Содержание
- 2. Все произведения искусства: музыка, живопись, литература – рождаются из одного источника. Источник этот – сама жизнь.
- 3. П.И.Чайковский 1840-1893 русский композитор, дирижер, педагог
- 4. Осенью 1875 года к композитору обратился известный петербургский издатель Н. М. Бернард с предложением написать для
- 5. И П.И.Чайковский принялся за работу. композитора привлекла возможность выразить свою любовь к русской природе, которую он
- 6. Первое издание. В конце 1876 г. М.И. Бернард выпустил пьесы отдельным сборником с заглавием «Времена года».
- 7. «Январь. У камелька.» И мирной неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет огонек, И свечка
- 9. Так А.С. Пушкиным начинается 1-я страница. Эту пьесу можно назвать «Размышление». В долгий январский вечер, когда
- 10. Мелодия звучит мягко и задумчиво. И только короткая музыкальная фраза, врывающаяся настороженным вопросом, вносит ощущение лёгкой
- 11. Интонацией эта фраза напоминает арию Ленского «Что день грядущий мне готовит?» И здесь, на 2-ой странице
- 14. «Февраль. Масленица» Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир. П.А.Вяземский
- 15. Здесь мы видим масленичные гуляния с шутками скоморохов, слышим гам толпы, гармошечные переборы, колокольный перезвон. Все
- 16. Праздничные увеселения, катание на тройке с бубенцами, блины, пироги, сжигание чучела Зимы, словом, все, что непременно
- 19. «Март. Песня жаворонка» Поле зыблется цветами, В небе льются света волны, Вешних жаворонков пенья Голубые бездны
- 20. Начинается март – первый месяц весны. И рождается в звуках весенняя поэтическая элегия.
- 21. Предвестники весны, жаворонки прилетают в марте. Приход весны всегда ждут с нетерпением. Дети начинают что есть
- 22. Слушая март П.И. Чайковского, испытываешь глубокое чувство человека, охваченного предвкушением света и тепла, опьяненного весенним воздухом
- 24. «Апрель. Подснежник» Голубенький, чистый Подснежник - цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слезы О горе
- 25. Это название отражается в нежной мелодии, передающей живое дыхание весны. И тональность мажорная, солнечная.
- 26. В средней части «Подснежника» вдруг возникает вальс. И здесь так же, как в «Жаворонке», мы слышим
- 29. «Май. Белые ночи.» Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов,
- 30. «Белые ночи» - так называются ночи на севере России, когда ночью почти так же светло, как
- 31. В этой пьесе главное – настроение. Она рассказывает о чувствах, которые вызывают у нас белые ночи.
- 32. Пьеса состоит из двух больших разделов, вступления и заключения. Первый раздел – напоминает о тишине белой
- 33. Второй раздел по настроению порывистый и страстный. Затем все успокаивается, и вновь картина северной белой ночи
- 35. «Июнь. Баркарола» Выйдем на берег, там волны Ноги нам будут лобзать, Звезды с таинственной грустью Будут
- 36. У П.И. Чайковского пьеса обращена к картинам водных каналов и многочисленных речек, на берегах которых расположена
- 37. Барка – это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской музыке назывались песни лодочника, гребца. Тепло
- 38. В середине настроение становится радостным и беззаботным, слышатся шумные всплески волн. Затем вновь льется мечтательная и
- 39. Четыре пьесы – “Март”, “Апрель”, “Май”, “Июнь” - объединены сходным настроением - они мечтательны, как бы
- 40. «Июль. Песня косаря» Раззудись, плечо, Размахнись рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня! А.В.Кольцов
- 41. В июле композитор дарит нам «Песню косаря», ведет туда где «пахнет сеном над лугами», где «в
- 42. Но косили траву мужчины. Слушая пьесу, представляешь образ молодого весёлого крестьянина, которому по плечу всё тяжёлое.
- 44. «Август. Жатва» Люди семьями Принялись жать, Косить под корень Рожь высокую! В копны частые Снопы сложены,
- 45. Август – время полевых работ. В этой пьесе чувствуется напряжение и тревога, ощущается сила, быстрота и
- 46. В рукописи П.И. Чайковский сделал подзаголовок «Скерцо». И в действительности «Жатва» это развернутое скерцо для фортепиано,
- 47. В средней части возникает новое состояние: подчеркнутая монотонность мелодии и ритма. Жаркий полдень, все стихло, жнецы
- 52. «Сентябрь. Охота» Пора, пора! Рога трубят, Псари в охотничьих уборах, Чем свет уж на конях сидят,
- 53. Еще одна страница календаря, и перед нами пьеса «Сентябрь. Охота». В России XIX века охота была
- 54. Музыка воспринимается как симфоническая картина, переложенная для рояля. «Рога» действительно «трубят» помпезно и призывно, и сразу
- 58. «Октябрь. Осенняя песня» Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят... А. К.
- 59. «Унылая пора, очей очарованье»… - написал А.С. Пушкин. И вот уже сколько «осенних» русских стихов возникло
- 60. Осень природы. Осень жизни. Настроению этой музыки очень близок романс П.И. Чайковского «Снова, как прежде один»
- 61. Виолончель в диалоге с голосом обволакивает душу своим теплым и глубоким тембром. А дальше, словно из
- 65. «Ноябрь. На тройке» Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши,
- 66. Хотя ноябрь и считается последним осенним месяцем, но в средней полосе России уже зима, замерзают реки,
- 67. Тут и Н.В.Гоголь продолжает свой бесконечный монолог о тройке. Тут и Н.А. Некрасов подсказывает: «Не гляди
- 68. Кто долго жил в глуши печальной Друзья, тот верно знает сам, Как сильно колокольчик дальний Порой
- 69. Пьеса начинается раздольной песней ямщика, в ней и щемящая тоска и любование зимним пейзажем. Затем музыка
- 72. «Декабрь. Святки» Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали. В.А.
- 73. Святки – время от Рождества до Крещения. Рождество по старому стилю 25 декабря. На святках девушки
- 74. П.И. Чайковский назвал эту пьесу «Вальс». Едва ли есть на свете танец, в ритме которого было
- 75. Декабрьский вальс П.И. Чайковского очень изящный и плавный. В нем есть характерная ритмическая особенность. Мелодия начинается
- 76. Слушая его, представляешь окно, разукрашенное зимним узором, кружащиеся снежинки, нарядную елку и хоровод вокруг нее. В
- 80. Этим вальсом композитор прощается со слушателем.
- 82. Скачать презентацию