- Главная
- Окружающий мир
- Экологическая культура как результат экологического образования
Содержание
- 2. Экологическое сознание - это общественное сознание, которое отражает взаимоотношения человека с природой в динамике их развития.
- 3. Эконцентрическое экологическое сознание - это система представлений о мире, для которой характерны: ориентиро- ванность на экологическую
- 4. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться
- 5. Академик И. Д. Зверев пишет: "Острота современных проблем взаимо- действия общества и природы поставила ряд новых
- 6. Б. С. Кубанцев говорит о необходимости переориентации господству- ющего в мышлении соотечественников антропоцентрического мыш- ления, когда
- 7. Понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими за-
- 8. Экология все чаще рассматривается как интегрированная наука, объединяющая в своем содержании естественные, гумани- тарные и технические
- 9. В.А. Игнатова всесторонне (теоретически и эксперимен- тально) изучает процесс становления экологической куль- туры у школьников. Исходной
- 10. В.А.Игнатова пришла к следующим выводам: Экологическая культура может быть сформирована у школьников в процессе обучения при
- 11. Экологическое мышление определяется как мыслительный акт для решения конкретной экологической задачи. Человек, воору- женный экологическими знаниями,
- 13. Скачать презентацию
Экологическое сознание - это общественное сознание,
которое отражает взаимоотношения человека с
Экологическое сознание - это общественное сознание,
которое отражает взаимоотношения человека с
в динамике их развития. Вскрывая экологические проти-
воречия, экологическое сознание направляет мысль на поиск
оптимальных способов взаимодействия с природой. Именно
сложившийся тип экологического сознания определяет
поведение людей по отношению к окружающей их природе.
Антропоцентрическое экологическое сознание - это
система представлений о мире, для которой характерны:
противопоставленность человека как высшей ценности и
природы как его собственности; восприятие природы как
объекта одностороннего воздействия человека; прагмати-
ческий характер мотивов и целей взаимодействия с ней
(до 70-х годов XX века).
Эконцентрическое экологическое сознание - это система
представлений о мире, для которой
Эконцентрическое экологическое сознание - это система
представлений о мире, для которой
ванность на экологическую целесообразность, отсутствие
противопоставленности человека и природы; восприятие
природных объектов, как полноправных субъектов, партнеров
по взаимодействию с человеком; баланс прагматического и
непрагматического взаимодействия с природой (после 70-х
годов ХХ века).
Особенности экоцентрического экологического сознания:
Высшую ценность представляет гармоническое развитие
человека и природы.
Отказ от иерархической картины мира.
Целью взаимодействия с природой является максимальное
удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей
всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется
взаимодействием.
Природа и все природное воспринимается как полноправный
субъект по взаимодействию с человеком.
Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции,
взаимодейственного единства.
Деятельность по охране природы продиктована необходимостью
сохранить природу ради нее самой.
"Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит
"Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит
с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству
духовной культуры, - говорил Сухомлинский. - Мир, окружающий
ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в
том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как
большую тайну, приобщение к жизни в природе... Идите в поле, в парк,
пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев
мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и
поэтами. "
«Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово
не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений.
Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти
мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя
превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А среди природы
ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать».
"Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями
в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается
в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира"
Академик И. Д. Зверев пишет: "Острота современных проблем взаимо-
действия общества и
Академик И. Д. Зверев пишет: "Острота современных проблем взаимо-
действия общества и
и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение,
способное преодолеть последствия негативных воздействий человека
на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что
дело нельзя ограничить "просвещением" школьников в области охраны
природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребо-
вал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда со-
циально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полно-
го и последовательного отражения многоаспектности экологии в школь-
ном образовании".
И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина утверждают, что экологическая культура
должна быть связана с социально-нравственной деятельностью, вызы-
вающей потребность в улучшении окружающей среды. Экологическая
культура личности строится на базе понимания закономерностей живых
систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная
и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе
и жизни людей.
Д. В. Владышевский сущность экологической культуры связывает с приро-
допользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного ис-
пользования ресурсов планеты, с переходом к общенациональному сбере-
жению природы. А это должно быть связано с самоограничением личного
потребления и поиском оптимальных норм производственного потребления.
