Риторика

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

⬥ наука об ораторском искусстве и шире – о художественной прозе

⬥ наука об ораторском искусстве
и шире – о художественной прозе вообще
(Большой энциклопедический словарь, 2000)

⬥ ораторское искусство (Философский энциклопедический словарь, 2010)

РИТОРИКА

Слайд 4

1. Теория ораторского искусства. 2. перен. Напыщенная и бессодержательная речь. Пустая

1. Теория ораторского искусства.
2. перен. Напыщенная и бессодержательная речь.

Пустая риторика. Впасть в риторику
(Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова)

РИТОРИКА

1. Дар хорошо и красиво говорить. Искусство красноречия.
2. То же, что риторика (в 1 знач.).
(Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова)

КРАСНОРЕЧИЕ

Слайд 5

РИТОРИКА

РИТОРИКА

Слайд 6

ТУМАН

ТУМАН

Слайд 7

РИТОРИКА (КРАСНОРЕЧИЕ)- ЭТО ИСКУССТВО

РИТОРИКА (КРАСНОРЕЧИЕ)-
ЭТО ИСКУССТВО

Слайд 8

Слайд 9

РИТОРИКА (КРАСНОРЕЧИЕ)- ЭТО ИСКУССТВО РЕЧИ

РИТОРИКА (КРАСНОРЕЧИЕ)-
ЭТО ИСКУССТВО

РЕЧИ

Слайд 10

РИТОРИКА - ЭТО НАУКА ОБ УБЕЖДАЮЩЕЙ РЕЧИ (НАУКА УБЕЖДАТЬ)

РИТОРИКА -
ЭТО НАУКА ОБ УБЕЖДАЮЩЕЙ РЕЧИ
(НАУКА УБЕЖДАТЬ)

Слайд 11

ОБЩАЯ РИТОРИКА СУДЕБНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ, ЛЕКЦИОННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЕ КРАСНОРЕЧИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ

ОБЩАЯ РИТОРИКА

СУДЕБНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ

АКАДЕМИЧЕСКОЕ, ЛЕКЦИОННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЕ КРАСНОРЕЧИЕ

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ

ЦЕРКОВНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ

ВОЕННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

ТОРГОВОЕ КРАСНОРЕЧИЕ

Слайд 12

РИТОРИКА ПСИХОЛОГИЯ ЭСТЕТИКА ЛОГИКА ФИЛОСОФИЯ ФИЛОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЯ

РИТОРИКА

ПСИХОЛОГИЯ

ЭСТЕТИКА

ЛОГИКА

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОЛОГИЯ

СОЦИОЛОГИЯ

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 14

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ РИТОРИКИ КАК ИСКУССТВА И НАУКИ

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ РИТОРИКИ
КАК ИСКУССТВА И НАУКИ

Слайд 15

АНТИЧНОСТЬ (IV в. до н.э. – VI в. н.э.) rhetor, rhetorike

АНТИЧНОСТЬ (IV в. до н.э. – VI в. н.э.)
rhetor, rhetorike
⬥ V

век до н.э. – возникновение риторики в древнегреческой цивилизации
(Коракс, Лисий, Горгий, Протагор и другие представители школы софистов)
⬥ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – трактаты «Риторика», «Топика», «О софистических опровержениях»
⬥ Период риторики эллинизма, Древнего Рима – Цицерон (106-43 гг. до н.э.): «Об ораторе», «Брут (О знаменитых ораторах)» и др.
Марк Фабий Квинтилиан (30-100 гг. до н.э.):
«Наставления оратору»
Слайд 16

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (конец V в. – XVI в.) ⬥ Основное содержание риторики

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (конец V в. – XVI в.)
⬥ Основное содержание риторики –

учения о жанрах речи, учения о стилях и фигурах речи
(Гораций, Вергилий,
Беда Достопочтенный, Георгий Херобоск)
⬥ Основное направление развития риторики – гомилетика (искусство церковной проповеди)
Слайд 17

ВОЗРОЖДЕНИЕ (XIV в. – XVI в.) ⬥ Развитие торгового красноречия, возрождение

ВОЗРОЖДЕНИЕ (XIV в. – XVI в.)
⬥ Развитие торгового красноречия, возрождение красноречия

парламентского и судебного
Заново создаются многие отрасли красноречия (риторика светской беседы, риторика портрета и др.)
⬥ Появление первых риторик, написанных на национальных языках
⬥ Сближение риторики с изучением поэтической, художественной речи (Н. Буало «Искусство поэзии»; Г. Пиччем «Сад красноречия» и др.)
Слайд 18

