- Главная
- Обществознание
- Дерево в школьном дворе Выполнила ученица 6 «а» класса ТОСШ №2 Дябло Алина
Содержание
- 2. Задача: 1.Изучение роли дерева в жизни славян и бурятов. Культ дерева с древних времен. 2. Рассмотреть
- 3. Актуальность: Экологическая зашита школьного дома в условиях современной жизни. Определить роль «дома» в обществе, согласно экскурсу
- 4. ПЛАН: 1 .Дерево в жизни славян. 1) Строительство. 2) Русские народные обряды и обычаи при строительстве.
- 5. ДЕРЕВО В ТАКСИМО. Я знаю, что деревьям, а не нам Дано величье совершенной жизни,- Николай Гумилев.
- 6. Существует представление о месте добром и недобром. Современные научные изыскания подтверждают: на земле действительно есть места
- 7. БЕРЕЗА- СИМВОЛ ЧИСТОТЫ И ВЕРНОСТИ. В лесу выделялись особые «почитаемые» деревья, обычно непомерной высоты или толщины,
- 8. А другие породы ( издревле «поганые»), наоборот, ухудшают наше самочувствие и здоровье. Достаточно хотя бы мысленно
- 9. Дерево и условия его роста. Особенности березы. Береза неприхотлива, растет и на сухих песках, и на
- 10. Народное дерево НАРОДНОЕ ДЕРЕВО. Почему-то так уж издавна сложилось: одни растения пользовались всеобщим уважением (дубу даже
- 11. На выручку тополю пришли и лесоводы. Они вывели новые сорта дерева, отличающиеся лучшей древесиной. Изменилось отношение
- 12. Роль дерева в духовной жизни славян. Посмотришь на березу весной, на ее зеркальное белостволье и оно
- 13. В стародавние времена березу называли деревом четырех дел: «Первое дело — мир освещать, второе дело —
- 14. Береза является универсальным лекарем. Не только народная, но и научная литература обращается к ней за помощью.
- 15. Празднику «Русская береза» в двадцатые годы нашего столетия предшествовал «Праздник русского леса», который преследовал две цели.
- 16. По древним славянским верованиям считалось, что на ветвях березы обитают русалки — добрые и мстительные олицетворения
- 17. Всегда на новом месте. Есть на Крайнем Севере невидимая, но очень важная пограничная линия. Бюджет климата
- 18. В 300 лет стволы начинают рушиться один за другим. К этому времени они уже изрядно прогнили
- 19. Куль дерева в культуре бурят Бурятия богата лесами: кедрачи, сосна, ель, береза, которые подразделяются на хвойные
- 20. Большой научный интерес представляет культ деревьев, распространенный у многих народов земного шара. В нем нашли отражение
- 21. По всей территории Бурятии на каждом значительном перевале всегда есть деревья, на ветках которых развешаны ленты,
- 22. Деревья в бурятских обрядах и верованиях, как объекты культового и мифологического почитания, выступают в следующих аспектах:
- 23. Роль дерева в условиях Таксимовской общеобразовательной средней школы №2 Местность, вид, окрестность вместе со всею землею,
- 24. Пословицы русского народа. Дерево дереву рознь. Нет такого дерева, чтоб на него птица не садилась. И
- 25. Стихи Дябло Алины. « Березонька.» 1. Березонька пристроилась У моего окошка. Ну что же ты, березонька,
- 27. Скачать презентацию
Задача:
1.Изучение роли дерева в жизни славян и бурятов.
Культ дерева с древних
Задача:
1.Изучение роли дерева в жизни славян и бурятов.
Культ дерева с древних
2. Рассмотреть условия строительства дома;
место, выбранное для строительства дома;
3 .Определить, согласно классификации место и условия роста дерева около ТОСШ № 2.
4.Исследовать объекты окружающей среды, изучить роль основных видов, выросших в школьном дворе(береза, тополь) с научной точки зрения, с точки зрения устного- народного творчества , народной этики, обрядов и обычаев.
