Керамика

Содержание

Слайд 2

Керамика - материалы на основе глин, обоженные до камнеподобного состояния

Керамика - материалы на основе глин, обоженные до камнеподобного состояния

Слайд 3

Виды керамики Тонкая фарфор фаянс полуфарфор тонкокаменные изделия майолика Грубая гончарные массы и изделия из них

Виды керамики

Тонкая
фарфор
фаянс
полуфарфор
тонкокаменные изделия
майолика

Грубая
гончарные массы и

изделия из них
Слайд 4

Тонкая керамика. Фарфор Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) —

Тонкая керамика. Фарфор


Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый

для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук.
Слайд 5

Слайд 6

Виды фарфора: 1. Твердый фарфор Используется для изготовления бытовой столовой и

Виды фарфора:

1. Твердый фарфор Используется для изготовления бытовой столовой и чайно-кофейной

посуды, изоляторов высоковольтных линий электропередач,санитарно- технических и художественно- декоративных изделий.
Слайд 7

2. Низкотемпературный фарфор Применяется для изготовления посуды для общественного питания.

2. Низкотемпературный фарфор
Применяется для изготовления посуды для общественного питания.

Слайд 8

Костяной фарфор 3. Мягкий фарфор Для тонкостенной чайной и кофейной посуды,

Костяной фарфор

3. Мягкий фарфор
Для тонкостенной чайной и кофейной посуды, художественно-декоративных

изделий.
Разновидность мягкого фарфора- костяной фарфор
Вырабатывают подарочные чашки с блюдцами (кофейные, чайные) и художественные изделия.

Мягкий фарфор

Слайд 9

4. Бисквитный фарфор Неглазированный с матовой поверхностью. Применяется для изготовления скульптур, барельефов, сувениров.

4. Бисквитный фарфор

Неглазированный с матовой поверхностью. Применяется для изготовления скульптур, барельефов,

сувениров.
Слайд 10

5. Цветной фарфор получают введением в состав керамической массы красящих пигментов (голубой, розовый, синий и др.)

5. Цветной фарфор получают введением в состав керамической массы красящих пигментов

(голубой, розовый, синий и др.)
Слайд 11

Фаянс Тонкокерамические изделия с пористым черепком белого цвета с желтоватым оттенком.

Фаянс

Тонкокерамические изделия с пористым черепком белого цвета с желтоватым оттенком. Не

просвечивает, при ударе издает короткий глухой звук. Применяют фаянс для изготовления столовой посуды, бытовой сантехники, облицовочных плиток.
Слайд 12

Полуфарфор Имеет белый или окрашенный полуспекшийся черепок, не просвечивает, издает низкий

Полуфарфор

Имеет белый или окрашенный полуспекшийся черепок, не просвечивает, издает низкий звук

при ударе. Из него вырабатывают посуду, художественно-декоративные изделия (вазы, скульптуры, пепельницы, сувениры), бытовую сантехнику.
Слайд 13

Майолика Изделия на основе фаянсовых или гончарных масс, покрытые цветными непрозрачными глазурями.

Майолика

Изделия на основе фаянсовых или гончарных масс, покрытые цветными непрозрачными глазурями.


Слайд 14

Терракота Терракота (от итал. terra — земля, глина и cotta —

Терракота

Терракота (от итал. terra — земля, глина и cotta — обожжённая)

— керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, облицовочные плитки и архитектурные детали.
Терракота изготовляется из особых сортов глины, которая после обжига приобретает характерную фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой) и цвет (от чёрного и красно-коричневого до светлого кремового).
В современной скульптуре терракота особенно часто используется как материал для пластики малых форм, позволяющий сохранить в законченном произведении выразительный лаконизм и живую непосредственность этюда.
Слайд 15

Изделия из терракоты

Изделия из терракоты

Слайд 16

Грубая керамика Гончарные массы Вырабатывают из глин с песком (до 20%)

Грубая керамика Гончарные массы

Вырабатывают из глин с песком (до 20%) в качестве

отощающего материала. Имеют крупнозернистый черепок различных оттенков красно-коричневого цвета. Водопоглощение до 15-18%.Применяются для изготовления гончарной посуды, кирпича, черепицы, строительных керамических труб, облицовочной плитки.
Слайд 17

