Буддизм

Содержание

Слайд 2

История возникновения Буддизм возник в середине 1-го тысячелетия до н. э.

История возникновения

Буддизм возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. на территории Индии.

Условной датой возникновения буддизма является 543 год до н. э., когда Будда вступил в паринирвану. В настоящее время буддизм распространён в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает сотни миллионов последователей.
Традиция связывает возникновение буддизма с именем принца Сиддхартхи Гаутамы.
Слайд 3

На территории нынешнего южного Непала была страна, которой правил род Шакья.

На территории нынешнего южного Непала была страна, которой правил род Шакья.

Главу этого рода, короля этой страны звали Шудддодана Гаутама. Его женой была прелестная Махамая. Махамая ожидала первых родов. Ей приснился странный сон, в которой слоненок благословил ее своим хоботом, что было воспринято, по меньшей мере, как очень благоприятный знак.По традиции, когда подошло время родов, Махамая отправилась к своему отцу. Во время долгого путешествия у нее начались схватки. В маленьком городке Лумбини она попросила своих служанок помочь ей уединиться в роще. Одно большое дерево склонило к ней ветвь, чтобы служить ей опорой в родах. Говорят, роды были почти безболезненными. После родов пролился мягкий дождь, омывший мать и ребенка.
Утверждается, что сразу после родов ребенок обладал полностью трезвым рассудком. Он мог говорить, и сказал маме, что пришел, чтобы освободить все человечество от страданий. Он мог ходить и прошел немного в каждом из четырех направлений. Там, где он ступал, расцветали цветы лотоса. Его назвали Сиддхартха, что означает "тот, кто достигает целей". К сожалению, Махамая умерла всего через семь дней после родов. После этого Сиддхартху воспитывала ее добрая сестра, Махапраджапати.
Король Шуддодана проконсультировался у Аситы, известного оракула относительно будущего своего сына. Асита предсказал, что есть два варианта: либо он станет королем, даже императором, либо он станет великим мудрецом и спасителем человечества. Король очень хотел, чтобы его сын стал королем, как и он сам, и поэтому решил оберегать ребенка ото всего, что могло бы привести его к уходу в религиозную жизнь. Так Сидхартха содержался в одном из трех дворцов; его всегда оберегали от столкновения с тем, что обычные люди считают вполне обыденным - он не видел ни старости, ни болезней, ни смерти, а также от тех, кто посвятил себя духовной практике. Сиддхартху окружали здоровье и красота.
Сиддхартха вырос и стал сильным и мужественным молодым человеком. Как принц из касты воинов он учился военным искусствам. Когда пришло время жениться, он, победив в нескольких состязаниях, добился руки прекрасной принцессы из соседнего королевства. Ее звали Ясодара и они поженились, когда обоим было 16 лет.
Продолжая жить в роскоши своих дворцов, Сиддхартха все больше и больше интересовался тем, что происходит за их стенами. В конце концов, он потребовал, чтобы ему позволили увидеть свои земли и своих подданных. Король тщательно организовал все таким образом, чтобы Сиддхартха и в этом случае не увидел ничего такого, что могло бы увести его в религиозную жизнь и повелел, чтобы принца приветствовали только молодые и здоровые люди.
Его провели через Капилаваттху, столицу, где ему удалось увидеть двух пожилых людей, которые случайно прогуливались неподалеку от процессии. Изумленный и смущенный, он проследовал за ними, чтобы выяснить, кто они такие. Потом он встретил людей, которые были серьезно больны. И в конце концов, на берегу реки он увидел похоронную процессию, и это был первый раз в его жизни, когда он увидел смерть. Он спросил своего друга, помещика Чандаку о смысле увиденного и Чандака рассказал ему о простых истинах, о которых Сиддхартхе следовало бы знать уже давно: все мы стареем, болеем, и, в конечном счете, неизбежно умираем. В возрасте 29 лет Сиддхартха понял, что не будет счастлив, если продолжит жить так, как прежде. Он открыл для себя страдания и больше всего на свете хотел узнать, как можно их преодолеть. Поцеловав свою спящую жену и попрощавшись с новорожденным сыном Рахулой, он вместе со своим другом Чандарой и любимой лошадью Кантакой тайком выбрался из дворца. Он отдал свое богатое одеяние, отстриг длинные волосы, отдал лошадь Чандаре и попросил его вернуться во дворец. Он учился некоторое время у двух знаменитых гуру того времени, но нашел, что в их практиках есть недостатки.  Потом он начал сурово практиковать самоумерщвление в группе из пяти аскетов. Он практиковал шесть лет. Искренность и интенсивность этой практики были столь выдающимися, что эти пять аскетов быстро стали его последователями. Однако не появлялось и намеков на ответы на его вопросы. Он удвоил свои усилия, отказавшись от еды и питья, пока не пришел в близкое к смерти состояние.
Однажды миловидная девушка по имени Суджата увидела этого голодающего монаха и сжалилась над ним. Она предложила ему поесть молочную рисовую кашу, которую принесла с собой. Тогда Сиддхартха понял, что предельные практики, которыми он занимался, никуда его не приведут, что в действительности было бы лучше найти какой-то средний путь между крайностями роскоши и самоумерщвления. Так он ел, пил и купался в реке. Пять аскетов решили, что он оставил свою аскетическую жизнь и пошел дорогой ублажения плоти, и покинули него.
В городке Бодх Гая Сиддхартха решил, что он просидит под неким деревом, пока не найдет ответа вопросы о страданиях. Он просидел много дней, сперва в глубокой концентрации на том, чтобы очистить сознание от отвлечений, затем во внимательной медитации, открывая себя Истине. Говорят, он начал вспоминать прошлые жизни и видеть все, что происходит во вселенной. В майское полнолуние, в момент восхода утренней звезды, Сиддхартха полностью понял, каков ответ на его вопрос о страданиях и стал Буддой, что означает "Тот, кто пробудился".
Слайд 4

