Психология этнического самосознания

Содержание

Слайд 2

Этничность (этническая идентичность) представление человека о себе как о члене определенной

Этничность (этническая идентичность)

представление человека о себе как о члене определенной

этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству.
Этническая идентичность –
часть социальной идентичности личности.
Структура этнической идентичности:
Когнитивный компонент - знания, представления об особенностях собственной группы и осознания себя её членом;
Аффективный компонент - оценка качеств собственной группы, значимость членства в ней;
Поведенческий компонент - построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях;
Слайд 3

Подходы к пониманию сущности этнической идентичности как психического феномена Примордиализм: объясняет

Подходы к пониманию сущности этнической идентичности как психического феномена

Примордиализм: объясняет этничность

как врожденную характеристику, лежащую в основе группового (этнического) сознания и поведения. Ортодоксальные последователи этого направления считают, что этничность имеет биологические корни, а групповая этническая идентичность передается из поколения в поколение.
Инструментализм: этничность ситуативна, изменчива и зависит от структуры общества. Она выступает как функция, инструмент самосознания, помогая личности адаптироваться в социальной ситуации.
Конструктивизм: этническая идентичность социально конструируется политическими элитами в борьбе за власть, т.е. это очень изменчивое, подверженное манипуляциям и зависимое от ситуации явление группового (общественного) сознания, а никак не врожденное и передаваемое от поколения к поколению.
Слайд 4

Становление этнической идентичности в онтогенезе В процессе формирования этнической идентичности ребёнок

Становление этнической идентичности в онтогенезе

В процессе формирования этнической идентичности ребёнок проходит

ряд этапов от диффузной до реализованной идентичности и результатом этого процесса является эмоционально-оценочное осознание своей принадлежности к этнической группе в подростковом возрасте.
Слайд 5

Когнитивно-персонологическая модель Ж.Пиаже развития этнической идентичности у ребенка Развитие этнической идентичности

Когнитивно-персонологическая модель Ж.Пиаже развития этнической идентичности у ребенка

Развитие этнической идентичности - создание

когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства.
Три этапа в развитии этнических характеристик по Ж.Пиаже
6-7 лет ребёнок приобретает первые, фрагментарные и несистематичные, знания о своей этнической принадлежности;
8-9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – национальность родителей, место проживания, родной язык;
10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объёме, в качестве особенностей разных народов ребёнок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.
В последующих исследованиях:
1. Установлена стадия диффузной идентификации с этнической группой у детей 3-4 лет .
2. Установлен динамичный характер этнической идентичности: процесс её становления не окончен на стадии подросткового возраста и зависит от ряда факторов и условий
Слайд 6

Условия: моноэтническая или полиэтническая среда Полиэтническая среда даёт индивиду больше возможностей

Условия: моноэтническая или полиэтническая среда

Полиэтническая среда даёт индивиду больше возможностей для

приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, формирует коммуникативные навыки. Отсутствие опыта межэтнического общения обуславливает меньший интерес к собственной этичности.
У индивидов, живущих в условиях культуры, сильно отличающихся по своим этническим признакам от его собственной, этническая идентичность наиболее сильно выражена, а у индивидов, живущих в обществе, близком в культурном отношении, осознание собственной этничности не становится жизненно важной проблемой.
Слайд 7

Фактор – социально-культурный статус этнической группы: «доминантная» или нет У детей

Фактор – социально-культурный статус этнической группы: «доминантная» или нет

У детей групп

меньшинства существует тенденция идентифицироваться с доминантной группой, что отражает раннюю осведомлённость детей о существовании определённой социальной структуры, о том, что в обществе одни группы оцениваются выше, чем другие.
Но с возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к "внутригрупповой ориентации". Это происходит, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды.
Слайд 8

Этническая маргинальность – одновременная принадлежность двум этническим культурам, порождающая двойственное этническое

Этническая маргинальность

– одновременная принадлежность двум этническим культурам, порождающая двойственное этническое

самосознание.
Может быть характерна для потомков этнически-смешанных браков, а также для представителей этнических меньшинств, включенных в иноэтническую среду.
Обычно маргинальность сопровождается представлением о неравенстве социального статуса культур и психологически выражается в осознании индивидом своей неполной приобщенности к более «высокой» по статусу культуре и неполного разрыва с исходной более «низкой».
Человек колеблется между двумя культурами, не овладевая ни одной из них.
Такие люди, путаясь в идентичностях, часто испытывают внутриличностные конфликты. Они могут быть агрессивно настроенными националистами – в пользу своей или в пользу чужой группы, в зависимости от того, какая из них имеет более высокий статус в обществе.
Слайд 9

Слайд 10

Другие типы этнического самосознания В полиэтническом обществе также люди могут демонстративно

Другие типы этнического самосознания

В полиэтническом обществе также люди могут
демонстративно поддерживать позитивную

групповую идентичность со своей этногруппой, в большей или меньше степени проявляя предубеждения по отношению к представителям других этнических групп, и уклоняются от тесного взаимодействия с ними.
Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой ведёт к полной ассимиляции, т.е. принятию норм, обычаев, языка чужой группы, вплоть до полного растворения в ней.
Множественная идентичность (например, биэтническая) позволяет человеку использовать опыт одной группы для адаптации в другой, овладевать богатством ещё одной культуры без ущерба для ценностей собственной. Это благотворно сказывается на личностном росте выходцев из межэтнического брака.
Слайд 11