Жизнь и творчество Великих людей. Петр Ильич Чайковский

Содержание

Слайд 2

Одним из величайших композиторов в истории музыки считается Петр Ильич Чайковский.

Одним из величайших композиторов в истории музыки считается Петр Ильич Чайковский.


Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний, четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

(1840— 1893)

Слайд 3

Семья. Начало музыкальной карьеры Петр Чайковский родился 25 апреля 1840 года

Семья. Начало музыкальной карьеры

Петр Чайковский родился 25 апреля 1840 года в семье

горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода. В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера.
Способности к музыке у Пети Чайковского проявились рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.
В 1850-1859 по желанию родителей Чайковский учился в Училище правоведения, после чего был определен на службу в Министерство юстиции.
Но любовь к музыке оказалась сильнее — в 1862 г. юноша сдал экзамены в только открывшуюся тогда Петербургскую консерваторию.
В 1863 г. Чайковский оставил службу.
Слайд 4

В Московской консерватории (1866-1878) В 1866 Петр Ильич Чайковский был приглашен

В Московской консерватории (1866-1878)

В 1866 Петр Ильич Чайковский был приглашен на

должность профессора в открывающуюся Московскую консерваторию.
В 1940 г. в дни празднования 100-летия со дня рождения П. И. Чайковского Московской государственной консерватории было присвоено имя великого русского композитора.
В 1954 г. перед зданием был установлен памятник П. И. Чайковскому работы знаменитой В. И. Мухиной.
Слайд 5

В 1866 г. Чайковский написал Первую симфонию («Зимние грёзы»), в 1869

В 1866 г. Чайковский написал Первую симфонию («Зимние грёзы»),
в 1869

г. — оперу «Воевода» и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта»,
в 1875 г. — знаменитый Первый фортепианный концерт,
в 1876 г. — балет «Лебединое озеро».
Слайд 6

П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных

П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных

пьес.

«Детский альбом»

Детский альбом» в мае 1878 года. История его создания связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.
Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых. Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного благоденствия.
Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил Володе Давыдову, одному из многочисленных детей Льва Васильевича и Александры Ильиничны. Племяннику композитора в ту пору было шесть с половиной лет.

Слайд 7

В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью

В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью

и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.
Слайд 8

Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый

Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый

мир детских игр, танцев и случайных впечатлений.

«Утренняя молитва».
С нее начинался и заканчивался день взрослых и детей. В музыкальной пьесе композитор использовал мелодику настоящей церковной молитвы. Чистотой и детской непосредственностью проникнута интонационная беседа ребенка с богом.

Утренний цикл

«Зимнее утро». Встревоженная музыка суровой, неприветливой зимы звучит в пьесе. Туманное, холодное утро сменяется жалобными интонациями. Как будто ребенок выглянул в окно и увидел маленьких, нахохлившихся от мороза птичек.

«Игра в лошадки». Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Точно изобразил композитор цокот копыт игрушечной лошадки. Сказочные препятствия, смена декораций во время игры нашли свое отражение в богатой гармонии пьесы.

Слайд 9

Дневной цикл Дневной цикл состоит из игр и развлечений, танцев и

Дневной цикл

Дневной цикл состоит из игр и развлечений, танцев и песен.

Энергичные, полные веселья пьесы сменяются первыми детскими потерями и горем. «Детский альбом» Чайковского, содержание его дневного цикла в частности, имеет четкое подразделение на игры девочек и мальчиков, на песни разных стран и танцы. -

«Марш деревянных солдатиков». Четкость, легкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе. Игрушечное шествие солдатиков или целого войска рисует композитор строгим ритмическим рисунком.

«Болезнь куклы». Переживание девочки об ее заболевшей кукле передано удивительными музыкальными средствами. В пьесе отсутствует целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами.
«Похороны куклы». Первое детское горе всегда глубоко и значительно. Искренние переживания, слезы композитор рисует с уважением к трагедии и личности ребенка.
«Вальс». Детские переживания быстро сменяются веселым, живым танцем. Ощущение домашнего праздника, всеобщей радости передает Чайковский.
«Новая кукла». Радостью и счастьем проникнуто настроение миниатюры. Живой бег, взволнованное биение сердца передает музыка пьесы. Стремительная мелодия вобрала в себе целую гамму чувств – восторг, изумление, радость

Слайд 10

Песни и танцы «Мазурка». Быстрый польский танец пользовался большой популярностью у

