Музыкальные жанры. Соната

Содержание

Слайд 2

Соната. Данным итальянским словом, произошедшем от латинского «sonare» и в переводе

Соната.
Данным итальянским словом, произошедшем от латинского «sonare» и в

переводе означающим «звучать», именуется один из ведущих жанров камерной инструментальной музыки. Соната представляет собой многочастную композицию, состоящую из контрастирующих по темпу и характеру разделов, тем не менее связанных между собой единым художественным замыслом. Произведение может быть написано композитором как для одного, так и нескольких музыкальных инструментов.
Слайд 3

Доминирующую позицию в данном жанре занимают сочинения для фортепиано, хотя весьма

Доминирующую позицию в данном жанре занимают сочинения для фортепиано, хотя весьма

немало «сонат» создано и для других инструментов, например скрипки, виолончели, флейты, гобоя, кларнета, валторны. При этом необходимо отметить, что все они исполняются в сопровождении фортепиано.
Слайд 4

Слайд 5

Соната. Впервые этот термин начал применяться ещё во времена далёкого Средневековья,

Соната. Впервые этот термин начал применяться ещё во времена далёкого Средневековья,

которое в истории мировой музыкальной культуры величают «эпохой вокальной музыки». Уже было создано множество самых разнообразных инструментов, однако главным их предназначением было сопровождение пению, танцам, торжественным приёмам и театральным представлениям, а словом «соната» в ту пору именовали вокальные композиции, исполняемые под аккомпанемент того или иного инструмента.
Слайд 6

Слайд 7

Необходимо подчеркнуть, что «сонаты» эпохи барокко отличались большим разнообразием. В их

Необходимо подчеркнуть, что «сонаты» эпохи барокко отличались большим разнообразием. В их

числе были клавирные произведения, а также пьесы для солирующих инструментов, например, флейты, скрипки, виолончели. Причём эти композиции исполнялись как с аккомпанементом, так и без него.

Следующим видом сочинений данного жанра, заслуживающим особого внимания, были пьесы для трёх инструментов - «трио-сонаты», которые поначалу разделялись на церковные (sonata da chiesa) и светские (sonata da camera). Церковные «трио-сонаты» исполнялись во время богослужения .

Слайд 8

Слайд 9

Упомянутые выше произведения есть в творческом наследии Иоганна Себастьяна Баха, Антонио

Упомянутые выше произведения есть в творческом наследии Иоганна Себастьяна Баха, Антонио

Вивальди, Георга Фридриха Генделя, Алессандро и Бенедетто Марчелло, Джованни Легренци, Доменико Скарлатти, Джузеппе Тартини, Жан-Мари Леклер, Жан- Фери Ребель, Арканджело Корелли, Георга Телемана.
Слайд 10

Иоганн–Себастьян Бах Георг Фридрих Гендель Доменико Скарлатти Арканджело Корелли

Иоганн–Себастьян Бах

Георг Фридрих Гендель

Доменико Скарлатти

Арканджело Корелли

Слайд 11

Нельзя оставить без внимания, что особый вклад в развитие жанра «сонаты»

Нельзя оставить без внимания, что особый вклад в развитие жанра

«сонаты» внесли Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Муцио Клементи.

Высочайшего пика в своём развитии «соната» достигла в творчестве великого Людвига ван Бетховена, которого и сегодня считают законодателем в данной сфере. В наступившую затем эпоху романтизма, композиторы, осознанно стремившиеся продолжать классические традиции, всё же переосмысливали и обогащали жанр, насыщая его новыми образами, характерными для романтической поэмности. Именно в романтический период были созданы самые знаменитые «сонаты», а авторство этих превосходных шедевров принадлежит Францу Шуберту, Феликсу Мендельсону, Фредерику Шопену, Роберту Шуману, Ференцу Листу, Иоганнесу Брамсу, Эдварду Григу, Сезару Франку.

Слайд 12

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен

Слайд 13

В двадцатом веке «соната» продолжала оставаться актуальным жанром, к которому обращались

В двадцатом веке «соната» продолжала оставаться актуальным жанром, к которому

обращались практически все известные композиторы, сочиняющие академическую музыку. При этом, предлагая своё прочтение и трактуя данный музыкальный жанр в духе нового времени, они давали «сонате» совершенно иной облик. Из зарубежных композиторов, насытивших жанр новыми образами и своеобразными средствами выразительности, необходимо особо отметить Габриеля Форе, Поля Дюка, Мориса Равеля, Клода Дебюсси, Макса Регера, Венсан д Энди, Кароля Шимановского, Камиля Сен-Санса, Бела Бартока, Кшиштофа Пендерецкого.
Слайд 14

Нельзя оставить без внимания вклад в развитие жанра «сонаты» русских и

Нельзя оставить без внимания вклад в развитие жанра «сонаты» русских

и советских композиторов. Замечательными художественными достоинствами отмечаются сочинения Антона Рубинштейна, Сергея Рахманинова, Николая Метнера, Николая Мясковского, Анатолия Александрова, Сергея Прокофьева, Родиона Щедрина, Дмитрия Шостакович, Дмитрия Кабалевского, а Александра Скрябина именуют композитором, который перекинул мост от романтической к современной «сонате»..
Слайд 15

Антон Рубинштейн Сергей Рахманинов Дмитрий Шостакович Александр Скрябин

Антон Рубинштейн

Сергей Рахманинов

Дмитрий Шостакович

Александр Скрябин

Слайд 16

Соната. Этот удивительный музыкальный жанр, возникнув триста лет назад, не ушёл

Соната. Этот удивительный музыкальный жанр, возникнув триста лет назад, не ушёл

в прошлое, а успешно существует и поныне. Претерпев значительные изменения, сегодня он предстаёт перед слушателями во всём богатстве вариантов, ведь по своему содержанию это не только многосоставная, но и самая сложная музыкальная форма, которую сопоставляя с литературными произведениями можно сравнить не только с повестью, но и с романом.
Слайд 17