Текстовые факторы и текстовые категории. Текстобразующая категория автора

Содержание

Слайд 2

Концепция образа автора (по Виноградову В.В.) образ автора рассматривается как синтезирующая

Концепция образа автора (по Виноградову В.В.)
образ автора рассматривается как синтезирующая основа

художественного текста, как концентрированное воплощение «сути произведения», объединяющего всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем — рассказчиком или рассказчиками и через них являющегося идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого.
Слайд 3

образ автора в художественном тексте = текстовое воплощение автора в других сферах коммуникации

образ автора в художественном тексте
=
текстовое воплощение автора в других сферах

коммуникации
Слайд 4

Формы субъективации авторского повествования в художественной сфере речевые прямая речь, внутренняя речь, несобственно-прямая речь; 2) композиционные.

Формы субъективации авторского повествования в художественной сфере
речевые
прямая речь,
внутренняя речь,
несобственно-прямая речь;
2)

композиционные.
Слайд 5

Образ автора = реальная личность писателя Но за «образом автора» стоит

Образ автора
=
реальная личность писателя
Но за «образом автора» стоит авторская

личность с присущим ей лексиконом, грамматиконом, прагматиконом.
Слайд 6

Существуют различные формы проявления образа автора. Типы повествователей: объективный повествователь (от

Существуют различные формы проявления образа автора.
Типы повествователей:
объективный повествователь (от 3-го лица);
личный

повествователь (от 1-го лица);
неконкретизированный рассказчик — носитель речи, открыто организующий весь текст своей личностью.
Слайд 7

Текстобразующая категория адресата

Текстобразующая категория адресата

Слайд 8

«...Художественное произведение задано читателю не как система положительного содержания, а скорее

«...Художественное произведение задано читателю не как система положительного содержания, а скорее

как известная схема и загадка, которую читатель должен еще дополнить и разгадать в конкретно-смысловом плане»,
— писал В.В. Виноградов
Слайд 9

На этапе порождения текста именно фактор адресата ввиду коммуникативного характера текста

На этапе порождения текста именно фактор адресата ввиду коммуникативного характера текста

обусловливает выбор автором общей коммуникативной стратегии и тактики, включая отбор и организацию языковых средств.
Слайд 10

Коммуникативная стратегия - совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе

Коммуникативная стратегия - совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе

коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели.
Коммуникативная тактика - совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия.
Слайд 11

Если представить коммуникативную стратегию вслед за Т.М. Дридзе как иерархию целевых

Если представить коммуникативную стратегию вслед за Т.М. Дридзе как иерархию целевых

программ, то коммуникативная тактика будет соотноситься с выполнением отдельных шагов по воплощению каких-либо частных целей. Каждая из них требует своего отбора и организации языковых средств.
Слайд 12

С учетом адресата, включая его разные параметры (возраст, пол, уровень образования,

С учетом адресата, включая его разные параметры (возраст, пол, уровень образования,

сфера профессиональной занятости и т.д.), может модифицироваться форма выражения одного и того же содержания в тексте.
Слайд 13

Коммуникативно-прагматические нормы, например ориентация на максимы Грайса: «качества» («говори правду»), «количества»

Коммуникативно-прагматические нормы, например ориентация на максимы Грайса:
«качества» («говори правду»),
«количества» («делай свой

вклад в речевое общение настолько информативным, насколько необходимо»),
«релевантности» (отражающей соответствие теме),
«манеры» («говори ясно»; «говори последовательно»),
— всегда соотносятся с фактором адресата.
Слайд 14

Слайд 15

ПРИМЕР Текст 1. Аффикс (от лат. аffixus — прикрепленный) — служебная

ПРИМЕР
Текст 1. Аффикс (от лат. аffixus — прикрепленный) — служебная морфема,

минимальный строительный элемент языка, присоединяемый к корню слова в процессах морфологической деривации и служащий преобразованию корня в грамматических или словообразовательных целях; важнейшее средство выражения грамматических и словообразовательных значений; часть слова, противопоставленная корню и сосредоточивающая его грамматические и/или словообразовательные значения.
Процессы присоединения аффиксов, именуемые аффиксацией, составляют важную часть морфологии и словообразования большинства языков мира, различающихся в типологическом плане преимущественно использованием одной из таких разновидностей аффиксации, как суффиксация или префиксация, и использованием этих последних в деривационной или же флективной морфологии.
Слайд 16

ПРИМЕР (продолжение) Текст 2. Как «делаются» слова? Кто их автор, создатель,

ПРИМЕР (продолжение)
Текст 2. Как «делаются» слова? Кто их автор, создатель, творец?