Песни и танцы

«Мазурка». Быстрый польский танец пользовался большой популярностью у

русских композиторов. Шумными, живыми акцентами, ритмичностью проникнута мазурка.
«Русская песня». Мелодия пьесы – обработка русской народной песни «Голова ль ты, моя головушка».
«Мужик на гармонике играет». Эта пьеса – образная сценка из народной жизни. Веселая недосказанность гармонии создает впечатление неудачливого гармониста. Вариативные повторы придают юмористичность пьесе.
«Камаринская». Это народная плясовая песня с вариациями.
«Полька». Задорный чешский танец использовал в цикле Чайковский. Полька из «Детского альбома» легка, как бальный танец того времени. Грациозный мотив рисует девочку в нарядном платье и туфельках, которая танцует на носочках изящную польку.

В этом подразделе дневного цикла собраны воедино русские песни и бальные танцы того времени. Они символизируют мечты детей, их разговоры, прогулку в деревню. Различными по звучанию танцами чередуются песни Чайковского.

Слайд 11

Песни дальних стран «Итальянская песенка». В ней Чайковский средствами музыкальной выразительности

Песни дальних стран

«Итальянская песенка». В ней Чайковский средствами музыкальной выразительности точно

передает аккомпанемент гитары или мандолины, столь любимых в Италии. Энергичная, игривая песенка напоминает вальс.
«Старинная французская песенка». Грустный народный мотив звучит в пьесе. Задумчивая мечтательность была присуща средневековой Франции. Пьеса напоминает минорную балладу, сдержанную и задушевную.
«Немецкая песенка». Галантная и веселая пьеса, гармония которой напоминает звучание шарманки. В «Немецкой песенке» встречаются интонации йодля. Такая манера исполнения песен свойственна жителям Альп.

Этот раздел посвящен песням дальнего зарубежья. Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции и Италии, Турции и Швейцарии.

«Неаполитанская песенка». Звучание народных инструментов слышится в этой пьесе. Неаполь – один из городов Италии. Энергия ритма и живость мелодии передают горячность южан.

Слайд 12

Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка,

Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка,

мечты перед сном, боязнь темноты. Завершает «Детский альбом», как и начинает его, молитва.

Вечерний цикл

«Песня жаворонка». Оживление перед сном и представление следующего, радостного утра.
«Шарманщик поет». Протяжные звуки старинного инструмента, движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни.
«В церкви». Начинает и заканчивает «Детский альбом» молитва.
Такая арка обозначает подведение итогов дня (вечер) или настрой на хорошие поступки (утро). Во времена композитора обязательными были ежедневные молитвы. В них благодарили бога за проведенный день, просили милости и помощи в трудностях.

«Нянина сказка». Композитор рисует сказочный образ, весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами.
«Баба Яга». Баба Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра – настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры.
«Сладкая греза». И снова спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на морозные узоры, сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.

Слайд 13

Сборник Чайковского является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы. «Детский

Сборник Чайковского является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы. «Детский

альбом» — ценнейший вклад в мировую фортепианную литературу, послуживший примером для целого ряда сборников, написанных композиторами разных стран. Под несомненным влиянием Чайковского находятся почти все русские композиторы — авторы детских пьес.
Слайд 14

В основу балета легла сказка писателя Э. Гофмана с названием «Щелкунчик

В основу балета легла сказка писателя Э. Гофмана с названием «Щелкунчик

и мышиный король». По ее сюжету двенадцатилетняя девочка Марихен получает на Рождество подарок от крестного - куклу-щелкунчик для колки орехов. Щелкунчик оживает в рождественскую ночь и вступает в борьбу с мышиной армией.

Балет «Щелкунчик»

На утро крестный рассказывает Марихен историю своего племянника, которого заколдовал мышиный король. А следующей ночью девочка, ее кукла Клара и Щелкунчик снова подвергаются нападению мышиного воинства. Они вступают в бой с мышами и побеждают их, после чего отправляются в королевство кукол, где Марихен избирают принцессой. 

Слайд 15

Творчество Чайковского было высоко оценено ещё при жизни — в 1885

Творчество Чайковского было высоко оценено ещё при жизни — в 1885

г. он был избран директором Российского музыкального общества, в 1892 г. стал членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств, в 1893 г. — почётным доктором Кембриджского университета.

Французская Академия изящных искусств

Кембриджский университет

П.И. Чайковский в мантии доктора музыки Кембриджского университета 1893 г.

Слайд 16

Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой, где

Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой, где

в 1892 г. приобрёл дом (с 1894 г. музей композитора).