Храмы Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название

Храмы

Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название самого храма,

сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран. 
Слайд 5

Буддистский храм Боднатх, Катманду, Непал . Буддистский Храм Истины, Паттайя, Таиланд Храм Махабодхи Цугольский дацан

Буддистский храм Боднатх, Катманду, Непал .

Буддистский Храм Истины, Паттайя, Таиланд

Храм Махабодхи

Цугольский

дацан
Слайд 6

Отличия от других учений и верований В отличие от монотеистических религий

Отличия от других учений и верований

В отличие от монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам), в

буддизме нет:
всемогущего Бога-творца или Бога-личности,
сотворения мира, мир считается «никем не созданным и никем не управляемым»; в то же время вопрос о том, есть ли у мира начало, считается «не имеющим ответа»,
вечной души,
искупления грехов,
безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы,
абсолютной преданности,
религиозной организации, аналогичной церкви (буддийская сангха является сообществом, а не организацией),
единственного мироздания, число миров считается бесконечным,
провидения, за что буддизм иногда характеризуют в качестве «религии-самоспасения»,
непременного отказа последователя от других религий. Последователь буддизма может быть одновременно последователем синтоизма, даосизма и «любой другой религии», при этом не нарушая основ буддийского учения, что является одним из проявлений буддийской толерантности,
Слайд 7

Основная цель Буддизма - это развитие личности (в физическом, психологическом и

Основная цель Буддизма - это развитие личности (в физическом, психологическом и

моральном плане). А наивысшая точка развития - это Просветление ("озарение"). 
Буддизм не отрицает наличия множества Будд (пробужденных). Буддой может стать каждый достигший Просветления. На протяжении веков было много Просветленных и каждого из них можно назвать Буддой. 
Слайд 8

