Рассказ как жанр повествования. Композиция рассказа

Содержание

Слайд 2

Рассказ – это одна из малых литературных форм. Он представляет собой

Рассказ – это одна из малых литературных форм. Он представляет собой

небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев. При этом изображаются кратковременные события.
Отличительными чертами рассказа являются: небольшой объем, ограниченное количество действующих лиц и сюжетных линий, узкий круг затрагиваемых проблем. Своеобразие рассказа заключается в концентрированности мыслей и чувств, передаваемых автором через характеры литературных героев.
Слайд 3

«ТРИ КИТА» НАПИСАНИЯ РАССКАЗА: узнать сказать быть услышанным

«ТРИ КИТА» НАПИСАНИЯ РАССКАЗА:

узнать

сказать

быть
услышанным

Слайд 4

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ХОРОШЕГО РАССКАЗА 1. Увлекательная завязка. Она укладывается в рассказе

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ХОРОШЕГО РАССКАЗА

1. Увлекательная завязка. Она укладывается в рассказе в

один–два абзаца. И главная ее цель: удержать читателя, направить его дальше, значит, важно продумать завязку для внимания читателя. 
Слайд 5

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ХОРОШЕГО РАССКАЗА 2. Четкая сюжетная линия. Прежде чем приступить

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ХОРОШЕГО РАССКАЗА

2. Четкая сюжетная линия. Прежде чем приступить к

написанию рассказа определите его главную цель. Продумайте сюжет, проработайте его в своем сознании. С самого начала необходимо очень ясно представлять, зачем вы пишете рассказ. Иначе он просто не будет иметь никакого действия на читателя. 
Слайд 6

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ХОРОШЕГО РАССКАЗА 3. Неожиданная интересная концовка. Читателя надо чему-то

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ХОРОШЕГО РАССКАЗА

3. Неожиданная интересная концовка. Читателя надо чему-то научить,

он должен для себя взять какой-то урок. После прочтения рассказа у читателей некоторое время сохраняется впечатление. Надо, чтобы оно его не разочаровало. 
Слайд 7

Задайте себе вопросы: что? где? когда? как? зачем? куда? почему? (можете

Задайте себе вопросы: что? где? когда? как? зачем? куда? почему? (можете дополнить список

вопросов по своему усмотрению). Так вам будет намного проще самому понять мотивы своих героев.
Слайд 8

СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Слайд 9

ЭКСПОЗИЦИЯ Так как экспозиция настраивает читателя на нужную волну и вызывает

ЭКСПОЗИЦИЯ

Так как экспозиция настраивает читателя на нужную волну и вызывает (в

идеале) определённые чувства, то необходимо иметь чёткое представление о том времени и месте, в котором будут развиваться события. Важно дать соответствующее описание героев, города или страны, дома и всего того, что писателю представляется наиболее важным и необходимым.
Слайд 10

ЭКСПОЗИЦИЯ Информация, заложенная в экспозиции, должна быть дозированной.

ЭКСПОЗИЦИЯ

Информация, заложенная в экспозиции, должна быть дозированной.

Слайд 11

ЭКСПОЗИЦИЯ Экспозиция должна быть изящной и естественной. Она является органическим элементом

ЭКСПОЗИЦИЯ

Экспозиция должна быть изящной и естественной. Она является органическим элементом общего

сюжета. Это значит, что не должно быть ощущения натянутости.
Увлекайте читателя событиями, но делайте своё присутствие ненавязчивым и почти невидимым.
Слайд 12

ЭКСПОЗИЦИЯ Одна из главных задач экспозиции – это приближение конфликта. Поэтому

ЭКСПОЗИЦИЯ

Одна из главных задач экспозиции – это приближение конфликта. Поэтому своё

повествование следует делать более динамичным и эффектным. Читатель уже сидит и ждёт, ждёт, ждёт…
Слайд 13

ЭКСПОЗИЦИЯ Избегайте излишней «воды». Помните, что экспозиция разъясняет и объясняет. Значит,

ЭКСПОЗИЦИЯ

Избегайте излишней «воды». Помните, что экспозиция разъясняет и объясняет. Значит, совершенно

ни к чему излагать те факты, которые никак не повлияли на героев и на то, о чём пойдёт речь далее.
Слайд 14

ЗАВЯЗКА Завязка в литературе – это то основное событие, которое и

ЗАВЯЗКА

 Завязка в литературе – это то основное событие, которое и влечёт за

собой все последующие действия. Она или обнаруживает уже имеющие противоречия, или сама создаёт или завязывает конфликты. Она определяет собой всё то, что будет происходить в книге, являя собой замысел автора.
Слайд 15

ЗАВЯЗКА Завязка должна привлекать и увлекать. Если скучную экспозицию ещё можно

ЗАВЯЗКА

Завязка должна привлекать и увлекать. Если скучную экспозицию ещё можно пережить,

то пережить скучную завязку очень трудно. Можно даже сказать, что практически невозможно.
Слайд 16

ЗАВЯЗКА Поэтому в завязке должен быть тот герой и та проблема,

ЗАВЯЗКА

Поэтому в завязке должен быть тот герой и та проблема, которые

вы потом будете рассматривать. Нельзя в завязке говорить об одном, а книгу посвящать совершенно другому.
Слайд 17

ЗАВЯЗКА Завязка должна быть стилистически схожей с остальным текстом. не стоит

ЗАВЯЗКА

Завязка должна быть стилистически схожей с остальным текстом.
не стоит использовать

в завязке тот тон, которого вы не желаете дальше придерживаться
Слайд 18

ЗАВЯЗКА Завязка должна быть простой и понятной. не нагружайте завязку информацией.

