Бахтин М. М. Проблема речевых жанров

Содержание

Слайд 2

Михаил Михайлович Бахтин 1895 – 1975

Михаил Михайлович Бахтин
1895 – 1975

Слайд 3

Использование языка осуществляется в форме единичных конкретных высказываний (устных или письменных)

Использование языка осуществляется в форме единичных конкретных высказываний (устных или письменных) участников

той или иной области человеческой деятельности. 
Слайд 4

Все эти три момента — тематическое содержание, стиль и композиционное построение

Все эти три момента — тематическое содержание, стиль и композиционное построение

— неразрывно связаны в целом высказывания и одинаково определяются спецификой данной сферы общения.
Слайд 5

Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает

Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает

свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами.
Слайд 6

Крайнюю разнородность речевых жанров и связанную с этим трудность определения общей

Крайнюю разнородность речевых жанров и связанную с этим трудность определения общей

природы высказывания никак не следует преуменьшать. Особенно важно обратить здесь внимание на очень существенное различие между первичными (простыми) и вторичными (сложными) речевыми жанрами (это не функциональное различие).
Слайд 7

Вторичные (сложные) речевые жанры — романы, драмы, научные исследования всякого рода,

Вторичные (сложные) речевые жанры — романы, драмы, научные исследования всякого рода,

большие публицистические жанры и т. п. — возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения (преимущественно письменного): художественного, научного, общественно-политического и т. п.
Слайд 8

Первичные жанры, входящие в состав сложных, трансформируются в них и приобретают

Первичные жанры, входящие в состав сложных, трансформируются в них и приобретают

особый характер: утрачивают непосредственное отношение к реальной действительности и к реальным чужим высказываниям; например, реплики бытового диалога или письма в романе, сохраняя свою форму и бытовое значение только в плоскости содержания романа, входят в реальную действительность лишь через роман в его целом, то есть как событие литературно-художественной, а не бытовой жизни. 
Слайд 9

Самое взаимоотношение первичных и вторичных жанров и процесс исторического формирования последних

Самое взаимоотношение первичных и вторичных жанров и процесс исторического формирования последних

проливают свет на природу высказывания (и прежде всего на сложную проблему взаимоотношения языка и идеологии, мировоззрения).
Слайд 10

Всякое высказывание — устное и письменное, первичное и вторичное и в

Всякое высказывание — устное и письменное, первичное и вторичное и в

любой сфере речевого общения — индивидуально и потому может отразить индивидуальность говорящего (или пишущего), то есть обладать индивидуальным стилем. 
Слайд 11

В каждую эпоху развития литературного языка задают тон определенные речевые жанры,

В каждую эпоху развития литературного языка задают тон определенные речевые жанры,

притом не только вторичные (литературные, публицистические, научные), но и первичные (определенные типы устного диалога — салонного, фамильярного, кружкового, семейно-бытового, общественно-политического, философского и др.). 
Слайд 12

Всякое понимание живой речи, живого высказывания носит активно-ответный характер (хотя степень

Всякое понимание живой речи, живого высказывания носит активно-ответный характер (хотя степень

этой активности бывает весьма различной); всякое понимание чревато ответом и в той или иной форме обязательно его порождает: слушающий становится говорящим (“обмен мыслями”). 
Слайд 13

Жанры сложного культурного общения в большинстве случаев рассчитаны именно на такое

Жанры сложного культурного общения в большинстве случаев рассчитаны именно на такое

активно-ответное понимание замедленного действия. Все, что мы здесь говорим, относится также с соответствующими изменениями и дополнениями к письменной и читаемой речи.
Слайд 14

Всякий говорящий сам является в большей или меньшей степени отвечающим: ведь

Всякий говорящий сам является в большей или меньшей степени отвечающим: ведь

он не первый говорящий, впервые нарушивший вечное молчание вселенной, и он предполагает не только наличие системы того языка, которым он пользуется, но и наличие каких-то предшествующих высказываний — своих и чужих, — к которым его данное высказывание вступает в те или иные отношения (опирается на них, полемизирует с ними, просто предполагает их уже известными слушателю).
Слайд 15

Всякое высказывание — от короткой (однословной) реплики бытового диалога и до

Всякое высказывание — от короткой (однословной) реплики бытового диалога и до

большого романа или научного трактата — имеет, так сказать, абсолютное начало и абсолютный конец: до его начала — высказывания других, после его окончания — ответные высказывания других (или хотя бы молчаливое активно-ответное понимание другого, или, наконец, ответное действие, основанное на таком понимании).
Слайд 16