5. Творчески осмыслить особенности дерева, украсившего школьный двор.
6. Определить воздействие природы на окружающую среду, березы и тополя на человека.
Актуальность:
Экологическая зашита школьного дома в условиях современной жизни.
Определить роль «дома» в
Актуальность:
Экологическая зашита школьного дома в условиях современной жизни.
Определить роль «дома» в
Отметить значение культа дерева у славян и бурят; сопоставить данное исследование применительно к нашей местности.
Цель:
1.Изучить источники по истории русского и бурятского народа.
2. Изучить особенности дерева , отношение народа к дереву (культ дерева).
3.Исследовать значение «дома» ( от язычества до наших дней).
4. Определить роль школьного « дома» в условиях нашей местности.
5. Создать творческое произведение (стихи о дереве в школьном дворе).
6.Сделать экологическую карту местности (территория школьного двора).
ПЛАН:
1 .Дерево в жизни славян.
1) Строительство.
2) Русские народные обряды и обычаи
ПЛАН:
1 .Дерево в жизни славян.
1) Строительство.
2) Русские народные обряды и обычаи
3) Место доброе и недоброе.
4) Деревья «почитаемые»;
5) «Поганые» издревле породы;
3.Биологические особенности роста дерева.
1. Особенности березы.
2.Особенности тополя.
3.Народно-культурный пласт. Народно-поэтическое творчество.
1) Роль березки в жизни славян.
2)Роль тополя в жизни славян.
3)Культ дерева у бурятов.
4) Дерево и его влияние на жизнь школьного дома.
( Условия среды обитания дерева в школьном дворе Таксимовской средней школы №2)
4.Творческое «обозрение» автора работы.
ДЕРЕВО В ТАКСИМО.
Я знаю, что деревьям, а не нам
Дано
ДЕРЕВО В ТАКСИМО.
Я знаю, что деревьям, а не нам
Дано
Николай Гумилев.
Хорошо известно, что для древних славян деревья были не просто строительным материалом. Наши языческие пращуры видели в таких же как и они сами, детей Земли и Неба, притом обладающих ничуть не меньшим правом на жизнь,- «свободные, зеленые народы», как говорится в том же стихотворении Николая Гумилева.
Существует представление о месте добром и недобром.
Современные научные изыскания подтверждают: на
Существует представление о месте добром и недобром.
Современные научные изыскания подтверждают: на
Единственно, что возможно в современном обществе - это освящение святой иконой места строительства. Считалось, что переносить «символы обжитости» должны предпочтительнее люди, имеющие детей или же люди молодые. Для школьного «дома» - это доброе явление.
БЕРЕЗА- СИМВОЛ ЧИСТОТЫ И ВЕРНОСТИ.
В лесу выделялись особые «почитаемые» деревья,
БЕРЕЗА- СИМВОЛ ЧИСТОТЫ И ВЕРНОСТИ.
В лесу выделялись особые «почитаемые» деревья,
Предания могли, например, говорить, что на самом деле это вовсе не дуб или вековая сосна, а праведный человек, живший когда-то давно и за беспорочную жизнь удостоенный посмертной награды – превращения в благородное дерево. Подобное дерево считали хранителем и помощником человеческого селения, оно «не пропускало» к нему врагов - проходя мимо, те неминуемо должны были ослепнуть или, по крайней мере, сбиться с дороги. Такие деревья и по сей день, украшают наши леса, только теперь их называют памятниками природы.
Современные исследователи пишут, что некоторые породы деревьев по своим биоэнергетическим особенностям и вправду необычайно «доброжелательны» к человеку, «подпитывают» его энергией. Если к такому дереву прижаться ладонями и затылком, ощущается прилив сил, отступает плохое настроение и физическая слабость. Эти – то деревья и почитались в языческие времена: береза, сосна.
