Изобразительно-выразительные средства русского языка

Содержание

Слайд 2

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как

драгоценные камни излучают таинственный блеск», - писал Паустовский
Слайд 3

Слайд 4

Морфологические средства выразительности

Морфологические средства выразительности

Слайд 5

Лексические средства выразительности

Лексические средства выразительности

Слайд 6

Особая роль в создании образности принадлежит тропам!

Особая роль в создании образности принадлежит тропам!

Слайд 7

ТРОПЫ слова и выражения, употребленные в переносном значении в целях создания

ТРОПЫ

слова и выражения, употребленные в переносном значении в целях создания художественного

образа
(от греч. «поворот; оборот, образ»)
Слайд 8

Эпитет художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета

Эпитет

художественное определение, ярко и образно
рисующее наиболее существенный признак
предмета или явления.
Сквозь

волнистые туманы пробирается луна, на
печальные поляны льет печально свет она.
(А.С.Пушкин)
Слайд 9

Метафора - это перенос названия с одного предмета на другой на

Метафора
- это перенос названия с одного предмета на другой

на основании их сходства;
- скрытое сравнение.

Одно из самых ярких средств выразительности;
действенный и экономный способ выражения образной мысли.

Утро года (А.С.Пушкин)

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)

1) простая

2) развернутая

3) лексическая

Стальное перо; стрелка часов; лист бумаги

Слайд 10

Метонимия перенос названия с одного предмета на другой на основе их

Метонимия

перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности.

Связь

может быть:

1) между предметом и материалом

Не то на серебре – на золоте едал. (А.С.Грибоедов)

2) между содержимым и содержащим

3) между действием и орудием

4) между автором и произведением

5) между местом и людьми

Я три тарелки съел. (И.А.Крылов)

Его перо любовью дышит. (А.С.Пушкин)

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.
(А.С.Пушкин)

Город шумел. (Ю.Олеша)

Слайд 11

Сравнение это один из простейших тропов, в котором используется сопоставление одного

Сравнение

это один из простейших тропов, в котором используется сопоставление одного предмета

или явления с другим для художественного описания первого.

Ах, злые языки страшнее пистолета! (А. С. Грибоедов.)
И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега. (И.Бунин)
Уж озимь яркая блеснула изумрудом. (П.Греков)
Дум, подобно белой тройке, Скачет в облако наверх. (Н.Заболоцкий)

придают тексту образность, эмоциональность,
делают отвлеченные понятия «зримыми» и конкретными,
являются средством характеристики предмета. лица.

Слайд 12

Олицетворение наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека.

Олицетворение

наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека.

Забормотал

спросонья гром. (К. Паустовский.)

Помогает раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.

2. Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (М.Ю.Лермонтов)

Слайд 13

Гипербола Литота образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту еще

Гипербола

Литота

образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту еще называют

обратной гиперболой.

образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.

Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С.Грибоедов)
Мальчик-с-пальчик

В сто сорок солнц закат пылал.
(В.Маяковский)
Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.

Являются средством идейно-эмоциональной
оценки предмета речи.

Слайд 14

Перифраз описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания.

Перифраз

описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания.

Так,

А. С. Пушкин вместо слова «осень» пишет:
Унылая пора, очей очарованье.

Лермонтов в стихотворении «На смерть поэта» называет Пушкина «невольник чести», раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая свое отношение к нему.

Слайд 15

Ирония вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается

Ирония

вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается насмешка.

Откуда,

умная , бредешь ты, голова?
(И.Крылов)

В этих строках крыловской басни – тонкая насмешка над глупостью осла.

Слайд 16

Стилистические фигуры особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи

Стилистические фигуры

особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи

Слайд 17

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, но имеющий эмоциональное значение.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, но имеющий эмоциональное значение.

Что

ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
М. Лермонтов
Слайд 18

Риторическое восклицание - эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции выражены интонационно.

Риторическое восклицание - эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции выражены

интонационно.

Да, так любить, как наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
А. Блок

Слайд 19

Риторическое обращение – интонационно окрашенное обращение к реальному или подразумеваемому адресату

Риторическое обращение – интонационно окрашенное обращение к реальному или подразумеваемому адресату

(лицу или предмету).

А вы, надменные потомки,
Известной подлостью прославленных отцов…

Слайд 20

АНАФОРА ЭПИФОРА повторение слов или фраз в начале смежных высказываний Жди

АНАФОРА

ЭПИФОРА

повторение слов или фраз в начале смежных высказываний
Жди меня,

и я вернусь.
Только очень жди…
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
(К.Симонов)

повторение слов или фраз в конце смежных высказываний
Не станет нас! А миру хоть бы что,
Исчезнет след! А миру хоть бы что.
(Омар Хайям)

Слайд 21

Антитеза резкое противопоставление понятий, мыслей, образов 1) Я царь – я

Антитеза

резкое противопоставление понятий, мыслей, образов

1) Я царь – я раб,

я червь – я бог!
(Г. Державин.)

2) Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченный.
Белую работу делает белый, черную работу – черный. (В.В.Маяковский)

Слайд 22

Градация стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной

Градация

стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной

изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости

Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени.
(Л.Н.Толстой)

Слайд 23

Параллелизм стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или

Параллелизм

стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или

строф

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
(М. Лермонтов.)

Параллелизм помогает увидеть авторскую позицию по отношению к тому, о чем он пишет.

Слайд 24

ОксЮморон стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного,

ОксЮморон

стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного,

впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления

1) И невозможное возможно,
Дорога долгая легка.
(А. Блок.)
2) Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь.
(М. Волошин.)

Слайд 25

Инверсия расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок

Инверсия

расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок

слов, с целью усилить выразительность речи

Вышел месяц ночью тёмной…

Слайд 26

Выразительные средства фонетики Аллитерация один из способов звуковой организации речи, относящийся

Выразительные средства фонетики

Аллитерация

один из способов звуковой организации речи, относящийся к

звуковым повторам однородных согласных звуков

Гой ты, Русь моя родная, [р ’ р]
Хаты – в ризах образа… [р’ з р з]
Не видать конца и края [ц, р]
Только синь сосет глаза. [с’ с с’ з]
(С. Есенин.)

Слайд 27

Ассонанс одна из форм звуковой организации речи, относящаяся к так называемым

Ассонанс

одна из форм звуковой организации речи, относящаяся к так называемым

звуковым повторам и заключающаяся в симметрическом повторении однородных гласных звуков

Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. [у у у у]
(Н. А. Некрасов.)