Главный языкотворец, «мастеровой» слова — народ. Это он создал такие «изначальные» слова, как земля, огонь, вода, деревья, солнце... Пока же вглядимся в языковой процесс, именуемый аффиксация.
Слайд 17

Важным являлся фактор адресата, который и обусловил авторскую интенцию и общую

Важным являлся фактор адресата, который и обусловил авторскую интенцию и общую

стратегию текстового развертывания, включая отбор и организацию языковых средств.
Слайд 18

Факторы текстообразования

Факторы текстообразования

Слайд 19

Объективные факторы текстообразования языковая норма; функциональный стиль; ситуация (фрагмент действительности, который

Объективные факторы текстообразования
языковая норма;
функциональный стиль;
ситуация (фрагмент действительности, который отражен в тексте),
тип

изложения;
жанр.
Слайд 20

Субъективные факторы текстообразования характер ситуации (реальная, условная); личность автора, его мировоззрение; характер персонажей; идейно-эстетическая направленность произведения.

Субъективные факторы текстообразования
характер ситуации (реальная, условная);
личность автора, его мировоззрение;
характер

персонажей;
идейно-эстетическая направленность произведения.
Слайд 21

Внутренние лингвистические факторы текстообразования отдельные языковые средства текста в определенных комбинациях,

Внутренние лингвистические факторы текстообразования
отдельные языковые средства текста в определенных комбинациях,
ключевые (опорные)

слова текста,
тематические группы слов.
Слайд 22

Лингвистические факторы текстообразования - стилистические приемы и типы выдвижения. В соответствии

Лингвистические факторы текстообразования - стилистические приемы и типы выдвижения.
В соответствии с

авторским замыслом они могут определять принципы отбора и организации речевых средств в тексте, отражать своеобразие творческой манеры создателя и его взгляда на мир.
Слайд 23

К объективным факторам текстообразования можно отнести ассоциативные нормы, на которые прямо

К объективным факторам текстообразования можно отнести ассоциативные нормы, на которые прямо

или косвенно ориентируется автор, создавая произведение. Это связано с необходимостью стимулировать речемыслительную активность адресата в определенном направлении.
Слайд 24

К важным факторам текстообразования относится пресуппозиция, или фоновые знания (об универсальной,

К важным факторам текстообразования относится пресуппозиция, или фоновые знания (об универсальной,

локальной, социальной, культурной, профессиональной, языковой пресуппозиции).
Их наличие избавляет от необходимости давать лишнюю информацию, относящуюся к области общеизвестного; они восполняют лакуны в тексте, не мешая пониманию. Пресуппозиция как фактор текстообразования отражает закон «экономии» языковых средств.
Слайд 25

Языковые нормы — это принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила

Языковые нормы — это принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила

произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств.
Языковые нормы характеризуются
изменчивостью,
относительной устойчивостью,
эталонностью.
Слайд 26

Отступление от норм возможно, если оно художественно оправдано. В творческой деятельности

Отступление от норм возможно, если оно художественно оправдано. В творческой деятельности

писателей, отражающих свой неповторимый взгляд на мир и ищущих особые языковые средства его выражения, такие отступления вполне возможны и не должны квалифицироваться как речевые ошибки.
Вместе с тем не стоит рассматривать характерное для современной языковой ситуации «расшатывание» языковых норм, тенденцию к антинормализаторству как вполне допустимые явления в текстовой деятельности.
Слайд 27

Функциональный стиль — это своеобразный характер речи той или иной социальной

Функциональный стиль — это своеобразный характер речи той или иной социальной

ее разновидности, соответствующей определенной сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией.
В данном определении подчеркнуты:
1) речевой статус функционального стиля;
2) обусловленность сферой общественной деятельности;
3) зависимость от формы сознания;
4) специфичность функционирования особых языковых средств и характера их организации.
Функциональные стили, таким образом, дифференцируются на основе лингвистических и экстралингвистических факторов
Слайд 28

Каждый функциональный стиль располагает типовой композицией информационных программ, представить которые можно

Каждый функциональный стиль располагает типовой композицией информационных программ, представить которые можно