Б. С. Кубанцев говорит о необходимости переориентации господству-
ющего в мышлении соотечественников
Б. С. Кубанцев говорит о необходимости переориентации господству-
ющего в мышлении соотечественников
ления, когда в центре всего и всея стоит человек («царь природы»),
на экологическое биоцентрическое мышление, когда человек будет рас-
сматривать себя наравне с природой. Такое мышление может сформи-
роваться на основе более глубокого, чем ныне, изучения объективных
законов живой природы. Именно незнание, недооценка, игнорирование
этих законов во всех формах хозяйственной деятельности привели к
многочисленным экологическим проблемам.
В.Р. Душенков считает, что научной основой оптимизации взаимоотно-
шений человека с природой, может быть только экология, следование
ее объективным законам: «Совокупность разнообразных форм деятель-
ности человека, в которых находит внешнее отражение экологическое
мышление, мы называем экологической культурой».
Академик Б.Т.Лихачев рассматривает экологическую культуру как
производное от экологического сознания. Она должна строиться на
экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересован-
ность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществле-
ние, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний,
порождаемых общением с природой.
Понятие экологической культуры соединяет в себе:
знание основных законов природы;
Понятие экологической культуры соединяет в себе:
знание основных законов природы;
понимание необходимости считаться с этими за-
конами и руководствоваться ими во всякого рода
индивидуальной и коллективной деятельности;
стремление к оптимальности в процессе личного
и производственного природопользования;
выработку чувства ответственного отношения
к природе, окружающей человека среде, здоровью
людей.
Таким образом, экологическая культура охватывает
интеллектуальные, эстетические и этические,
деятелъностно-волевые аспекты человеческой жизни,
практику бытовой и профессиональной деятельности.
Экология все чаще рассматривается как
интегрированная наука, объединяющая в
своем содержании
Экология все чаще рассматривается как
интегрированная наука, объединяющая в
своем содержании
тарные и технические области знания.
Становление экологической культуры лич-
ности в процессе экологического образо-
вания при таком подходе может сложить-
ся лишь в том случае, если продумана стра-
тегия интеграции знания в образовании.
В.А. Игнатова всесторонне (теоретически и эксперимен-
тально) изучает процесс становления экологической куль-
туры
В.А. Игнатова всесторонне (теоретически и эксперимен-
тально) изучает процесс становления экологической куль-
туры
такая позиция:
экологическая культура - часть общечеловеческой культу-
ры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи челове-
ка и всего общества с природой во всех видах деятельности;
центром экологической культуры являются универсаль-
ные ценности и такие способы деятельности, которые поз-
воляют сохранить эти ценности;
критерием сформированности экологической культуры
являются обоснованные с точки зрения законов экологии
поступки, поведение и деятельность человека, действия,
экологически сообразные социоприродной среде.
В.А.Игнатова пришла к следующим выводам:
Экологическая культура может быть сформирована у
школьников
В.А.Игнатова пришла к следующим выводам:
Экологическая культура может быть сформирована у
школьников
условиях. Ключевыми показателями экологической
культуры являются целостное представление о социо-
природной среде, обобщенная картина мира, понима-
ние системности и процессуальности мира; экологи-
ческое мышление; экологически целесообразная дея-
тельность и поведение. Важнейшим условием форми-
рования экологической культуры личности является
интеграция естественнонаучного и гуманитарного
знания в содержании образования.
Экологическое мышление определяется как мыслительный акт
для решения конкретной экологической задачи.
Экологическое мышление определяется как мыслительный акт
для решения конкретной экологической задачи.
женный экологическими знаниями, применяет их на практике
для выхода из той или иной проблемной экологической ситуации,
т.е. мышление определяет действие, поведение, конкретную дея-
тельность.
Экологическое сознание — это более широкая категория, чем
экологическое мышление. Философы (Э.В. Гирусов, А. Н. Кочер-
гин, Ю.Г. Марков, Н.Г. Васильев и др.) рассматривают его как
совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций,
отражающих проблемы соотношения общества и природной сре-
ды. Экологическое сознание определяет иной масштаб деятель-
ности: историческую оценку достижений человечества во взаимо-
действии с природой, планирование предстоящей деятельности
и прогнозирование ее результатов. Особенное значение имеет про
гнозирование — умение предвидеть ближайшие и отдаленные по
следствия воздействия человека на природную среду.