НОВОЕ ВРЕМЯ (XVII в. – XIX в.) ⬥ Риторика превращается в

НОВОЕ ВРЕМЯ (XVII в. – XIX в.)
⬥ Риторика превращается в дисциплину,

сосредоточенную на красоте речи, на средствах повышения ее изобразительности и выразительности (тропы, фигуры)
⬥ Переживает расцвет церковное красноречие (Боссюэ, Фенелон), развивается судебное, академическое и политическое красноречие (Мирабо, Робеспьер)
⬥ М.В. Ломоносов
«Краткое руководство к красноречию» (1747)
Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 20

ЗАКОНЫ РИТОРИКИ. РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН

ЗАКОНЫ РИТОРИКИ.
РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН

Слайд 21

ЗАКОН (В НАУКЕ) ⬥ необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями

ЗАКОН (В НАУКЕ)
⬥ необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в

природе и обществе
⬥ вербальное и/или математически выраженное утверждение, имеющее доказательство (в отличие от аксиомы), которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом согласующимся с ними
Слайд 22

Слайд 23

ЗАКОНЫ РИТОРИКИ ⬥ Закон продвижения и ориентации адресата - оратор должен

ЗАКОНЫ РИТОРИКИ
⬥ Закон продвижения и
ориентации адресата -
оратор должен хорошо ориентировать
слушателя в пространстве

своей речи
⬥ Закон
эмоциональности речи - для достижения эмоциональности
речи необходимо использование
тропов (средств выразительности)
⬥ Закон удовольствия -
удовлетворение от речевого
взаимодействия должны
получать и оратор, и аудитория
Слайд 24

РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН - последовательность, этапы, части риторической разработки речи; система воспроизводимых

РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН -
последовательность, этапы, части
риторической разработки речи;
система воспроизводимых действий,
позволяющих создать

текст,
выступить на основе этого текста
перед публикой:
1) нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio);
2) расположение, или композиция материала (dispositio);
3) словесное выражение, дикция (elocutio);
4) память, запоминание (memoria);
5) исполнение, произнесение (actio).
Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 26

ИНВЕНЦИЯ. ЗАМЫСЕЛ РЕЧИ. РАЗВЕРТЫВАНИЕ ТЕМЫ И ТЕЗИСА РЕЧИ.

ИНВЕНЦИЯ.
ЗАМЫСЕЛ РЕЧИ.
РАЗВЕРТЫВАНИЕ ТЕМЫ И ТЕЗИСА РЕЧИ.

Слайд 27

ИНВЕНЦИЯ (ИЗОБРЕТЕНИЕ) ⬥ первый этап подготовки речи, на котором оратор должен

ИНВЕНЦИЯ (ИЗОБРЕТЕНИЕ)
⬥ первый этап подготовки речи, на котором оратор должен определить,

о чем он будет говорить
⬥ поиск способов убеждения, соответствующих теме, предмету речи (Аристотель)
⬥ собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи (Ломоносов)
Слайд 28

ИНВЕНЦИЯ (ИЗОБРЕТЕНИЕ)

ИНВЕНЦИЯ (ИЗОБРЕТЕНИЕ)

Слайд 29

Слайд 30

ПРЕДМЕТ РЕЧИ фрагмент действительности, с которым соотносится речь ТЕМА РЕЧИ определенный

ПРЕДМЕТ РЕЧИ
фрагмент действительности,
с которым соотносится речь
ТЕМА РЕЧИ
определенный аспект предмета речи
(фрагмента действительности),
выбираемый

оратором в силу различных причин
Слайд 31

⬥ ДОПУСТИМЫЙ ОБЪЕМ РЕЧИ ⬥ ЗНАНИЯ АУДИТОРИИ ⬥ ИНТЕРЕСЫ АУДИТОРИИ ТЕМА

⬥ ДОПУСТИМЫЙ ОБЪЕМ РЕЧИ
⬥ ЗНАНИЯ АУДИТОРИИ
⬥ ИНТЕРЕСЫ АУДИТОРИИ

ТЕМА
РЕЧИ

⬥ должна быть интересной

для оратора
⬥ должна быть известной для оратора
⬥ должна быть интересной, важной для аудитории
Слайд 32

ПРОБЛЕМА (ПРОБЛЕМАТИКА) РЕЧИ ⬥ вопрос / вопросы, неопределенность, возникающие у оратора

ПРОБЛЕМА (ПРОБЛЕМАТИКА) РЕЧИ
⬥ вопрос / вопросы,
неопределенность, возникающие
у оратора

