идею единства народа и героя. Язык мозаики лаконичный и чёткий. Цвета насыщенные, построенные на контрастных сопоставлениях.
Слайд 11

С 1925 года «Полтавская баталия»украшает парадную лестницу здания Академии наук в Санкт-Петербурге.

С 1925 года «Полтавская баталия»украшает парадную лестницу здания Академии наук в

Санкт-Петербурге.
Слайд 12

В мастерской Ломоносова было создано сорок мозаик, из которых до наших дней сохранилось двадцать.

В мастерской Ломоносова было создано сорок мозаик, из которых до наших

дней сохранилось двадцать.
Слайд 13

Коль пользы от Стекла приобрело велики, Доказывают то Финифти, Мозаики, Которы

Коль пользы от Стекла приобрело велики, Доказывают то Финифти, Мозаики, Которы в век

хранят Геройских бодрость лиц, Приятность нежную и красоту девиц, Чрез множество веков себе подобны зрятся И ветхой древности грызенья не боятся. М.Ломоносов.