англиканство(9)

Содержание

Слайд 2

Англика́нство — одно из направлений христианства, появившееся в ходе английской Реформации.

Англика́нство — одно из направлений христианства, появившееся в ходе английской Реформации. Англиканские церкви либо имеют особую

историческую связь с Церковью Англии, либо объединены с ней общими богословием, богослужением и церковной структурой. Термин «англиканство» восходит к латинской фразе ecclesia anglicana, первое упоминание которой относится к 1246 году и означает в дословном переводе на русский язык «Английская церковь». Последователи англиканства именуются англиканами, а также епископалами. Абсолютное большинство англикан принадлежат к церквям, входящим в Англиканское сообщество, которое носит международный характер.
Слайд 3

ТЕРМИНОЛОГИЯ Слово «Англиканство» (Anglicanism) — это неологизм, появившийся в XIX веке.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Слово «Англиканство» (Anglicanism) — это неологизм, появившийся в XIX веке. В основе

его лежит более старинное слово «англиканский». Это слово описывает христианские Церкви по всему миру, находящиеся в каноническом единстве с Престолом Кентебери , их учения и обряды. Впоследствии этот термин стал применяться к тем Церквям, которые провозглашали уникальность своей религиозной и теологической традиции, её отличие как от Восточного Православия, так и от Католицизма или других направлений протестантизма, независимо от их подчиненности Британской короне.
Слайд 4

ИСТОРИЯ Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху»,

ИСТОРИЯ

Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по

воле монарха Генриха VIII, который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом, а также укрепить свою абсолютную власть. Поворотным событием стало провозглашение парламентом в 1534 году независимости английской церкви от римской курии. При Елизавете I была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей»). В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви (с некоторыми оговорками). Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия, а также литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель.

ГЕНРИХ VIII

Слайд 5

В конце XVII — начале XVIII века в англиканстве оформилось два

В конце XVII — начале XVIII века в англиканстве оформилось два

направления: "Высокая церковь», которое настаивало на важности церковных облачений, традиций церковной архитектуры и средневековой музыки во время богослужений и «Низкая церковь», евангелическое течение, которое стремилось минимизировать роль духовенства, таинств и ритуальной части богослужения. В начале XVIII века сторонники проповедника Джона Уэсли из числа евангеликов порвали с англиканством, основав Методистскую церковь, однако многие последователи евангелических взглядов остались внутри матери-церкви.

Джон Уэсли

Слайд 6

ВЕРОУЧЕНИЕ Для англикан «Высокой Церкви» вероучение не было установлено исходя из

ВЕРОУЧЕНИЕ

Для англикан «Высокой Церкви» вероучение не было установлено исходя из учительской

роли церкви, не выведено из теологии основателя, не обобщено в неком исповедании веры. Для них наиболее ранними англиканскими теологическими документами являются молитвенники, которые рассматриваются как результаты глубокой теологической рефлексии, компромисса и синтеза. Они придают особое значение Книге общественного богослужения как основному выражению англиканской доктрины. Принцип, согласно которому молитвенники рассматриваются в качестве руководства по основам веры и религиозной практики, называется латинским выражением «закон молитвы — закон веры». В молитвенниках содержатся основы англиканской доктрины: Апостольский,  Никейский и  Афанасьевский символы веры, Святые писания, Таинства, ежедневные молитвы, катехизис и апостольское преемство в контексте трехступенчатой иерархии.
Англикане-евангелики делают больший упор на 39 статьей англиканского вероисповедония, настаивая на оправдании одной лишь верой и их отрицательным отношением к Римско-католической церкви. Согласно принятым в 1604 году Канонам, все клирики Церкви Англии должны принимать 39 статей в качестве основы вероучения.
Слайд 7

КНИГА ОБЩЕСТВЕННОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ И 39 СТАТЕЙ АНГЛИКАНСКОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ Роль, которую Книга

КНИГА ОБЩЕСТВЕННОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ И 39 СТАТЕЙ АНГЛИКАНСКОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Роль, которую Книга общественного

богослужения и 39 статей англиканского вероисповедания играют как доктринальные источники Церкви Англии, утверждена в Каноне A5 и Каноне C15. Канон А5 — «Of the Doctrine of the Church of England» («О доктрине Церкви Англии») постановляет:
«Доктрина Церкви Англии основана на Святых Писаниях (The Holy Scriptures) и на учении ранних Отцов Церкви (teaching of the ancient Fathers) и Соборов Церкви (Councils of the Church), которое соответствует Святым Писаниям.
Эта доктрина обнаруживается в 39 статьях англиканского вероисповедания, Книге общественного богослужения и Ординале.»[8]
Канон С15 (Of the Declaration of Assent) содержит декларацию, которую произносят клирики и некоторые благословлённые светские служители Церкви Англии, когда они начинают своё служение или принимают новое назначение.
Слайд 8

ЭТОТ КАНОН НАЧИНАЕТСЯ СО СЛЕДУЮЩЕГО ПРЕДИСЛОВИЯ (PREFACE): «ЦЕРКОВЬ АНГЛИИ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ

ЭТОТ КАНОН НАЧИНАЕТСЯ СО СЛЕДУЮЩЕГО ПРЕДИСЛОВИЯ (PREFACE): «ЦЕРКОВЬ АНГЛИИ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ЕДИНОЙ,