А другие породы ( издревле «поганые»), наоборот, ухудшают наше самочувствие и
А другие породы ( издревле «поганые»), наоборот, ухудшают наше самочувствие и
К «поганым» причисляют, увы, и тополь, очень распространенный у нас в городах, в поселках. Справедливости ради отметим, что и «поганые» деревья иногда помогают, « снимая» у нас вместе с «темной» Энергией излишнее напряжение, судороги, головную боль.
Дерево и условия его роста. Особенности березы.
Береза неприхотлива, растет и
Дерево и условия его роста. Особенности березы.
Береза неприхотлива, растет и
Народное дерево
НАРОДНОЕ ДЕРЕВО. Почему-то так уж издавна сложилось: одни растения
Народное дерево
НАРОДНОЕ ДЕРЕВО. Почему-то так уж издавна сложилось: одни растения
В нашей стране около пятидесяти видов тополей, но наиболее распространен черный тополь, или осокорь. Чаще всего он встречается по берегам рек и озер, на заливных лугах. Но хорошо себя чувствует осокорь не только в сырых местах. Недаром же люди взяли его в союзники для борьбы с наступающими песками.
Неподалеку от линии наступающих песков высаживают молодые тополя. Ими как бы огораживают плодородные земли.
На выручку тополю пришли и лесоводы. Они вывели новые сорта дерева,
На выручку тополю пришли и лесоводы. Они вывели новые сорта дерева,
Изменилось отношение к тополю. Теперь он уже не сам по себе растет, о нем заботятся, его пестуют. И все чаще говорят уже не о его недостатках, а о достоинствах.
Сейчас тополеводство стало делом мирового масштаба: с 1947 года при ООН работает специальная тополевая комиссия. Конечно, занимаются люди не только осокорем, существует много видов этого дерева. И у каждого вида есть свои недостатки и свои достоинства. Об этом знали еще древние греки и ценили тополь. Недаром назвали его «популюс», что значит — народное.
Роль дерева в духовной жизни славян.
Посмотришь на березу весной, на ее
Роль дерева в духовной жизни славян.
Посмотришь на березу весной, на ее
Для российского человека нет дерева роднее, чем береза. С самых давних времен поют о ней на Руси песни, складывают сказки, сочиняют стихи.
В стародавние времена березу называли деревом четырех дел: «Первое дело —
В стародавние времена березу называли деревом четырех дел: «Первое дело —
И действительно, в древности лучина-лучинушка являлась единственным источником света в долгие темные ночи. «Крик» же в деревне от скрипа всевозможных колес утишался в свое время березовым дегтем. Но две профессии березы — чистоту соблюдать и больных исцелять у дерева остались. И сегодня каждый год заготавливают в лесах березовые метлы и веники. В соблюдении чистоты такой веник и душистый, и гибкий. Но самое главное, он вне всякой конкуренции в русской бане, где не столько страж чистоты, сколько сильное и многостороннее лекарственное средство.
Береза является универсальным лекарем. Не только народная, но и научная литература
Береза является универсальным лекарем. Не только народная, но и научная литература
Во времена древнего язычества славяне считали березу своим тотемом, родоначальницей и покровительницей. Ей поклонялись, полагая, что после смерти в березу переселяется душа человека. Места поклонения носили названия священных рощ. Их старательно оберегали и при входе в белоколонные залы старались думать только о добром и прекрасном, оставляя мрачные мысли далеко за опушкой.
Празднику «Русская береза» в двадцатые годы нашего столетия предшествовал «Праздник русского
Празднику «Русская береза» в двадцатые годы нашего столетия предшествовал «Праздник русского
Праздник Троица был введен в культовую практику православной церкви политическим и церковным деятелем Русскою государства Сергием Радонежским. По времени празднование Троицы совпадало с древними славянскими празднествами, которые укрепились в народном сознании многовековой практикой.
По древним славянским верованиям считалось, что на ветвях березы обитают русалки
По древним славянским верованиям считалось, что на ветвях березы обитают русалки
Береза встречает россиянина при рождении, качает его в своей колыбели, шепчет молитвы, рассказывает сказки, поет песни, оберегает от бед, согревает в холод, излечивает от болезни и провожает в последний путь.