Ветви Буддизма В буддийском течении нет единства, оно состоит из сотен


Ветви Буддизма
В буддийском течении нет единства, оно состоит из

сотен школ. Можно выделить три главных направления:
Махаяна – Великая колесница (в которую входит Ваджраяна – Алмазная колесница)
Тхеравада – Малая колесница (иногда её называют Хинаяна, но её последователи являются противниками этого названия)
Тибетский буддизм (ламаизм)
Первое направление является самым многочисленным. На начало нашего века 56% буддистов являлись адептами Великой колесницы.
Со второго направления и зародилась буддийская религия. Его послушниками являются 38% буддистов в мире.
Тибетский буддизм исповедуют 6% верующих.
Слайд 9

Основные понятия в буддизме Сансара — это колесо земных перевоплощений всех

Основные понятия в буддизме
 Сансара — это колесо земных перевоплощений всех живых

существ. В процессе этого жизненного круговорота душа должна «расти». Сансара  всецело зависит от ваших прошлых поступков, вашей кармы.
Карма — это ваши совершения в прошлом, благородные и не очень. Например, перевоплотиться можно в высшие формы: в воина, человека или божество, а можно в низшие формы: животное, голодный дух или жителя ада, т.е. карма напрямую зависит от ваших действий. Достойные деяния влекут перевоплощения в высшие виды. Конечным итогом сансары является нирвана.
Нирвана — это состояние просветления, осознанности, наивысшего духовного бытия. Нирвана освобождает нас от кармы.
Дхарма — это учение Будды. Дхарма — это поддержание мирового порядка всеми живыми существами. У каждого свой путь и надо ему следовать в соответствии с этическими нормами. Поскольку буддизм — очень мирная религия, то этот аспект невероятно важен: не вреди другому.
Сангха — это община буддистов, которые придерживаются правил и законов учения Будды.
Слайд 10

Основные истины, открытые Буддой заключались в следующем: Вся жизнь человека —

Основные истины, открытые Буддой заключались в следующем:
Вся жизнь человека — страдание. Эта

истина основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.
Причина страдания — наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни.
Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды. Не есть ли это одновременно и прекращение жизни? Буддизм избегает прямого ответа на этот вопрос. По поводу нирваны высказываются только отрицательные суждения: это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть. Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения душ. В позднейшем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении.
Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называют срединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти. Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.
Слайд 11

Священная литературы и представления об устройстве мира Учение буддизма изложено в

Священная литературы и представления об устройстве мира
Учение буддизма изложено в

ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Ти-питака» или «Трипитака», что означает «три корзины». Буддийские тексты первоначально записывались на пальмовых листьях, которые складывали в корзины. Канон записан на языке пали. По произношению пали относится к санскритскому так же, как итальянский к латинскому. Канон состоит из трех частей.
Винайя-питака, содержит этическое учение, а также сведения о дисциплине и церемониале; сюда входит 227 правил, по которым должны жить монахи;
Сутта-питака, содержит учение Будды и популярную буддийскую литературу, включающую «Дхаммападу», что означает «путь истины» (антология буддийских притч), и «Джатаку» — собрание рассказов о предыдущих жизнях Будды;
Абидхамма-питака, содержит метафизические представления буддизма, философские тексты, в которых излагается буддийское понимание жизни.
Слайд 12

Распространение буддизма В мире буддизм исповедуют только 250 миллионов человек. Район

Распространение буддизма

В мире буддизм исповедуют только 250 миллионов человек. Район распространения

буддизма географически ограничен — районы Центральной и Восточной Азии (Монголия, часть верующих Китая, Непал, Мьянма, часть верующих, проживающих в Индокитае, Индии) .
Слайд 13

Слайд 14

НАРОДЫ В РФ, КОТОРЫЕ ИСПОВЕДУЮТ БУДДИЗМ: Буряты, Тувинцы, Калмыки.

НАРОДЫ В РФ, КОТОРЫЕ ИСПОВЕДУЮТ БУДДИЗМ: Буряты, Тувинцы, Калмыки.