Презентация на тему "Протопоп Аввакум" скачать

Содержание

Слайд 2

Протопо́п — старое, вышедшее из употребления ещё в начале XIX —

Протопо́п — старое, вышедшее из употребления ещё в начале XIX —

старое, вышедшее из употребления ещё в начале XIX столетия, название протоиерея — старое, вышедшее из употребления ещё в начале XIX столетия, название протоиерея (протопресвитера), в качестве настоятеля.
Протопопы в уездахПротопопы в уездах и губернияхПротопопы в уездах и губерниях всегда занимали должность председателя Духовных правлений, благочинныхПротопопы в уездах и губерниях всегда занимали должность председателя Духовных правлений, благочинных и т. д. Они пользовались особенным доверием епархиального начальства, и им делались особые поручения по исполнению общих правительственных распоряжений, насколько они касались ЦерквиПротопопы в уездах и губерниях всегда занимали должность председателя Духовных правлений, благочинных и т. д. Они пользовались особенным доверием епархиального начальства, и им делались особые поручения по исполнению общих правительственных распоряжений, насколько они касались Церкви, и распоряжений епархиального начальства
Слайд 3

Протопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев; 1620; 1620 или 1621; 1620 или

Протопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев; 1620; 1620 или 1621; 1620 или

1621, Григорово; 1620 или 1621, Григорово, Княгиницкий уезд; 1620 или 1621, Григорово, Княгиницкий уезд — 14 (24) апреля; 1620 или 1621, Григорово, Княгиницкий уезд — 14 (24) апреля 1682; 1620 или 1621, Григорово, Княгиницкий уезд — 14 (24) апреля 1682, Пустозёрск; 1620 или 1621, Григорово, Княгиницкий уезд — 14 (24) апреля 1682, Пустозёрск) — протопоп; 1620 или 1621, Григорово, Княгиницкий уезд — 14 (24) апреля 1682, Пустозёрск) — протопоп города; 1620 или 1621, Григорово, Княгиницкий уезд — 14 (24) апреля 1682, Пустозёрск) — протопоп города Юрьевца-Повольского; 1620 или 1621, Григорово, Княгиницкий уезд — 14 (24) апреля 1682, Пустозёрск) — протопоп города Юрьевца-Повольского, противник богослужебной реформы; 1620 или 1621, Григорово, Княгиницкий уезд — 14 (24) апреля 1682, Пустозёрск) — протопоп города Юрьевца-Повольского, противник богослужебной реформы Патриарха Никона; 1620 или 1621, Григорово, Княгиницкий уезд — 14 (24) апреля 1682, Пустозёрск) — протопоп города Юрьевца-Повольского, противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века; духовный писатель.
Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.
СтарообрядцыСтарообрядцы почитают Аввакума священномученикомСтарообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником
Слайд 4

Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, строгого нрава, он приобрёл известность

Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, строгого нрава, он приобрёл известность

довольно рано как подвижник православияПроисходивший из бедной семьи, довольно начитанный, строгого нрава, он приобрёл известность довольно рано как подвижник православия, занимавшийся также изгнанием бесов.
Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около 1651 годаСтрогий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около 1651 года был вынужден бежать от возмущённой паствы города Юрьевца-ПовольскогоСтрогий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около 1651 года был вынужден бежать от возмущённой паствы города Юрьевца-Повольского в Москву.

Здесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царюЗдесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю, участвовал в проводимой при патриархе ИосифеЗдесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю, участвовал в проводимой при патриархе Иосифе «книжной справе».

Слайд 5

Когда патриарх ИосифКогда патриарх Иосиф скончался в 1652 годуКогда патриарх Иосиф

Когда патриарх ИосифКогда патриарх Иосиф скончался в 1652 годуКогда патриарх Иосиф

скончался в 1652 году, новый патриархКогда патриарх Иосиф скончался в 1652 году, новый патриарх НиконКогда патриарх Иосиф скончался в 1652 году, новый патриарх Никон заменил прежних московских справщиковКогда патриарх Иосиф скончался в 1652 году, новый патриарх Никон заменил прежних московских справщиков украинскими книжникамиКогда патриарх Иосиф скончался в 1652 году, новый патриарх Никон заменил прежних московских справщиков украинскими книжниками во главе с Арсением ГрекомКогда патриарх Иосиф скончался в 1652 году, новый патриарх Никон заменил прежних московских справщиков украинскими книжниками во главе с Арсением Греком. Причиной послужила разность подходов к реформе: если Аввакум, Иван НероновКогда патриарх Иосиф скончался в 1652 году, новый патриарх Никон заменил прежних московских справщиков украинскими книжниками во главе с Арсением Греком. Причиной послужила разность подходов к реформе: если Аввакум, Иван Неронов и др. выступали за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги.
Слайд 6

. Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти

. Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти

издания не авторитетны и имеют искажения. Протопоп подверг точку зрения НиконаАввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти издания не авторитетны и имеют искажения. Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом.
Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона
Слайд 7