Низко склоним перед ней свои головы и тихо прошепчем:
— Аллилуя, Богиня-Берегиня! Спасибо за то, что ты есть, что сопровождаешь нас по жизни от рассвета до заката. Пусть обойдут тебя и злой глаз, и коварная сталь, и огонь, и засуха.
Аллилуя, белый пояс! Аллилуя, березонька!
Всегда на новом месте.
Есть на Крайнем Севере невидимая, но очень важная
Всегда на новом месте.
Есть на Крайнем Севере невидимая, но очень важная
Не все тополя идут так далеко на север. Только душистый тополь. Он истинный «забайкалец, сибиряк, но в облике дерева есть что-то южное, что-то тропическое. Лист его не ромбический, как у обычных тополей, а овальный. Не мягкий, не нежный, а жесткий, кожистый, сверху темный, глянцевый, снизу сизоватый, бледный. Такой лист выдержит и шквальные тропические ливни. Это проверено на Байкале.
В 300 лет стволы начинают рушиться один за другим. К этому
В 300 лет стволы начинают рушиться один за другим. К этому
Однако топольник не исчезает. Через несколько лет наступает паводок, река намывает новую песчаную отмель, наносит гальку. На ней, пользуясь случаем, и поселяется тополевый молодняк, пока не успели захватить удобное место лесные и сорные травы. Молодняк густой: семян тополь дает много, с запасом. Пройдут годы, молодняк превратится во взрослый лес. Но и этот лес на песчаной косе будет жить тоже один только раз, пока не достигнет 300-летнего возраста и буря не переломает его прогнившие стволы. Дважды на одном месте душистый тополь не растет никогда.
Казалось бы, природа не рассчитала, и тополевые семена могут пропасть без пользы, потому что должны прорастать только в пойме реки. На самом деле предусмотрено все до мелочи.
Куль дерева в культуре бурят
Бурятия богата лесами: кедрачи, сосна, ель,
Куль дерева в культуре бурят
Бурятия богата лесами: кедрачи, сосна, ель,
Еще одно дерево, которое часто встречается на территории Бурятии – это береза, она занимает 9,3% всей площади лесов республики. Береза – национальное дерево русского народа. На Руси не встретишь другого такого дерева, о котором бы слагалось столько пословиц и поговорок, пелось столько песен. В старину у березы был свой праздник - семик. В эти праздничные дни девушки водили хороводы вокруг молодых березок, гадали, вили венки из березовых ветвей, ветками украшали красный угол в избе. Буряты также почитали березу, используя ее во время свадебных обрядов, такой сакральный предмет, как коновязь (езргэ) изготавливался из древесины березы. У бурят существует изречение: «Хун шубуун гарбсытап, xyhan модон сэргэтэй» (прародительница наша - птица лебедь, коновязь наша - белая береза).
Большой научный интерес представляет культ деревьев, распространенный у многих народов земного
Большой научный интерес представляет культ деревьев, распространенный у многих народов земного
Так, у славянских народов береза выступала как символ богини-матери, ее семантическое тождество.
Культ дерева как один из элементов культа природы и стихи не может быть понят в отрыве от мировоззрения народа в целом.
С древних времен дерево выступает как один из пяти первоэлементов (дерево, огонь, земля, метол, вода). У многих народов укрепилось представление о том, что дерево порождает огонь, огонь – землю, земля – металл, металл – воду, а вода – дерево. Понятие «дерево порождает огонь» основано на наблюдениях над явлениями природы и опыте добывания огня путем трения деревянных палочек или загорания деревьев от молнии. Почитание деревьев было широко распространено у народов Сибири.
По всей территории Бурятии на каждом значительном перевале всегда есть деревья,
По всей территории Бурятии на каждом значительном перевале всегда есть деревья,
Культ деревьев и вся сопровождающая его культовая практика должны были обеспечить естественный ход событий, гармонию в природе и жизни людей, они играли важную роль в магико-религиозных обрядах, обеспечивающих увеличение жизненной силы животных, людей.
