Текстовая деятельность обучающихся: сопоставление и сравнение в работе над сочинением

Содержание

Слайд 2

Не знаете, как можно глубже понять авторский замысел? Не беда! Ведь есть… Метод сопоставительного анализа!

Не знаете, как можно
глубже понять авторский замысел?

Не беда! Ведь есть…

Метод

сопоставительного

анализа!

Слайд 3

При наличии у ученика второго объекта познания появляется информация, которую он

При наличии у ученика второго объекта познания появляется информация, которую

он получает сам эмпирическим путём.
С помощью сравнения можно сделать вывод о количественных и качественных характеристиках художественных текстов.
В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким произведением, а выявление общего, повторяющегося – есть ступень на пути к пониманию закономерностей искусства.

«Все познаётся в сравнении»

Слайд 4

Умение подмечать сходство – это признак таланта. (Аристотель) Важнее всего –

Умение подмечать сходство – это признак таланта. (Аристотель)
Важнее всего

– быть искусным в метафорах. (Аристотель)
Что на что похоже? Не правда ли, знакомая детская игра?..

«БИНОМ ФАНТАЗИИ»

Слайд 5

Роза – лампа Лампа красива, как распустившаяся роза. (Серафим К.) Лампа

Роза – лампа
Лампа красива, как распустившаяся роза. (Серафим К.)
Лампа украсила мою

комнату так же, как и роза своей дивной красотой украшает клумбу. (Андрей У.)
Красивая лампа, точно роза, радует глаз. (Вадим П.)
А роза ароматом меня манит, как ночью лампа манит светлячков. (Надя Л.)
Окно – зеркало
В окне все отражается, как в зеркале. (Катя С.)
Зеркало без изъяна как окно в рай. (Лера Р.)
Костер – перец
Когда съешь острый перец – во рту будто кто-то разжег костер. (Марина Б.)
Слайд 6

Мысль – топор Когда приходит мысль – как будто по голове

Мысль – топор
Когда приходит мысль – как будто по голове

топором ударили… (Марина Б.)
Словно новенький топор, тверда и остра моя мысль. (Надя Л.)
Письмо – речка
Ложится письмо на бумагу гладко да ровно, словно речка по равнине течет спокойно и величаво. (Даша Т.)
Солнце – запах
Как солнце, запах детства от меня далек. (Кирилл И.)
Слайд 7

Солнце – люди Есть люди, подобные солнцу: они освещают путь другим

Солнце – люди
Есть люди, подобные солнцу: они освещают путь другим и

даже на далеких расстояниях мы ощущаем их поддержку и тепло. (Женя К.)
Люди – планеты
Люди подобны планетам: нет похожих друг на друга, и это очень хорошо, иначе скучно было бы жить и незачем открывать другие миры и лучше узнавать тех, кто с тобой рядом… (Дима З.)
Слайд 8

У меня на столе лежит обычная вещь – ножницы. У них

     У меня на столе лежит обычная вещь – ножницы. У них

есть два серебристо-серых лезвия и две ярко-красные ручки, словно два спелых помидора. Зачем нужны ножницы? Чтобы резать бумагу и картон. Вы, наверное, спросите, а как же ими резать? Я вам отвечу.
     - Это похоже на охоту кошки за мышкой. Когда красные «мышки»-ручки поедут в стороны, то за ними погонятся две «кошки»-лезвия, но, когда «мышки» опять встанут рядом друг с другом, то и «кошки» будут стоять на прежнем месте. Вот какие удивительные ножницы!
Сережа П., 5б класс
Слайд 9

Для сравнения может быть взять как один герой (например, «Полковник на

Для сравнения может быть взять как один герой (например, «Полковник на

балу и после бала»), так и разные герои или герои-антагонисты из одного произведения: Остап и Андрий, Гринев и Швабрин, Печорин и Грушницкий, Онегин и Ленский, Кутузов и Наполеон.
Можно обратиться к героям разных произведений: Катерина Кабанова и Катерина Измайлова, Самсон Вырин и Акакий Акакиевич Башмачкин.
Строить сочинение нужно как последовательно проведенное сравнение: то есть сравнение сразу того и другого героя или произведения, а не по очереди. Иначе получится сначала рассказ про одного героя, а затем – про другого. Цель работы не будет достигнута.

