Художественный стиль речи

Содержание

Слайд 2

Главная функция художественного стиля - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик,

Главная функция художественного стиля -

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный

отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)
Художественный стиль – ключ к душе человека
Слайд 3

Тропы и стилистические фигуры Эпитет Метафора Метонимия Синекдоха Сравнение Гипербола Литота

Тропы и стилистические фигуры

Эпитет
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Сравнение
Гипербола
Литота
Ирония
Олицетворение
Аллегория
Перифраз

Риторическое обращение
Риторический вопрос
Анафора
Эпифора
Антитеза
Оксюморон
Градация
Эллипсис
Умолчание
Парцелляция

Слайд 4

ЭПИТЕТ - слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его

ЭПИТЕТ -

слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо

его свойства, качества, признаки.
Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А.Пушкин)
Слайд 5

МЕТАФОРА - троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном

МЕТАФОРА -

троп, в котором употребляются слова и выражения в

переносном значении на основе аналогии сходства, сравнения
(скрытое сравнение)
И тьмой, и холодом объята душа усталая моя (М.Лермонтов)
Слайд 6

МЕТОНИМИЯ - троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным

МЕТОНИМИЯ -

троп, в основе которого замена одного слова другим,

смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи.
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.Пушкин)
Слайд 7

СИНЕКДОХА - один из видов метонимии, в основе которого – перенесение

СИНЕКДОХА -

один из видов метонимии, в основе которого –

перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)
Слайд 8

Сравнение - троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством

Сравнение -

троп, в котором одно явление или понятие объясняется

посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы( как, будто, точно, словно, как будто)
Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной (А.Пушкин)
Слайд 9

ГИПЕРБОЛА - троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств

ГИПЕРБОЛА -

троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных

свойств изображаемого предмета или явления
По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова)
Слайд 10

ЛИТОТА - троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более наперстка (А.Грибоедов)

ЛИТОТА -

троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение
Ваш шпиц, прелестный шпиц,

- не более наперстка (А.Грибоедов)
Слайд 11

ИРОНИЯ - Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается.

ИРОНИЯ -

Прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что

осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов)
Слайд 12

АЛЛЕГОРИЯ - троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным

АЛЛЕГОРИЯ -

троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли

конкретным изображением предмета или явления действительности. Например, в начале «Божественной комедии» Данте встречает в лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу, которые являются аллегорией человеческих страстей – сладострастия, гордыни и алчности.
Слайд 13

ПЕРИФРАЗ - троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется

ПЕРИФРАЗ -

троп, в котором прямое название предмета, человека, явления

заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления.
Солнце русской поэзии – Пушкин
Царь зверей - лев
Слайд 14

Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит в

Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты. Суть их состоит

в особом синтаксическом построении речи.
Риторическое обращение –придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии.
О вы, надменные потомки… (А.Пушкин)
Слайд 15

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - такое построение речи, при котором утверждение высказывается в

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС -

такое построение речи, при котором утверждение

высказывается в форме вопроса.
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
(А.Пушкин)
Слайд 16

АНАФОРА - единоначатие Словно клянете вы дни без просвета, Словно пугают вас ноченьки хмурые… (А.Апухтин)

АНАФОРА -

единоначатие
Словно клянете вы дни без просвета,
Словно пугают

вас ноченьки хмурые…
(А.Апухтин)
Слайд 17

ЭПИФОРА - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы Милый друг,

ЭПИФОРА -

повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы
Милый

друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.
(А.Блок)
Слайд 18

АНТИТЕЗА - противопоставление И день и час, и письменно и устно,

АНТИТЕЗА -

противопоставление
И день и час, и письменно и

устно,
За правду да и нет…
(М.Цветаева)
Слайд 19

ОКСЮМОРОН - соединение логически несовместимых понятий Ты – меня любивший фальшью истины и правдой лжи… (М.Цветаева)

ОКСЮМОРОН -

соединение логически несовместимых понятий
Ты – меня любивший

фальшью истины и правдой лжи…
(М.Цветаева)
Слайд 20

ГРАДАЦИЯ - группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу

ГРАДАЦИЯ -

группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по

принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости
Не жалею, не зову, не плачу…
(С.Есенин)
Слайд 21

ЭЛЛИПСИС - Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения,

ЭЛЛИПСИС -

Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена

предложения, чаще всего сказуемого:
Богаты мы, едва ли с колыбели …
(М.Лермонтов)
Слайд 22

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - расчленение конструкции Любить Родину – значит жить с ней

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ -

расчленение конструкции
Любить Родину – значит жить с

ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.