Деревья в бурятских обрядах и верованиях, как объекты культового и мифологического
Деревья в бурятских обрядах и верованиях, как объекты культового и мифологического
Наши предки умели мудро пользоваться природными богатствами. Природа была не только домом и кровом, а основой и условием благополучия, богатства, радости, здоровья. Считая себя частицей единой и неделимой природы, человек никогда не старался подчинить ее себе. Ребенок с малых лет учился любить, почитать, охранять ее, не только слушая наставления и назидания, но и наблюдая личный пример старших.
Главный виновник современных экологических проблем и бед - сам человек, его потребительское отношение к окружающей среде. Чтобы сохранить то, что даровано нам Небом, приумножить наследованные нами богатства наших предков и передать детям и внукам, мы должны использовать многовековой опыт народа, его нравственную культуру, экологические традиции. В культуре бурятского народа был и, думаю, останется самый древний культ - культ природы.
Роль дерева в условиях
Таксимовской общеобразовательной средней школы №2
Местность, вид, окрестность
Роль дерева в условиях
Таксимовской общеобразовательной средней школы №2
Местность, вид, окрестность
небом называют в народе общим словом -природа.
Природная красота и эстетические природные ценности наверняка влияли на обычные чувства людей.
Береза (по словарю Ожегова)-лиственное дерево с белой (реже темной ) корой и сердцевидными листочками.
Тополь- дерево семейства ивовых с высоким и прямым стволом.
Неизвестно, какие причины побудили поставить здание Таксимовской средней школы №2 именно на этом месте, но тем не менее место определенно неплохо. К тому же тот факт, что у здания выросли и укрепились березки говорит, о многом.
Обратите внимание, что в нашем школьном дворе кроме березы растет и тополь, то есть согласно русским верованиям это деревья, которые являются и «доброжелательными» и «погаными», но все-таки они воздействуют на биоэнергетику школьного дома, на учащихся и учителей благоприятно.
Пословицы русского народа.
Дерево дереву рознь.
Нет такого дерева, чтоб на него птица
Пословицы русского народа.
Дерево дереву рознь.
Нет такого дерева, чтоб на него птица
И на дереве лист на лист не приходится.
Кто срубил дерево- того проклянут дети, кто посадит дерево, того похвалят внуки .
Старое дерево скрипит да живет.
Сломить дерево - секунда, а вырастить -годы.
Не беречь поросль -не видать и дерева.
Кто деревце посадит ,тот человеку и друг.
Не от добра дерево листья роняет.
Сначала дерево корни пускает, а потом уже начинает расти вверх.
Без догляда и дерево не поднимается.
Выбери хорошее дерево, будешь под тенью сидеть.
Прямое дерево ветра не боится.
Как дерево не гни, оно вверх растет.
Из источников народной мудрости мы знаем, что к березке отношение особое.
Стихи Дябло Алины.
« Березонька.»
1. Березонька пристроилась
У моего окошка.
Ну что же
Стихи Дябло Алины.
« Березонька.»
1. Березонька пристроилась
У моего окошка.
Ну что же
Грустна, невесела,
Быть может, что случилося,
Мальчишка ветвь сломал?
Листок сорвал, обидил ли?
Ведь жизнь так непроста.
Ведь ты у нас красавица!
В лесу стоишь качаешься,
И ветви, словно рученьки,
Протягиваешь мне.
Ведь в жизни у березоньки
Так много счастья, радости,
Любуются березонькой
И радуешь ты всех.
2. Есть дерево осина,
Есть дерево береза.
Береза, ты прекрасна
И радуешь ты глаз.
Ты лучше всех на свете
Как солнца греешь лучик,
Сияешь, словно ясный день,
С утра манишь к себе.
Как славно, если раненько
Тебе в окошко веточкой
Березонька зеленая
С любовью постучит.
Стоишь ты кучерявая,
Стоишь ты светлоокая,
Березонька кудрявая,
Тебя любить я рад.