в связи с темой речи
⬥ противоречие / противоречия,
имеющие место в действительности,
исследуемой оратором
⬥ ситуация, в которой для
оратора имеется тот или иной
выбор между несколькими
возможными решениями
Слайд 33

Слайд 34

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕЗИСУ ⬥ тезис должен быть сформулирован таким образом, чтобы

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕЗИСУ
⬥ тезис должен быть сформулирован
таким образом, чтобы его можно
было

раскрыть в рамках речи
полностью
⬥ тезис лучше формулировать так,
чтобы он был понятен для аудитории
и мог быть схвачен сразу,
без особых усилий
⬥ тезис должен быть приемлемым
для аудитории
Слайд 35

ЦЕЛЬ РЕЧИ (ПО АРИСТОТЕЛЮ)

ЦЕЛЬ РЕЧИ
(ПО АРИСТОТЕЛЮ)

Слайд 36

ЦЕЛЬ РЕЧИ РЕЗУЛЬТАТ, К КОТОРОМУ СТРЕМИТСЯ ОРАТОР

ЦЕЛЬ РЕЧИ
РЕЗУЛЬТАТ, К КОТОРОМУ СТРЕМИТСЯ ОРАТОР

Слайд 37

Слайд 38

СТРАТЕГИИ УБЕЖДЕНИЯ основные способы, при помощи которых оратор стремится к доказательству тезиса

СТРАТЕГИИ УБЕЖДЕНИЯ
основные способы, при помощи которых оратор стремится к доказательству тезиса

Слайд 39

РИТОРИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

РИТОРИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Слайд 40

⬥тезис положение, которое необходимо обосновать, доказать ⬥аргументы (доводы) суждения, которые приводятся

⬥тезис
положение,
которое необходимо
обосновать, доказать

⬥аргументы (доводы)
суждения, которые приводятся для обоснования тезиса, делают

его приемлемым или неприемлемым

⬥ демонстрация
средства, при помощи которых говорящий
демонстрирует связь между тезисом и аргументами, показывает, что тезис логически вытекает
из предлагаемых аргументов

СТРУКТУРА АРГУМЕНТАЦИИ

Слайд 41

СТРАТЕГИИ УБЕЖДЕНИЯ

СТРАТЕГИИ УБЕЖДЕНИЯ

Слайд 42

СТРАТЕГИИ УБЕЖДЕНИЯ 1. ПРЯМОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ТЕЗИСА ТЕЗИС АРГУМЕНТЫ 2. ПРЯМОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ

СТРАТЕГИИ УБЕЖДЕНИЯ

1. ПРЯМОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ТЕЗИСА

ТЕЗИС

АРГУМЕНТЫ

2. ПРЯМОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ ТЕЗИСА (КОНТРТЕЗИСА)

КОНТРТЕЗИС

АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ КОНТРТЕЗИСА

ТЕЗИС

Слайд 43

СТРАТЕГИИ УБЕЖДЕНИЯ 3. КОСВЕННОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ТЕЗИСА 4. КОСВЕННОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ ТЕЗИСА (КОНТРТЕЗИСА)

СТРАТЕГИИ УБЕЖДЕНИЯ

3. КОСВЕННОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ТЕЗИСА

4. КОСВЕННОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ ТЕЗИСА (КОНТРТЕЗИСА)

СЛЕДСТВИЕ ИЗ КОНТРТЕЗИСА

КОНТРТЕЗИС

АРГУМЕНТЫ

ТЕЗИС

Слайд 44

СТРАТЕГИИ УБЕЖДЕНИЯ 5. АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ АРГУМЕНТОВ 6. ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДЕМОНСТРАЦИИ КОНТРТЕЗИС АРГУМЕНТЫ КОНТРТЕЗИСА АРГУМЕНТЫ ТЕЗИС ДЕМОНСТРАЦИЯ

СТРАТЕГИИ УБЕЖДЕНИЯ

5. АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ АРГУМЕНТОВ

6. ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДЕМОНСТРАЦИИ

КОНТРТЕЗИС

АРГУМЕНТЫ КОНТРТЕЗИСА

АРГУМЕНТЫ

ТЕЗИС

ДЕМОНСТРАЦИЯ

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Слайд 53

Слайд 54

Слайд 55

ИНДУКЦИЯ метод доказательства, который основан на переходе от частного (единичных фактов)

ИНДУКЦИЯ
метод доказательства, который основан на переходе от частного (единичных фактов) к

общему (общим утверждениям)

ДЕДУКЦИЯ
метод доказательства, который основан на переходе от общего (общих утверждений) к частному
(единичным фактам)