СВЯТОЙ, КАФОЛИЧЕСКОЙ И АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ, СЛУЖАЩЕЙ ОДНОМУ ИСТИННОМУ БОГУ, ОТЦУ, СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ. ОНА ИСПОВЕДУЕТ ВЕРУ, УНИКАЛЬНО РАСКРЫТУЮ В СВЯТЫХ ПИСАНИЯХ И УСТАНОВЛЕННУЮ В КАФОЛИЧЕСКИХ СИМВОЛАХ ВЕРЫ. ЭТУ ВЕРУ ЦЕРКОВЬ ПРИЗВАНА ПРОВОЗГЛАШАТЬ НОВОЙ В КАЖДОМ ПОКОЛЕНИИ (TO PROCLAIM AFRESH IN EACH GENERATION). ВЕДОМАЯ СВЯТЫМ ДУХОМ, ОНА НЕСЁТ СВИДЕТЕЛЬСТВО ХРИСТИАНСКОЙ ИСТИНЫ ЧЕРЕЗ СВОИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, 39 СТАТЕЙ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ (THE THIRTY-NINE ARTICLES OF RELIGION), КНИГУ ОБЩЕСТВЕННОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ (THE BOOK OF COMMON PRAYER) И ОРДИНАЛ (THE ORDERING OF BISHOPS, PRIESTS AND DEACONS). ЭТОЙ ДЕКЛАРАЦИЕЙ, КОТОРУЮ ТЫ СОБИРАЕШЬСЯ ПРОИЗНЕСТИ, ПОДТВЕРЖДАЕШЬ ЛИ ТЫ ТВОЮ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ЭТОМУ НАСЛЕДИЮ ВЕРЫ (INHERITANCE OF FAITH) В КАЧЕСТВЕ ТВОЕГО ВДОХНОВЕНИЯ И БОГОВОЖДЕНИЯ (INSPIRATION AND GUIDANCE UNDER GOD) ПО НЕСЕНИЮ БЛАГОДАТИ И ИСТИНЫ ХРИСТА ЭТОМУ ПОКОЛЕНИЮ И СОДЕЛАНИЯ ЕГО ИЗВЕСТНЫМ ТЕМ, КТО ВВЕРЕН ТЕБЕ?»
Слайд 9

В ОТВЕТ НА ЭТО ПРЕДИСЛОВИЕ, ЧЕЛОВЕК, ПРОИЗНОСЯЩИЙ ДЕКЛАРАЦИЮ, ОТВЕЧАЕТ: «I, A.B.,DO

В ОТВЕТ НА ЭТО ПРЕДИСЛОВИЕ, ЧЕЛОВЕК, ПРОИЗНОСЯЩИЙ ДЕКЛАРАЦИЮ, ОТВЕЧАЕТ: «I, A.B.,DO SO

AFFIRM, AND ACCORDINGLY DECLARE MY BELIEF IN THE FAITH WHICH IS REVEALED IN THE HOLY SCRIPTURES AND SET FORTH IN THE CATHOLIC CREEDS AND TO WHICH THE HISTORIC FORMULARIES OF THE CHURCH OF ENGLAND BEAR WITNESS; AND IN PUBLIC PRAYER AND ADMINISTRATION OF THE SACRAMENTS, I WILL USE ONLY THE FORMS OF SERVICE WHICH ARE AUTHORIZED OR ALLOWED BY CANON.»[8] ТАК ЖЕ АВТОРИТЕТНУЮ ПОЗИЦИЮ ПО ВЕРОУЧЕНИЮ ЗАНИМАЮТ АНГЛИКАНСКИЕ ТЕОЛОГИ. ИСТОРИЧЕСКИ, НАИБОЛЕЕ ВЛИЯТЕЛЬНЫМ ИЗ НИХ — ПОМИМО КРАНМЕРА — БЫЛ КЛИРИК И ТЕОЛОГ РИЧАРД ХУКЕР (МАРТ 1554 — 3 НОЯБРЯ 1600), КОТОРЫЙ ПОСЛЕ 1660 ГОДА ИЗОБРАЖАЛСЯ КАК ОТЕЦ-ОСНОВАТЕЛЬ АНГЛИКАНСТВА. И, НАКОНЕЦ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ АНГЛИКАНСТВА СРЕДИ НАРОДОВ НЕАНГЛИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, РАСТУЩИЕ РАЗНООБРАЗИЕ МОЛИТВЕННИКОВ И ИНТЕРЕС К ЭКУМЕНИЧЕСКОМУ ДИАЛОГУ ПРИВЕЛИ К ДАЛЬНЕЙШЕЙ РЕФЛЕКСИИ О ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТАХ АНГЛИКАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. МНОГИЕ АНГЛИКАНЕ РАССМАТРИВАЮТ ЧИКАГО-ЛАМБЕТСКИЙ КВАДРИЛАТЕРАЛ (THE CHICAGO-LAMBETH QUADRILATERAL) 1888 ГОДА КАК SINE QUA NON ИДЕНТИЧНОСТИ АНГЛИКАНСКОГО СООБЩЕСТВА[9]. ВКРАТЦЕ, ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ КВАДРИЛАТЕРАЛА ТАКОВЫ: БИБЛИЯ, КАК СОДЕРЖАЩАЯ ВСЁ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ СПАСЕНИЯ; СИМВОЛЫ ВЕРЫ (АПОСТОЛЬСКИЙ, НИКЕО-ЦАРЕГРАДСКИЙ И АФАНАСЬЕВСКИЙ), КАК ДОСТАТОЧНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ; ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СТАТУС ТАИНСТВ КРЕЩЕНИЯ И ЕВХАРИСТИИ; ИСТОРИЧЕСКИЙ ЕПИСКОПАТ.