Анализ синтаксических структур поэтического текста Материалы к уроку русского языка в 11 классе (программа Рыбченковой, этнокул

Содержание

Слайд 2

Цели урока Наблюдение за использованием и ролью различных синтаксических конструкций в

Цели урока

Наблюдение за использованием и ролью различных синтаксических конструкций в поэтических

текстах для создания ёмких и ярких образов
Совершенствование пунктуационных и аналитических навыков, подготовка
к заданиям ЕГЭ
Знакомство с поэтом Карелии Виктором Сергиным, уникальностью его поэтического стиля
Слайд 3

«Это чудо, когда обыкновенные слова, поставленные в определённый ряд, становятся высокой

«Это чудо, когда обыкновенные слова, поставленные в определённый ряд, становятся высокой

поэзией. Ведь далеко не всё, что написано стихами, является ею»
«Стихи поэта царапают своей жизненной правдой»
Армас Мишин
Слайд 4

Виктор Владимирович Сергин (1939-1998), писатель, заслуженный работник культуры Карелии. Поэзия! Она

Виктор Владимирович Сергин (1939-1998), писатель, заслуженный работник культуры Карелии.
Поэзия!
Она – как

бой,
где нет «ура»,
а пораженья,
укутываясь в дым сраженья,
ведут победы
за собой.
Слайд 5

Книги Виктора Сергина Брусничный бор : Кн. стихов / Виктор Сергин,

Книги Виктора Сергина

Брусничный бор : Кн. стихов / Виктор Сергин,

80 с. ил. 16 см, М. Современник 1985
Лесные сумерки : Стихи / Виктор Сергин, 54 с. 14 см., Петрозаводск Карелия 1981
Северный сказ : Стихи, поэмы / Виктор Сергин ; [Худож. Ю. В. Пермяков], 238,[1] с., [1] л. портр. ил. 17 см, Петрозаводск Карелия 1988
Весенний лед : Повести и рассказы / Виктор Сергин, 270 с. 22 см, М. Современник 1988 
Нами сотвореннное время. Поэтический сборник Петрозаводск, Карелия, 2003 Вступительная статья Армас Мишин Послесловие Роберт Винонен Художник Николай Трухин 
Слайд 6

Какие типы предложений использует автор в начале стихотворения для создания общей

Какие типы предложений использует автор в начале стихотворения для создания общей

картины осени? Где автор наблюдает эти проявления осени? Что говорят такие детали об авторе и местности , в которой он живёт и работает? Какие синтаксические конструкции использует автор во второй строфе? Сравните с известным образом Ф.И.Тютчева «И паутины тонкий волос висит на праздной борозде». В чём отличие?


Вот и лето уже на исходе, ниже небо, темней облака, и лисица все реже выходит родниковую воду лакать. Меж ветвей паутинные сетки, как рыбацкие сети, висят, вспыхнут солнцем они на рассвете и потом полетят, полетят...

Слайд 7

Проверь себя Вот и лето уже на исходе, (неполн.предл) ниже небо,

Проверь себя

Вот и лето уже на исходе, (неполн.предл)
ниже небо, темней облака,

(2нерапр. предл.)
и лисица все реже выходит
родниковую воду лакать. ( полн., двус., распр. )
Меж ветвей паутинные сетки, как рыбацкие сети, висят, (сравнит. оборот)
вспыхнут солнцем они на рассвете (ряд однор. членов)
и потом полетят, полетят...
Слайд 8

Какой дождь рисует автор? Какие использует лексические средства (например эпитеты ),части

Какой дождь рисует автор? Какие использует лексические средства (например эпитеты ),части

речи, синтаксические средства выразительности, рифму для создания ритма этого природного явления? Чем необычно, неожиданно завершение лирической миниатюры? Какая синтаксическая конструкция соединяет состояния природы и человека в единый мир?

Льётся с тучи
Дождь колючий,
Неминучий,
Молодой!
Он летит
С небесной кручи,
Торопясь к земле родной.
Был он снегом,
Был он морем,
Был он талою водой.
Был он даже чьим-то горем –
неупавшею звездой.

Слайд 9

Проверь себя В первом предложении ряд однородных определений, содержащих в семантике

Проверь себя

В первом предложении ряд однородных определений, содержащих в семантике элементы

действия
Второе осложнено д.о.
Синтаксический параллелизм и анафора 4 строчек
3-го предложения с градацией распространения
Последняя строчка возвращает к началу, придаёт высокое (звёздное, вечное) звучание
Сложная, необычная и очень последовательная схема рифмовки, лишь одно строчка случайно не рифмуется с другими
Слайд 10

Какие синтаксические конструкции, создающие впечатление диалогичности авторской речи, обращённости к читателю,

Какие синтаксические конструкции, создающие впечатление диалогичности авторской речи, обращённости к читателю,

использованы в отрывке из стихотворения «Лес»?

Да, это всё, конечно, бред.
И шкуры – лишь добыча моли…
Но сколько горестей и бед
и сколько страха, сколько боли
Приносишь лесу, человек!
Он беззащитен пред тобой,
Но знай, что горе обернётся
Твоей же горькою судьбой,
Когда меж вами
связь прервётся.