Слайд 56

ХОРОШИЙ ОРАТОР УМЕЕТ УБЕДИТЬ АУДИТОРИЮ ИВАН УМЕЕТ УБЕДИТЬ АУДИТОРИЮ ИВАН –

ХОРОШИЙ ОРАТОР УМЕЕТ УБЕДИТЬ АУДИТОРИЮ
ИВАН УМЕЕТ УБЕДИТЬ АУДИТОРИЮ
ИВАН – ХОРОШИЙ ОРАТОР

Иван

хороший оратор, потому что он умеет убедить аудиторию

ХОРОШИЙ ОРАТОР УМЕЕТ УБЕДИТЬ АУДИТОРИЮ
ИВАН – ХОРОШИЙ ОРАТОР
ИВАН УМЕЕТ УБЕДИТЬ АУДИТОРИЮ

Иван умеет убедить аудиторию, потому что он хороший оратор

ПРИМЕРЫ СИЛЛОГИЗМОВ

Слайд 57

ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК В ОТПУСКЕ, ОН НЕ ХОДИТ НА РАБОТУ ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК

ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК В ОТПУСКЕ, ОН НЕ ХОДИТ НА РАБОТУ
ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ

ХОДИТ НА РАБОТУ, ЕГО НЕЛЬЗЯ ТАМ НАЙТИ
ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК В ОТПУСКЕ, ЕГО НЕЛЬЗЯ НАЙТИ НА РАБОТЕ

Если человек в отпуске, его нельзя найти на работе

ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК СОВЕРШИЛ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ОН ДОЛЖЕН ПОНЕСТИ НАКАЗАНИЕ
ПЕТР СОВЕРШИЛ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
ПЕТР ДОЛЖЕН ПОНЕСТИ НАКАЗАНИЕ

Петр совершил преступление, поэтому он должен понести наказание

Слайд 58

ОЩЕСТВЕННО ОПАСНОЕ ДЕЯНИЕ НАКАЗУЕМО ПРЕСТУПЛЕНИЕ – ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОЕ ДЕЯНИЕ ДАЧА ВЗЯТКИ

ОЩЕСТВЕННО ОПАСНОЕ ДЕЯНИЕ НАКАЗУЕМО
ПРЕСТУПЛЕНИЕ – ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОЕ ДЕЯНИЕ
ДАЧА ВЗЯТКИ – ПРЕСТУПЛЕНИЕ
ДАЧА

ВЗЯТКИ НАКАЗУЕМА

Дача взятки наказуема

Слайд 59

ИНДУКЦИЯ НАВЕДЕНИЕ ОБОСНОВАНИЕ С ОПОРОЙ НА ЕДИНИЧНЫЕ ФАКТЫ АНАЛОГИЯ

ИНДУКЦИЯ

НАВЕДЕНИЕ

ОБОСНОВАНИЕ С ОПОРОЙ НА ЕДИНИЧНЫЕ ФАКТЫ

АНАЛОГИЯ

Слайд 60

ЕНИСЕЙ ТЕЧЕТ С ЮГА НА СЕВЕР ИРТЫШ ТЕЧЕТ С ЮГА НА

ЕНИСЕЙ ТЕЧЕТ С ЮГА НА СЕВЕР
ИРТЫШ ТЕЧЕТ С ЮГА НА СЕВЕР
ЛЕНА

ТЕЧЕТ С ЮГА НА СЕВЕР
ОБЬ ТЕЧЕТ С ЮГА НА СЕВЕР
ЕНИСЕЙ, ИРТЫШ, ЛЕНА, ОБЬ – КРУПНЫЕ РЕКИ СИБИРИ
ВСЕ КРУПНЫЕ РЕКИ СИБИРИ ТЕКУТ С ЮГА НА СЕВЕР

Все крупные реки Сибири
текут с юга на север

ПРИМЕРЫ ИНДУКЦИИ

Слайд 61

ДЕМОСФЕН БЫЛ ФИЛОСОФОМ СОКРАТ БЫЛ ФИЛОСОФОМ ПЛАТОН БЫЛ ФИЛОСОФОМ АРИСТОТЕЛЬ БЫЛ

ДЕМОСФЕН БЫЛ ФИЛОСОФОМ
СОКРАТ БЫЛ ФИЛОСОФОМ
ПЛАТОН БЫЛ ФИЛОСОФОМ
АРИСТОТЕЛЬ БЫЛ ФИЛОСОФОМ
ДЕМОСФЕН, СОКРАТ, ПЛАТОН

И АРИСТОТЕЛЬ
БЫЛИ ДРЕВНИМИ ГРЕКАМИ

Все древние греки были философами

Слайд 62

ОБОСНОВАНИЕ С ОПОРОЙ НА ЕДИНИЧНЫЕ ФАКТЫ ИЛЛЮСТРАЦИИ ПРИМЕРЫ ОБРАЗЦЫ

ОБОСНОВАНИЕ С ОПОРОЙ НА ЕДИНИЧНЫЕ ФАКТЫ

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ПРИМЕРЫ

ОБРАЗЦЫ

Слайд 63

ЭТИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ ⬥ ПРЯМАЯ АТАКА НА ЛИЧНОСТЬ – вариант аргумента к

ЭТИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ

⬥ ПРЯМАЯ АТАКА НА ЛИЧНОСТЬ – вариант аргумента к человеку,

при котором один из оппонентов ставит под сомнение осведомленность, моральные качества или интеллектуальные способности другого оппонента

⬥ ОПОСРЕДОВАННАЯ АТАКА НА ЛИЧНОСТЬ – вариант аргумента к человеку, при котором оппонент указывает, что отстаиваемая точка зрения непосредственно представляет частные интересы другого оппонента, а потому ее нельзя считать непредвзятой

⬥«И ТЫ ТОЖЕ» – вариант аргумента к человеку, при котором оппонент указывает на то, что действия или слова другого оппонента отличаются от того, что он делал или говорил раньше

Слайд 64

ЧУВСТВЕННЫЕ АРГУМЕНТЫ ⬥ АРГУМЕНТЫ К ОБЕЩАНИЮ ⬥ АРГУМЕНТЫ К УГРОЗЕ ТИП

ЧУВСТВЕННЫЕ АРГУМЕНТЫ

⬥ АРГУМЕНТЫ К ОБЕЩАНИЮ
⬥ АРГУМЕНТЫ К УГРОЗЕ

ТИП
ВЫЗЫВАЕМЫХ ЧУВСТВ

ОБЪЕКТ, НА КОТОРЫЙ

НАПРАВЛЕНЫ
ЧУВСТВА

⬥ АРГУМЕНТЫ К АУДИТОРИИ
⬥ АРГУМЕНТЫ К ОРАТОРУ
⬥ АРГУМЕНТЫ К ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ

Слайд 65

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 66

ДИСПОЗИЦИЯ

ДИСПОЗИЦИЯ

Слайд 67

⬥ второй этап подготовки речи, на котором оратор располагает собранный материал

⬥ второй этап подготовки речи, на котором оратор располагает собранный материал

в том порядке, в котором он будет представлен в тексте
⬥ результат диспозиции – составление подробного плана-конспекта, в котором четко представлена последовательность утверждений и аргументов, а также прочих элементов речи

ДИСПОЗИЦИЯ

Слайд 68

Слайд 69

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 70

ЭЛОКУЦИЯ

ЭЛОКУЦИЯ

Слайд 71

⬥ третий этап подготовки речи, на котором оратор осуществляет отбор языковых

⬥ третий этап подготовки речи, на котором оратор осуществляет отбор языковых

средств выражения своих мыслей, в том числе изобразительно-выразительных средств (тропов, риторических фигур)
⬥ результат элокуции – готовый текст ораторского выступления

ЭЛОКУЦИЯ

Слайд 72

ИЗОРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ТРОПЫ ФИГУРЫ РЕЧИ

ИЗОРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ТРОПЫ

ФИГУРЫ РЕЧИ

Слайд 73

ТРОПЫ слова и выражения, употребляемые в переносном значении ⬥ МЕТАФОРА ⬥

ТРОПЫ
слова и выражения, употребляемые в переносном значении

⬥ МЕТАФОРА
⬥ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
⬥ ГИПЕРБОЛА
⬥ МЕЙОЗИС

ЭПИТЕТ
⬥ ОКСЮМОРОН
⬥ МЕТОНИМИЯ
⬥ ПЕРИФРАЗ

⬥ ИРОНИЯ
⬥ САРКАЗМ
⬥ ЭВФЕМИЗМ
⬥ ДИСФЕМИЗМ

Слайд 74

ФИГУРА РЕЧИ особый, необычный оборот речи ⬥ ИНВЕРСИЯ ⬥ АНАФОРА ⬥

ФИГУРА РЕЧИ
особый, необычный оборот речи

⬥ ИНВЕРСИЯ
⬥ АНАФОРА
⬥ ЭПИФОРА
⬥ ПОДХВАТ
⬥ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

АНТИТЕЗА
⬥ ГРАДАЦИЯ
⬥ РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

⬥ РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ
⬥ БЕССОЮЗИЕ
⬥ МНОГОСОЮЗИЕ
⬥ ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