. В сентябре 1653 года его бросили в тюрьму и стали

. В сентябре 1653 года его бросили в тюрьму и стали

уговаривать принять «новые книги», однако безуспешно.
Слайд 8

Аввакум Петрович был сослан в ТобольскАввакум Петрович был сослан в Тобольск,

Аввакум Петрович был сослан в ТобольскАввакум Петрович был сослан в Тобольск,

затем 6 лет находился при воеводе Афанасии ПашковеАввакум Петрович был сослан в Тобольск, затем 6 лет находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «Даурской землиАввакум Петрович был сослан в Тобольск, затем 6 лет находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «Даурской земли», доходил до НерчинскаАввакум Петрович был сослан в Тобольск, затем 6 лет находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «Даурской земли», доходил до Нерчинска, ШилкиАввакум Петрович был сослан в Тобольск, затем 6 лет находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «Даурской земли», доходил до Нерчинска, Шилки и АмураАввакум Петрович был сослан в Тобольск, затем 6 лет находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «Даурской земли», доходил до Нерчинска, Шилки и Амура, терпя не только все лишения тяжёлого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных «неправдах».
Слайд 9

Вскоре он ещё сильнее прежнего стал критиковать архиереевВскоре он ещё сильнее

Вскоре он ещё сильнее прежнего стал критиковать архиереевВскоре он ещё сильнее

прежнего стал критиковать архиереев, введённый вместо принятого на Руси 8-конечного неравносложный 4-конечный крестВскоре он ещё сильнее прежнего стал критиковать архиереев, введённый вместо принятого на Руси 8-конечного неравносложный 4-конечный крест, исправление Символа веры, Трёхперстное сложениеВскоре он ещё сильнее прежнего стал критиковать архиереев, введённый вместо принятого на Руси 8-конечного неравносложный 4-конечный крест, исправление Символа веры, Трёхперстное сложение, Партесное пениеВскоре он ещё сильнее прежнего стал критиковать архиереев, введённый вместо принятого на Руси 8-конечного неравносложный 4-конечный крест, исправление Символа веры, Трёхперстное сложение, Партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и даже послал челобитную царю, в которой просил низложить Никона и восстановить иосифовские обряды.
Слайд 10

В 1664 годуВ 1664 году Аввакум был сослан в МезеньВ 1664

В 1664 годуВ 1664 году Аввакум был сослан в МезеньВ 1664

году Аввакум был сослан в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою проповедь и поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей РоссииВ 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою проповедь и поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Исуса ХристаВ 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою проповедь и поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Исуса Христа», «протосингелом российской церкви».
Слайд 11

В 1666 годуВ 1666 году Аввакум был вновь привезён в МосквуВ

В 1666 годуВ 1666 году Аввакум был вновь привезён в МосквуВ

1666 году Аввакум был вновь привезён в Москву, где 13 маяВ 1666 году Аввакум был вновь привезён в Москву, где 13 мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над НикономВ 1666 году Аввакум был вновь привезён в Москву, где 13 мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и прокляли в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафемуВ 1666 году Аввакум был вновь привезён в Москву, где 13 мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и прокляли в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев.
Слайд 12

И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума, расстрижение которого

И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума, расстрижение которого

было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём
Слайд 13

Вновь уговаривали Аввакума уже перед лицом восточных патриарховВновь уговаривали Аввакума уже

Вновь уговаривали Аввакума уже перед лицом восточных патриарховВновь уговаривали Аввакума уже

перед лицом восточных патриархов в Чудове монастыреВновь уговаривали Аввакума уже перед лицом восточных патриархов в Чудове монастыре, но он твёрдо стоял на своём. В это время его соратников казнили. Аввакум же был наказан кнутом и сослан в ПустозёрскВновь уговаривали Аввакума уже перед лицом восточных патриархов в Чудове монастыре, но он твёрдо стоял на своём. В это время его соратников казнили. Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск (1667 годВновь уговаривали Аввакума уже перед лицом восточных патриархов в Чудове монастыре, но он твёрдо стоял на своём. В это время его соратников казнили. Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск (1667 год). При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, были сосланы в Пустозёрск.
Слайд 14

14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме

14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в

Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания.
Слайд 15

Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору АлексеевичуНаконец, его резкое письмо

Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору АлексеевичуНаконец, его резкое письмо

к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея МихайловичаНаконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха ИоакимаНаконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.
Слайд 16

В борьбе со сторонниками Никона Аввакум обличал и царскую власть, самого

В борьбе со сторонниками Никона Аввакум обличал и царскую власть, самого

царя, его слуг, воевод и пр. Популярность Аввакума в народе была очень велика, проповеди его находили широкий отклик, особенно в крестьянской среде, становились твёрдыми его сторонниками. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. В борьбе за старую веру он призывал к жестоким, негуманным формам: самосожжению, религиозному фанатизму, проповедями конца света.