следующим образом
(Р — рациональная программа; О — оценочная; П — прагматическая):
Слайд 29

научный стиль: [Р+(О,П)] — оценочные и прагматические элементы вторичны, роль рациональной

научный стиль: [Р+(О,П)] — оценочные и прагматические элементы вторичны, роль рациональной

программы — ведущая;
официально-деловой стиль: [Р+П+(О)] — оценочная программа в большинстве жанров свернута, иногда до нуля;
публицистический стиль: [О+Р+П] — программы разной силы, при ведущей роли оценочной, рациональная программа строится исходя из оценочных соображений;
разговорный стиль: [О+П+Р] — взаимосвязи программ аналогичны публицистической речи, но рациональное зависит от ситуации общения;
литературно-художественный стиль: [П+Р+(О)] — прагматическая программа играет ведущую роль, оценочная скрыта.
Слайд 30

Ситуация (фрагмент реальной или вымышленной действительности, который отражен в тексте). В

Ситуация (фрагмент реальной или вымышленной действительности, который отражен в тексте). В

качестве экстралингвистического фактора текстообразования ситуация рассматривается нами как объективно существующий жизненный материал, стимулирующий автора к созданию речевого сообщения (текста) и отражающийся в нем.
Различают жизненную ситуацию и текстовую, включающую текстовое описание жизненной ситуации.
Слайд 31

Под речевой ситуацией понимают условия и обстоятельства общения. М.К. Михальская определяет

Под речевой ситуацией понимают условия и обстоятельства общения.
М.К. Михальская определяет ее

так:
1) ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия;
2) набор характеристик ситуативного контекста, релевантных (значимых) для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств.
Слайд 32

Тип изложения - функционально-смысловой тип речи, который хотя и выбирается автором

Тип изложения - функционально-смысловой тип речи, который хотя и выбирается автором

сообщения, но имеет постоянные характеристики.
Тип изложения является одним из объективных факторов текстообразования, который определяет отбор и организацию языковых средств, наряду с другими обстоятельствами.
Слайд 33

Жанр жанры, ориентированные на гармоничное общение (комплимент, похвала, соболезнование и т.д.).

Жанр
жанры, ориентированные на гармоничное общение (комплимент, похвала, соболезнование и т.д.).
жанры, направленные

на осложнение речевого контакта участников коммуникации (выговор, порицание, замечание и т.д.)
Слайд 34

Речевые жанры - относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний.

Речевые жанры - относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний.

При этом «высказывание» в данном случае допускает разные определения, включая связь как с текстом, так и с предложением. Среди жанров называют, например:
сообщение, приветствие, просьбу;
спор, беседу и т.д.;
рассказ, поэму, роман и др.
Слайд 35

М.М. Бахтин различал простые (первичные) жанры, характерные для непосредственного общения, сложные

М.М. Бахтин различал
простые (первичные) жанры, характерные для непосредственного общения,
сложные (вторичные), выделяющиеся

в рамках художественного, научного и других форм «культурного общения».
Слайд 36

М.Ю. Федосюк предложил дифференцировать простые (элементарные) жанры (сообщение, похвала, приветствие и

М.Ю. Федосюк предложил дифференцировать простые (элементарные) жанры (сообщение, похвала, приветствие и т.д.),
сложные

(комплексные) состоящие из компонентов, каждый из которых является текстом определенного жанра.
Комплексные жанры, по мысли автора, делятся на монологические (утешение, убеждение, уговоры) и диалогические (дискуссия, спор, ссора).
Слайд 37

Типология речевых жанров Т.В. Шмелевой (по цели) информативные речевые жанры (сообщение,подтверждение,

Типология речевых жанров Т.В. Шмелевой (по цели)
информативные речевые жанры (сообщение,подтверждение, сомнение и

т.д.);
оценочные (похвала, упрек, выговор и т.д.);
перформативные, связанные с ритуалами (приветствие, представление, знакомство и т.д.);
императивные, призванные содействовать осуществлению событий (просьба, совет, инструкция, приказ и др.).
Слайд 38

Жанровые формы при анализе описываются как актуализация типового авторского замысла, соответствующего

Жанровые формы при анализе описываются как актуализация типового авторского замысла, соответствующего

определенной социокультурной целеустановке, посредством некоторой системы коммуникативно-познавательных действий.