Для интеллигентного человека привычка говорить «дурно», невразумительно и неумение говорить хорошо, считается неприличием. А.П.Че

Содержание

Слайд 2

Введение Речь – орудие труда педагога. Дети усваивают язык практически, по

Введение

Речь – орудие труда педагога.
Дети усваивают язык практически, по подражанию,

заимствуя у взрослых словарь, стиль, тон, манеру говорить.
Речь воспитателя – образец принятого употребления языковых средств.
Воспитатель обязан соблюдать лексические, грамматические, стилистические, фонетические нормы.
Слайд 3

Техника речи Техника речи – это совокупность умений и навыков, посредством

Техника речи

Техника речи – это совокупность умений и навыков, посредством

которых реализуется язык в конкретной обстановке общения.
Слайд 4

Дыхание Дыхание – основа внешней речи. Дыхание – энергетическая база, жизнь

Дыхание

Дыхание – основа внешней речи.
Дыхание – энергетическая база, жизнь речи.
Типы

дыхания: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-нижнерёберное.
Слайд 5

Постановка дыхания Привести себя в состояние покоя. Отрабатывать диафрагмально-нижнерёберное дыхание. Отрабатывать

Постановка дыхания

Привести себя в состояние покоя.
Отрабатывать диафрагмально-нижнерёберное дыхание.
Отрабатывать направленность выдоха,

фокусируя его на губах.
Тренировать умение на паузах «добирать» воздух.
Слайд 6

Голос Звучание голоса – результат сложной психофизиологической деятельности, направляемой интеллектом говорящего,

Голос

Звучание голоса – результат сложной психофизиологической деятельности, направляемой интеллектом говорящего,

его эмоциями и волей.
Голос каждого отличается тембром.
В голосе различают высоту, длительность, полётность, гибкость.
Слайд 7

Голосоподача Атаки голоса: твёрдая, мягкая, придыхательная. Основной тон речевого голоса – микет.

Голосоподача

Атаки голоса: твёрдая, мягкая, придыхательная.
Основной тон речевого голоса – микет.

Слайд 8

Дикция Дикция – это ясное, чистое, чёткое , правильное произношение всех

Дикция

Дикция – это ясное, чистое, чёткое , правильное произношение всех

звуков родного языка, слов, фраз в целом.
Работа над дикцией включает в себя развитие подвижности губ, языка, мягкого нёба, нижней челюсти.
Дикционные упражнения: чтение слоговых таблиц, скороговорок.
Слайд 9

Интонация Интонация – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий в

Интонация

Интонация – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий в

себя: мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, тембр речи.
Слайд 10

Подготовка к чтению Познакомиться с произведением, вникнуть в содержание, уяснить тему,

Подготовка к чтению

Познакомиться с произведением, вникнуть в содержание, уяснить тему, представить

действующих лиц, события, причинно-следственные связи, которые движут события вперёд.
Установить подтекст произведения, уяснить идею, замысел автора.
Продумать способы исполнения.
Слайд 11

Рассказывание сказки Сказка сказывается в естественной, разговорной манере. Присказку нужно читать

Рассказывание сказки

Сказка сказывается в естественной, разговорной манере.
Присказку нужно читать в среднем

темпе, ритмично, выделяя образные слова и словосочетания. После чтения присказки делается длительная пауза.
Концовку читать в разговорной манере, последняя фраза читается медленно, с интонацией завершения повествования.
Слайд 12

Чтение рассказа Точное знание того, о чём рассказываешь. Рассказывая, надо уметь

Чтение рассказа

Точное знание того, о чём рассказываешь.
Рассказывая, надо уметь показывать,

а не играть.
Выражать своё отношение к героям, событиям.
Точно знать, какие мысли, чувства хотим вызвать у слушателей.
Слайд 13

Чтение басни Исполнение басни предполагает естественный, близкий к разговорной речи, тон.

Чтение басни

Исполнение басни предполагает естественный, близкий к разговорной речи, тон.
Если

басня имеет стихотворную форму, то её чтение предполагает соблюдение ритмических пауз.
Речь героев читается с учётом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика.
«Мораль должна быть прочитана так, чтобы дети обратили на неё внимание и задумались над ней.» Майман Р.Р.
Слайд 14

Чтение стихов Размер стихотворения, его ритм, расположение и характер рифм должно

Чтение стихов

Размер стихотворения, его ритм, расположение и характер рифм должно быть

учтено исполнителем.
Для усиления ритмико-мелодического звучания стиха иногда делается дополнительная пауза – цезура.
В конце строфы делается пауза.
При чтении заключительной строки стихотворения нужно передать законченность мысли или её незавершённость.
При чтении учитывать наличие аллитерации (повторение согласных) и ассонанса (повторение гласных).
Чтец должен проникновенно и трепетно передавать каждую мысль, каждый образ, каждое слово.
Читая, старайтесь «видеть» поэтические образы.
Слайд 15

Рассказ воспитателя Виды рассказов: описательные, сюжетные. Подготовка к рассказыванию: определить тему,

Рассказ воспитателя
Виды рассказов: описательные, сюжетные.
Подготовка к рассказыванию: определить тему, воспитательно-образовательную

задачу, отобрать фактический и художественный материал, составить план, продумать словесное оформление, общую тональность рассказа.
Виды творческого рассказывания: рассказ из жизни, рассказ-пояснение к картине, художественному произведению, рассказы из биографий замечательных людей, рассказ-передача художественного произведения близко к тексту, рассказ на основе научно-популярной статьи.
Слайд 16

Инсценирование литературных произведений Инсценирование – это придание литературному произведению драматической формы,

Инсценирование литературных произведений

Инсценирование – это придание литературному произведению драматической формы,

формы отражения жизни в непосредственном действии, как столкновение характеров(в поступках, в диалоге).
Материалом для инсценирования служат сказки, рассказы, стихи, насыщенные действиями, диалогами.
Сценарий включает текст, который произносят герои, указания о расположении актёров на сцене (мизансцены), описание обстановки, характера переживаний , поступков, жестов, интонаций действующих лиц, выход и уход их со сцены (ремарки).
Слайд 17

Классификация кукольных театров Настольные кукольные театры: театр игрушек, театр картинок (полуобъёмные,

Классификация кукольных театров

Настольные кукольные театры: театр игрушек, театр картинок (полуобъёмные, плоскостные).
Стендовые

кукольные театры: театр картинок на фланелеграфе, «живые картинки», театр теней.
Театр с куклами на ширме, театр перчаток (Петрушек, носков, варежек), театр пальчиков, театр ложек, театр тростевых кукол.
Театрализованные игры-драматизации.
Слайд 18

Литература Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М., 1986. Горбушина Л.А.

Литература

Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М., 1986.
Горбушина Л.А. Обучение

выразительному чтению младших школьников.- М., 1981.
Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение. – М., 1978.
Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М., 1997.