Тема детства в повести Л.Н.Толстого Детство

Содержание

Слайд 2

Путешествие в детство. И.А.Бунин «Детство» Чем жарче день, тем сладостней в

Путешествие в детство.

И.А.Бунин «Детство»
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим

смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
Слайд 3

Лермонтов М.Ю. Ребенка милого рожденье .... Ребенка милого рожденье Приветствует мой

Лермонтов М.Ю. Ребенка милого рожденье ....


Ребенка милого рожденье
Приветствует

мой запоздалый стих.
Да будет с ним благословенье
Всех ангелов небесных и земных!
Да будет он отца достоин,
Как мать его, прекрасен и любим;
Да будет дух его спокоен
И в правде тверд, как божий херувим!
Пускай не знает он до срока
Ни мук любви, ни славы жадных дум;
Пускай глядит он без упрёка
На ложный блеск и ложный мира шум;
Пускай не ищет он причины
Чужим страстям и радостям своим,
И выйдет он из светской тины
Душою бел и сердцем невредим!
Слайд 4

Федор Толстой. Семейный портрет. 1830г. Ф.Толстой о картине «Семейный портрет»: «На

Федор Толстой. Семейный портрет. 1830г.

Ф.Толстой о картине «Семейный портрет»: «На первом

плане у стены, на которой висит картина Вернера старшего, стоит диван, перед ним прочный стол, покрытый зелёным сукном. На этом диване около стола расположена мною семейная группа – жена моя (в красном платье), две малолетние дочери и я сам, занимающийся лепкой статуи молодого человека»
Слайд 5

Григорий Сорока. Кабинет дома в Островках.1844 г. Изображен кабинет Николая Петровича

Григорий Сорока. Кабинет дома в Островках.1844 г.

Изображен кабинет Николая Петровича

Милюкова в его имении Островки Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. В этой просторной затененной комнате, за окнами которой виднеются светлые дали знакомого по пейзажам Сороки озера, парит какая-то звучащая тишина и обыденные вещи, предметы обстановки обретают сокровенный, поэтический смысл.
Сидящий на диване, погруженный в чтение мальчик, — девятилетний сын помещика Конон Милюков.
Слайд 6

Сергей Виноградов. В доме. 1910г. У С. Виноградова есть несколько работ

Сергей Виноградов. В доме. 1910г.

У С. Виноградова есть несколько работ

под одним названием – «В доме». Все они являются зарисовками из жизни его семьи. Их отличает светлое, жизнерадостное настроение. Полотна буквально пронизаны солнцем и ослепительным светом. Композиция картин построена не по классическим канонам, она фрагментарна, словно посмотрена художником в жизни.
Слайд 7

С. А. Виноградов. В доме.1912г. Уютный дом, где проходит размеренная жизнь

С. А. Виноградов. В доме.1912г.

Уютный дом, где проходит размеренная жизнь

интеллигентной семьи в понимании Виноградова становится символом покоя и отрады, символом детства.
Слайд 8

Валентин Серов. Дети.1899г. Летом 1899 года Серов впервые побывал на побережье

Валентин Серов. Дети.1899г.

Летом 1899 года Серов впервые побывал на побережье Финского

залива, приехав в Териоки. Здесь, в Териоках, он создал одну из лучших своих картин, назвав ее "Дети Саша и Юра". На ней он изобразил своих старших сыновей. Детская тема необыкновенно важна в творчестве Серова. Художник внимательно, с какой-то даже тоской вглядывался в детей, пытаясь открыть тайну детского, не замутненного взрослой логикой, восприятия и "понимания" жизни.
Слайд 9

Валентин Серов. Мика Морозов. 1901г. Яркий образ детства мы видим в

Валентин Серов. Мика Морозов. 1901г.

Яркий образ детства мы видим в

портрете четырехлетнего мальчика Микки Морозова. Кажется, портрет исполнен в одно мгновение. Динамика подчинена психологическому состоянию ребенка.
МикаМорозов – сын московского промышленника, коллекционера М.А.Морозова.
«В портрете ребенка, сидящего на деревянном кресле, поражала стремительность внутреннего движения, громадная ребяческая взволнованность»
Слайд 10

«Детство». Иллюстрация Д.Н.Кардовского.

