Презентация "Древнерусское государство и христианство" - скачать презентации по ОБЖ

Слайд 2

Первые русские князья Олег (Вещий Олег, др.-рус. Ольгъ, ум. 912 или

Первые русские князья

Олег (Вещий Олег, др.-рус. Ольгъ, ум. 912 или

922 г.) — варяг, князь новгородский (с 879) и киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.
В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее. Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.

882-912

В летописях имеются две версии биографии Олега: традиционная, изложенная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи, сохранившей фрагменты не дошедшего до нас более раннего летописного свода, с путаницей в хронологии.
Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно (по Иоакимовской летописи) его шурином. После смерти Рюрика в 879 Олег стал княжить в Новгороде, поскольку Игорь Рюрикович был ещё малым ребёнком.

Слайд 3

Образование Руси В 882 Олег предпринял удачные походы на Смоленск и

Образование Руси

В 882 Олег предпринял удачные походы на Смоленск и

Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и объявил им: «Вы неста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ, но азъ єсмь роду кнѧжѧ». Предъявив наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег убил Аскольда и Дира. Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.

Киевская Русь. 882г.

Полюдье

Походы на Царьград

Олег Вещий

Слайд 4

Святая княгиня Ольга Княгиня Ольга, в крещении Елена († 11 июля

Святая княгиня Ольга

Княгиня Ольга, в крещении Елена († 11 июля

969) — княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 до примерно 960 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая.

945-962

Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, «от языка варяжска». По мнению норманистов, варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga. Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых первой половиной X века.
С другой стороны, в летописях имя Ольги часто передано славянской формой «Вольга». Известно и древнечешское имя Olha.

Слайд 5

Святая княгиня Ольга Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим

Святая княгиня Ольга

Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим

крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.

В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, где крестилась по христианскому обычаю в храме святой Софии и получила в крещении имя Елена.

Ольга была похоронена в земле (969) по христианскому обряду.
Её внук князь Владимир I Святославич Креститель перенес (1007) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы
в Киеве. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).
Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католическими и др. западными церквами — 24 июля по григорианскому.
Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Ольга и Игорь

Месть Ольги древлянам

Крещение Ольги в Царьграде

Памятник княгине Ольге, Св. Апостолу Андрею Первозванному
и равноапостольным Кириллу и Мефодию в Киеве

Слайд 6

Святой князь Владимир Владимир I Святославич (960 — 1015) — киевский

Святой князь Владимир

Владимир I Святославич (960 — 1015) — киевский великий князь,

при котором произошло крещение Руси. Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко
(в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю.

978-1015

Сын великого князя Святослава Игоревича от рабыни Малуши родом из города Любеч, ключницы княгини Ольги. Сын рабыни, по обычаям язычников мог наследовать отцу-князю. Многожёнство было в обычае. Как сообщают поздние источники XVI века, Владимир родился под Псковом, куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу. О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследника дружинникам.

Слайд 7

Крещение Руси Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как

Крещение Руси

Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как государственной

религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 или 991 году).Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. Христианизация народов Российской империи была длительным процессом, продолжавшимся в течение 9-и последующих веков.

Крещение князя Владимира

Крещение киевлян. 988г.

Язычники

Святая Русь

Слайд 8

Православие и национальная культура Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи

Православие и национальная культура

Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи

в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие). Разрушались культовые сооружения — идолы, капища. Уничтожались представители русской духовной элиты: волхвы и ведуны. По мнению некоторых исследователей, опирающихся на
«Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева»). Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от
1 марта, а не с новолуния после дня весеннего равноденствия, как раньше.

Торжество Православия