Н.А. Добролюбов о воспитании, как требование к уважению внутреннего мира ребенка

Содержание

Слайд 2

Николай Александрович Добролюбов Литературный критик, поэт, публицист, революционный демократ — за

Николай Александрович Добролюбов

Литературный критик, поэт, публицист, революционный демократ — за свою недолгую жизнь

Николай Добролюбов успел написать сотни статей и рецензий.
«Учительский тон» его текстов отмечали и современники, и исследователи. Учителем он был и в жизни.
Добролюбов много говорил о принципах педагогики, превратив узкую специальную проблему в общезначимую.
Об учителях
«Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, — тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее».
Об образовании
«Оправдывают свое невежество не искусством учителей только те, которые сами из себя ничего не умеют сделать и все ждут, чтобы их тащили за уши туда, куда они сами должны идти».
Слайд 3

«Увидеть внутреннего человека…» Добролюбов призывал воспитывать в ребенке «внутреннего человека». Цель

«Увидеть внутреннего человека…»

Добролюбов призывал воспитывать в ребенке «внутреннего человека».
Цель воспитания теоретик

видел в создании всех условий для того, чтобы ребенок научился мыслить самостоятельно.
«Ребенок готовится жить в новой сфере, обстановка его жизни будет уже не та, что была за 20–30 лет, когда получил образование его воспитатель. И обыкновенно воспитатель не только не предвидит, а даже просто не понимает потребностей нового времени и считает их нелепостью».
Из статьи «О значении авторитета в воспитании»
Если в детях нельзя видеть идеала нравственного совершенства, то, по крайней мере, нельзя не согласиться, что они несравненно нравственнее взрослых.
Слайд 4

«Действительная жизнь и природа детей…» «Влияние старших поколений на младшие неизбежно,

«Действительная жизнь и природа детей…»

«Влияние старших поколений на младшие неизбежно, — скажете вы, — и его нельзя

уничтожить, тем более что, при дурных сторонах, оно имеет и много хороших; все сокровища знаний, собранные в прошедших веках, передаются ребенку именно под этим влиянием… Возражение совершенно справедливое, и мы поступили бы безумно, если бы стали требовать уничтожения того, что естественно, само по себе является, существует и уничтожиться не может.
Мы говорим только о том — зачем же ставить прошедшее идеалом для будущего, зачем требовать от новых поколений безусловного, слепого подчинения мнениям предшествующих?»
Из статьи «О значении авторитета в воспитании»
Слайд 5

Уважение к человеческой природе Гарантом дисциплины должно было стать заботливое отношение

Уважение к человеческой природе

Гарантом дисциплины должно было стать заботливое отношение воспитателя к детям

и личный пример старшего.
«Самая натура учителя должна стоять гораздо выше натуры ребенка во всех отношениях.
Что, если целый год морят над музыкальными гаммами ребенка, у которого пальцы давно уже свободно бегают по клавишам и который только и порывается играть и играть...
Что, если дитя восхищается картиной, статуей, пьесой, любуется цветами, насекомыми, с любопытством всматривается в какой-нибудь физический или химический прибор, обращается к своему воспитателю с вопросом, а тот не в состоянии ничего объяснить?..»
Из статьи «О значении авторитета в воспитании»
О воспитании
«Мы требуем, чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным не по привычке, а по сознанию и убеждению.
Если мы хотим обратить внимание на воспитание, то надо начать с того, чтобы перестать презирать природу детей и считать их неспособными к восприятию убеждений разума.»
Слайд 6

Спор о грамотности По мнению Добролюбова, умение читать было необходимо не

Спор о грамотности

По мнению Добролюбова, умение читать было необходимо не только городским жителям,

но и крестьянам.
Сложно представить, но в XIX веке спор о пользе повсеместной грамотности вполне имел место.
Среди тех, кто сомневался в необходимости учить грамоте низшие слои населения, были многие известные современники критика.
Слайд 7

Требование к уважению внутреннего мира ребёнка В воспитателе предполагается бесстрастие: он

Требование к уважению внутреннего мира ребёнка

В воспитателе предполагается бесстрастие: он не

может увлечься ни гневом, ни любовью, не может чувствовать лени и усталости, для него не может существовать хорошее или дурное расположение духа.
Не нужно дрессировать ребёнка, как собаку, заставляя его выделывать те или иные штуки, по тому или другому воспитателю
Добролюбов всегда выступал против наказаний, подавляющих личность ребёнка.
О детях
«Отдается приказание — ребенок исполняет его; за это его хвалят и награждают. Но в самом поступке нет ничего достойного награды, — ребенок потому и исполнил приказ тотчас, что приказанное дело казалось ему совершенно естественным, что оно согласно было с его собственным желанием; за что же его хвалят?»
Слайд 8

Статья «О значении авторитета в воспитании» Требование к уважению внутреннего мира

Статья «О значении авторитета в воспитании» Требование к уважению внутреннего мира ребёнка

В

статье «О значении авторитета в воспитании» («Современник» №5, 1857 год) Добролюбов высказывается по вопросам, многие из которых постоянно привлекали его внимание в дальнейшем:
обеспечение свободы и полноты развития личности ребенка
подготовка его к жизни и деятельности в обществе
воспитание гражданина и патриота.
Слайд 9

Памяти Добролюбова Чернышевский: Я не встречал человека с более сильным и

Памяти Добролюбова

Чернышевский: Я не встречал человека с более сильным и

светлым умом, чем какой был в Николае Александровиче. Но при этом было в нем такое живое сердце, что чувство постоянно служило ему первым возбудителем и мыслей и дел.
Слайд 10

Поэтическое обобщение Н.А. Некрасова в стихотворении «Памяти Добролюбова» Стихотворение «Памяти Добролюбова»

Поэтическое обобщение Н.А. Некрасова в стихотворении «Памяти Добролюбова»

Стихотворение «Памяти Добролюбова» звучит

торжественно, как гимн герою, который заслужил право на бессмертие и благодарную память потомков.
Некрасов рисует портрет человека новой социальной формации, передает черты революционера. В облике Добролюбова он прежде всего выделяет подчинение личной жизни высоким общественным целям, интересам народа, готовность к самопожертвованию.
Слайд 11