Завершенная целостность высказывания, обеспечивающая возможность ответа (или ответного понимания), определяется тремя

Завершенная целостность высказывания, обеспечивающая возможность ответа (или ответного понимания), определяется тремя

моментами (или факторами), неразрывно связанными в органическом целом высказывания: 1) предметно-смысловой исчерпанностью; 2) речевым замыслом или речевой волей говорящего; 3) типическими композиционно-жанровыми формами завершения.
Слайд 17

Речевая воля говорящего осуществляется прежде всего в выборе определенного речевого жанра.

Речевая воля говорящего осуществляется прежде всего в выборе определенного речевого жанра.

Этот выбор определяется спецификой данной сферы речевого общения, предметно-смысловыми (тематическими) соображениями, конкретной ситуацией речевого общения, персональным составом его участников и т. п. 
Слайд 18

Мы научаемся отливать нашу речь в жанровые формы, и, слыша чужую

Мы научаемся отливать нашу речь в жанровые формы, и, слыша чужую

речь, мы уже с первых слов угадываем ее жанр, предугадываем определенный объем (то есть приблизительную длину речевого целого), определенное композиционное построение, предвидим конец, то есть с самого начала мы обладаем ощущением речевого целого, которое затем только дифференцируется в процессе речи. 
Слайд 19

Выбор языковых средств и речевого жанра определяется прежде всего предметно-смысловыми заданиями

Выбор языковых средств и речевого жанра определяется прежде всего предметно-смысловыми заданиями

(замыслом) речевого субъекта (или автора). Это — первый момент высказывания, определяющий его композиционно-стилистические особенности.
Второй момент высказывания, определяющий его композицию и стиль, — экспрессивный момент, то есть субъективное эмоционально-оценивающее отношение говорящего к предметно-смысловому содержанию своего высказывания. 
Слайд 20

Экспрессивная интонация — конститутивный признак высказывания. В системе языка, то есть

Экспрессивная интонация — конститутивный признак высказывания. В системе языка, то есть

вне высказывания, ее нет. И слово и предложение, как языковые единицы, лишены экспрессивной интонации. Если отдельное слово произносится с экспрессивной интонацией, то это уже не слово, а законченное высказывание, выраженное одним словом (нет никаких оснований развертывать его в предложение).
Слайд 21

Только контакт языкового значения с конкретной реальностью, только контакт языка с

Только контакт языкового значения с конкретной реальностью, только контакт языка с

действительностью, который происходит в высказывании, порождает искру экспрессии: ее нет ни в системе языка, ни в объективной, вне нас существующей действительности.
Слайд 22

Типическую (жанровую) экспрессию можно рассматривать, как “стилистический ореол” слова, но этот

Типическую (жанровую) экспрессию можно рассматривать, как “стилистический ореол” слова, но этот ореол

принадлежит не слову языка, как таковому, а тому жанру, в котором данное слово обычно функционирует, это — отзвук жанрового целого, звучащий в слове.
Слайд 23

В каждую эпоху, в каждом социальном кругу, в каждом маленьком мирке

В каждую эпоху, в каждом социальном кругу, в каждом маленьком мирке

семьи, друзей и знакомых, товарищей, в котором вырастает и живет человек, всегда есть авторитетные, задающие тон высказывания, художественные, научные, публицистические произведения, на которые опираются и ссылаются, которые цитируются, которым подражают, за которыми следуют. 
Слайд 24

Высказывание связано не только с предшествующими, но и с последующими звеньями

Высказывание связано не только с предшествующими, но и с последующими звеньями

речевого общения. Когда высказывание создается говорящим, их, конечно, еще нет. Но высказывание с самого начала строится с учетом возможных ответных реакций, ради которых оно, в сущности, и создается. 
Слайд 25

Каждый речевой жанр в каждой области речевого общения имеет свою определяющую

Каждый речевой жанр в каждой области речевого общения имеет свою определяющую

его как жанр типическую концепцию адресата.
Слайд 26

Для каждой эпохи, для каждого литературного направления и литературно-художественного стиля, для

Для каждой эпохи, для каждого литературного направления и литературно-художественного стиля, для

каждого литературного жанра в пределах эпохи и направления характерны свои особые концепции адресата литературного произведения, особое ощущение и понимание своего читателя, слушателя, публики, народа.