ЗАВЯЗКА

Завязка должна быть простой и понятной.
не нагружайте завязку информацией. Не

пытайтесь описать сразу всех своих героев, раскрыть их внутренний мир
Слайд 19

ЗАВЯЗКА В завязке у читателя вызывайте как можно, больше эмоций и

ЗАВЯЗКА

В завязке у читателя вызывайте как можно, больше эмоций и самых

разных чувств. Пусть он переживает за героя, как за самого близкого человека. Тогда ему будет крайне интересно, как станут развиваться события и чем всё это дело закончится.
В завязке автор преподносит ключевую идею, начинает развивать интригу. 
Слайд 20

КОНФЛИКТ Если нет конфликта, значит, нет рассказа. Классический конфликт – это

КОНФЛИКТ

Если нет конфликта, значит, нет рассказа. 
 Классический конфликт – это столкновение

доброго и злого начала, тёмного и светлого, красивого и безобразного, возвышенного и низменного, достоинств и пороков, грехов и добродетелей.
Слайд 21

КОНФЛИКТ он зарождается (из-за непонимания, лжи или чего-то ещё), развивается (сопровождаемый

КОНФЛИКТ

он зарождается (из-за непонимания, лжи или чего-то ещё),
развивается (сопровождаемый сомнениями,

беспокойством, волнениями, сильными эмоциональными переживаниями),
достигает наивысшей точки (когда все противоречия обнажаются, а чувства раскалены до предела),
потом идёт на спад (кто-то оказывается прав, а кто-то, как всегда, в стороне).
Слайд 22

КОНФЛИКТ 1. Внутренний конфликт (человек против самого себя) 2. Личностный конфликт

КОНФЛИКТ

1. Внутренний конфликт (человек против самого себя)
2. Личностный конфликт (человек против человека)
3. Внеличностный конфликт

(человек против обстоятельств)
Слайд 23

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ Читатель уже втянулся в происходящее, знает, как зовут героев,

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

Читатель уже втянулся в происходящее, знает, как зовут героев, чем

они живут и как думают. Он уже понимает, в чём соль происходящего, но продолжает усиленно следить за развитием сюжета, заинтригованный и теряющийся в догадках. Как правило, данный этап – самая весомая часть книги, когда писатель ведёт читателя в свой воображаемый мир
Слайд 24

КУЛЬМИНАЦИЯ Кульминация в литературе – это острый пик нарастающего до этого

КУЛЬМИНАЦИЯ

Кульминация в литературе – это острый пик нарастающего до этого момента

напряжения
Сама же кульминация – это тот переломный момент, то решающее действие, которое навсегда меняет сложившуюся ситуацию и не позволит вернуться к прошлому
Слайд 25

КУЛЬМИНАЦИЯ В кульминации полностью раскрывается проблема, которую автор исследовал в течение

КУЛЬМИНАЦИЯ

В кульминации полностью раскрывается проблема, которую автор исследовал в течение всего

произведения. Именно на этом этапе у читателя формируется то или иное отношение к происходящему, он занимает определённую позицию и волен соглашаться или не соглашаться с писателем.
Слайд 26

КУЛЬМИНАЦИЯ После кульминации жизнь героев не может остаться прежней. Это та

КУЛЬМИНАЦИЯ

После кульминации жизнь героев не может остаться прежней. Это та поворотная

точка, преодолев которую ступаешь на новый путь.
Кульминация должна быть жизненной: ситуации будут узнаваться читателем, он станет примерять их на себя.
Слайд 27

РАЗВЯЗКА Конечная развязка является логическим завершением, которое не оставляет у читателя

РАЗВЯЗКА

Конечная развязка является логическим завершением, которое не оставляет у читателя никаких

вопросов. В ней всё чётко и подробно прописано, не допущено никаких двусмысленностей, и она полностью удовлетворяет любопытство читающей публики.
Слайд 28

ВЫВОД Экспозиция: главные лица, место действия, время, погода, и т.д. Завязка:

ВЫВОД

Экспозиция: главные лица, место действия, время, погода, и т.д.
Завязка: что послужило

началом.
Развитие сюжета: события, ведущие к кульминации или поворотному моменту.
Кульминация: наиболее интенсивный, поворотный момент истории.
Развязка: окончание истории с решением центрального конфликта или нет.