«Детство». Иллюстрация Д.Н.Кардовского.

Слайд 11

Не лелеять воспоминаний – окружать заботой, вниманием. Возвышает мою душу –


Не лелеять воспоминаний – окружать заботой, вниманием.
Возвышает мою душу

– стремится к лучшему, к высокому значению, положению.
Лучшие наслаждения – высшая степень удовольствия.
Отуманенными дремотой – полусонными, сквозь дымку.
Сладкие грёзы – приятные мечты.
Восточный халатец – лёгкий, воздушный, мягкий.
Ангел-утешитель- сверхъестественное существо, посланец Бога, покровитель человека.
Добродетель – положительное нравственное качество человека.
Смыкает – закрывает.

^

Словарь

Слайд 12

Художественные приёмы изображения мира детства в повести Л.Н.Толстого «Детство». 1. «Диалектика

Художественные приёмы изображения мира детства в повести Л.Н.Толстого «Детство».

1. «Диалектика души»

- одна из форм психологического анализа в художественном произведении. (постоянное изображение внутреннего мира в движении, в развитии).
Диалектика - движение, развитие..
Психологизм - углублённое изображение душевных переживаний героя.
Слайд 13

Способы выявления «диалектики души». 1.Внутренний монолог, создающий впечатление «подслушанных мыслей». 2.

Способы выявления «диалектики души».

1.Внутренний монолог, создающий впечатление «подслушанных мыслей».
2. Сны, раскрытие

подсознательных процессов.
3.Впечатление героев от внешнего мира. Внимание сосредотачивается не на самом предмете и явлении, а на том, как воспринимает их персонаж.
4.Расхождение между тем временем, в котором реально происходило действие, и временем рассказа о нём.
Слайд 14

Cредства выразительности, использованные в главе «Детство»? 1. Лексические (эпитеты, метафоры). 2.

Cредства выразительности, использованные в главе «Детство»?

1. Лексические (эпитеты, метафоры).
2. Морфологические (глаголы

в формах настоящего времени, существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, слова категории состояния).
3. Синтаксические (риторические предложения: восклицательные и вопросительные).
Слайд 15

Способы изображения мира детства в повести Л.Н.Толстого «Детство». 2. Портрет. Портрет

Способы изображения мира детства в повести Л.Н.Толстого «Детство».

2. Портрет.
Портрет в

литературе: «описание либо создание впечатления от внешнего облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться».
Разновидности портрета:
описательный, который преобладает в произведениях литературы, лаконичный и текучий, который получил свое развитие как раз в творчестве Толстого.
Слайд 16

Портреты родителей Л.Н.Толстого. М. Н. Волконская (мать Л. Н. Толстого) в

Портреты родителей Л.Н.Толстого.

М. Н. Волконская (мать Л. Н. Толстого) в детстве.

Работа Ф. П. Глебова. Н. И. Толстой (отец Л. Н. Толстого). Портрет работы А. Молинари.
Слайд 17

Особенности создания портрета. 1. Лексические особенности (эпитеты, сравнения, метафоры). 2. Морфологические

Особенности создания портрета.

1. Лексические особенности (эпитеты, сравнения, метафоры).
2. Морфологические особенности (качественные

прилагательные в полной и краткой форме, наречия образа действия
3.  Синтаксические особенности (сложная, распространенная, «неприглаженная», «неправильная» фраза, как говорил о ней сам писатель, предложения, осложненные однородными членами (сказуемые, определения, обстоятельства, дополнения).
Слайд 18

Илья Репин. Портрет Л.Н.Толстого.1887г. «Никто с такой наглядностью и проникновенностью не

Илья Репин. Портрет Л.Н.Толстого.1887г.

«Никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил

сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой, — отмечал
Б.Бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии
Л. Н. Толстого, — в этом бессмертие и художественное величие его повести».
Л.Н. Толстой впервые в русской литературе сказал о том, как трудно быть ребёнком. И как важно вовремя прийти ему на помощь, защитить и тем самым сберечь благородные устремления его ума и сердца. Детская душа беззащитна, ранима и в то же время открыта для любви, добра и счастья. Детский мир очень хрупок, и его легко разрушить.