Сопоставление литературных героев

Слайд 10

Сопоставление лирических произведений Возможны дополнительные основания: названия произведений, год создания, эпоха,

Сопоставление лирических произведений

Возможны дополнительные основания: названия произведений, год создания, эпоха, в

которую создавалось произведение.
Уже в 5 классе ученикам по силам сопоставление стихотворений о природе, например, образ грозы в произведениях Н.А. Заболоцкого и А.Г. Майкова «Гроза».
В 6 классе при сравнении стихотворения Пушкина и Лермонтова «Узник» ребятам под силу увидеть разницу в состоянии лирических героев, мироощущении поэтов, живших в одно время.
Слайд 11

Сопоставительный анализ стихотворений А.А. Фета «Вечер» и И.А. Бунина «Вечер» Каким

Сопоставительный анализ стихотворений
А.А. Фета «Вечер» и И.А. Бунина «Вечер»

Каким вы

представляете себе вечер?
Какое настроение связывается у вас с этим временем суток?
Какие краски выбрали бы вы, для того чтобы зарисовать вечер?
Какая музыка наиболее точно могла бы передать «вечерние» ощущения?
Слайд 12

Синквейн 1. Вечер. 2. Осенний, теплый. 3. Наступает, манит, завораживает. 4.

Синквейн

1. Вечер.
2. Осенний, теплый.
3. Наступает, манит, завораживает.
4. Пройдусь вечернею порою не

спеша…
5. Тишина.
1. Вечер.
2. Ненастный, холодный.
3. Приходит, застает, окутывает.
4. Жаль, что день заканчивается…
5. Грусть.
Слайд 13

Беседа по стихотворению А.А. Фета «Вечер» Какое настроение вызвало у вас

Беседа по стихотворению А.А. Фета «Вечер»

Какое настроение вызвало у вас это

стихотворение?
- Если бы перед вами не было названия стихотворения, смогли бы вы догадаться, что перед вами картина вечера?
- Можно ли этот вечер услышать?
А можно ли этот вечер увидеть?
Вывод: благодаря гармоничному сочетанию уровней звукописи и лексики мы можем услышать и увидеть вечерний пейзаж.
Слайд 14

Сопоставление стихотворений А.А. Фета и И.А. Бунина 1. Вечер Бунина можно

Сопоставление стихотворений
А.А. Фета и И.А. Бунина

1. Вечер Бунина можно услышать и

увидеть.
2. Но цветовая гамма у Бунина несколько иная, ведь речь идет об осеннем вечере, тогда как Фет изображает вечер летний. Звуки в стихотворении также иные: назван их конкретный производитель: не туманные вздохи дня, а писк птички, гул молотилки. Вообще все стихотворение как-то вещественней и конкретней (можно для сравнения посчитать количество реальных вещей, названных в стихотворениях).
3. Главное отличие стихотворения Бунина от стихотворения Фета состоит в том, что в нем есть лирический герой, то самое поэтическое «я», через восприятие которого дано происходящее. Суть стихотворения составляет не изображение вечернего пейзажа, а раздумья и размышления лирического героя.
4. О чем же эти размышления? О счастье. О том, что оно в наслаждении каждым мигом жизни. О счастье нужно не вспоминать, его необходимо научиться переживать в настоящем. Счастье заключено уже в том, что «я вижу, слышу», вбираю в себя весь мир, то есть живу.
Слайд 15

9 и 11 класс 9 класс: сравнение двух текстов в указанном

9 и 11 класс

9 класс: сравнение двух текстов в указанном направлении;

самостоятельное извлечение информации из предложенного для сопоставления материала.
Объем рекомендуется небольшой: связный текст из 5-8 предложений.
Ответ рекомендуется строить по принципу «слоеного пирога»: сначала на основе первого сопоставления формулируется первый тезис, он обосновывается материалом из первого и второго текста, затем выдвигается второй тезис и так далее. Сначала указываются сходные признаки, затем – различные. Завершает работу вывод: проведенный анализ позволяет понять…
Работа, проведенная в 9-м классе, может помочь и для подготовки к экзамену в 11-м классе.
Все записи, сделанные в 9-м классе при подготовке к экзамену по литературе, учащиеся сохраняют и могут воспользоваться ими при подготовке к выпускному экзамену в 11-м классе.
Слайд 16

Применение многообразных видов сравнения в процессе обучения литературе формирует умение видеть

Применение многообразных видов сравнения в процессе обучения литературе формирует умение

видеть предметы и явления с разных сторон, во всех связях и отношениях, выходить на определённый уровень обобщения. Это возможно лишь при системной работе, в процессе которой формируются навыки сопоставительного анализа художественного текста.