Особенности конструирования образа героя в журналистике экстремальных ситуаций

Содержание

Слайд 2

Герой – это… Словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

Герой – это…

Словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает

следующее значение слова «герой»: «человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности».
Слайд 3

Герой в практике журналиста В практической журналистике понятие «герой» трактуется гораздо

Герой в практике журналиста

В практической журналистике понятие «герой» трактуется гораздо шире:

это человек, вокруг личности которого строится композиция газетного, журнального, телевизионного или радийного материала. Анализ публикаций во многих российских изданиях, посылавших своих корреспондентов в горячие точки, позволяет определить некоторые общие закономерности при разработке образа героя. Герой характеризуется посредством передачи в газетных, журнальных публикациях, материалах электронных СМИ комплекса черт, которые представляются читателям как неординарные, безусловно, значимые для страны, народа, большой социальной группы: смелость, решительность, высокий профессионализм, патриотизм, готовность к подвигу, к самопожертвованию во имя высоких идеалов.
Слайд 4

«Классический» герой «Классический» герой фронтового журналистского материала – простой человек (солдат,

«Классический» герой

«Классический» герой фронтового журналистского материала – простой человек (солдат, офицер,

вовлеченный в конфликт гражданский человек), честно, превозмогая опасность, исполняющий свой долг, сознательно идущий на самопожертвование во имя других.
Слайд 5

Обоснование подвига Обоснование подвига героя может быть связанным с теми или

Обоснование подвига

Обоснование подвига героя может быть связанным с теми или иными

идеологическими установками. Причем эти установки носят как глобальный характер – «спасти мир от коричневой чумы», «противостоять радикальному исламу», «отстоять свободу и демократию», «исполнить долг воина,интернационалиста», «защитить братские народы», – так и локальный – «защитить Родину», «быть верным традициям отцов», «проявить патриотизм», «выполнить приказ», «бороться за интересы страны» и т. д.
Слайд 6

Герой на фоне Портрет героя часто бывает групповым. И это понятно,

Герой на фоне

Портрет героя часто бывает групповым. И это понятно, ведь

бои не выигрываются одиночками, успех той или иной боевой операции решается слаженными действиями всего подразделения.
Журналистами часто используется прием, когда герой показывается на фоне сильного противника.
Так осуществляется противопоставление идеологий, жизненных принципов, государственных устоев. Чем более сильного противника побеждает в итоге герой повествования, тем сильнее выглядит и он сам:
Слайд 7

Герой вопреки Часто, стремясь выявить причинно-следственные связи того или иного боевого

Герой вопреки

Часто, стремясь выявить причинно-следственные связи того или иного боевого конфликта,

журналисты при формировании образа героя применяют прием, который условно можно было бы назвать «герой вопреки». Герои таких материалов обычно вовсе не
стремятся к каким-то «героическим» поступкам, но оказываются в ситуациях, когда вынуждены проявить свои лучшие качества, отмобилизовать для своего спасения и спасения окружающих людей все свои физические и моральные силы. То есть героизм одних
компенсирует трусость или непрофессионализм других.
Слайд 8

Герой-жертва Героем материала, подготовленного непосредственно из региона, где идут боевые действия,

Герой-жертва

Героем материала, подготовленного непосредственно из региона, где идут боевые
действия, может быть

и человек, на которого не возложены какие-то служебные задачи, который не призван должностными обязанностями, уставами быть мужественным и самоотверженным. Такой тип героя журналистской публикации можно назвать «героем-жертвой».