Слайд 18

Шамот Шамот (франц. chamotte) — огнеупорная глина или каолин, обожжённые до

Шамот

Шамот (франц. chamotte) — огнеупорная глина или каолин, обожжённые до потери

пластичности, удаления химически связанной воды и той или иной степени спекания. Иногда шамотом называют также некоторые другие исходные материалы для производства огнеупоров, обожжённые с целью окускования порошков (нередко в смеси с глиной) и стабилизации свойств материала (высокоглинозёмистый, корундовый, цирконовый «шамот»).
В практике художественной керамики шамотом часто называют пластичную массу на основе глин разного состава с добавлением 30-40% собственно шамотной крошки крупностью 0,2-2,5 мм, а также готовые обожженные изделия из этой массы: шамотные вазы.
Слайд 19

Шамот: получение Шамот получают обжигом (преимущественно при 1300—1500 °С) во вращающихся,

Шамот: получение

Шамот получают обжигом (преимущественно при 1300—1500 °С) во вращающихся, шахтных

или других печах исходного сырья в виде естественных кусков или брикетов, приготовленных на ленточных, вальцевых и других прессах. Степень спекания шамота характеризуется водопоглощением, которое обычно составляет от 2—3 до 8—10% (для «низкожжённого» шамота 20—25%).
Слайд 20

Изделия из шамота

Изделия из шамота

Слайд 21

Методы выработки керамических изделий Литье в гипсовые формы

Методы выработки керамических изделий

Литье в гипсовые формы

Слайд 22

Пластическое формование. Получают изделия, имеющие форму тел вращения. Может быть механическое

Пластическое формование. Получают изделия,
имеющие форму тел вращения. Может быть

механическое
(для плоских изделий) и ручное (на гончарном круге)
Слайд 23

Полусухое прессование. Получают кирпич, керамическую плитку

Полусухое прессование. Получают кирпич, керамическую плитку

Слайд 24

Сушка и обжиг Сушка повышает прочность полуфабриката и подготовляет его к

Сушка и обжиг

Сушка повышает прочность полуфабриката и подготовляет его к обжигу.

Влажность доводится до 1-2%. При слишком быстрой или неравномерной сушке возможны деформация или образование трещин.
Обжиг формирует структуру черепка и свойства керамических изделий. Обычно проводят двукратный обжиг. Первый обжиг - утильный – для твердого фарфора является предварительным (900-1000оС), для мягкого фарфора (1260оС), фаянса (1250-1280оС), майолики (990-1100оС) – основным, определяющим их свойства. Второй - политой – обжиг твердого фарфора (1350-1420оС) имеет целью завершение физико-химических превращений компонентов, окончательное формирование черепка и глазури, ее зеркальный разлив. При политом обжиге мягкого фарфора, фаянса и майолики происходит плавление и закрепление глазури.
Слайд 25

Декорирование керамических изделий Декорирование изделий является завершающей стадией производства фарфоровых и

Декорирование керамических изделий

Декорирование изделий является
завершающей стадией
производства фарфоровых и
фаянсовых

изделий,
заключающейся в нанесении
на неокрашенный полуфабрикат
специальных разделок двумя
методами: ручным и
полумеханизированным.
Слайд 26

Декорирование Декорируют керамические изделия посредством окрашивания массы в розовый, голубой, зеленый

Декорирование

Декорируют керамические изделия посредством окрашивания массы в розовый, голубой, зеленый цвета,

нанесение декоративных глазурей (цветных, «кракле», кристаллических, матовых и др.), рельефными и углубленными рисунками, но чаще всего раскрашиванием.
Основными видами разделок являются следующие.
Слайд 27

полоски различной ширины. Усик - до 1 мм, отводка 2-4 мм, лента - свыше 5 мм)

полоски различной ширины. Усик - до 1 мм, отводка 2-4

мм, лента - свыше 5 мм)
Слайд 28

печать - одноцветный графический рисунок, наносимый на столовую фаянсовую посуду

печать - одноцветный графический рисунок, наносимый на столовую фаянсовую посуду

Слайд 29

мелкий штамп - мелкий графический или плоскостной рисунок краской или золотом

мелкий штамп - мелкий графический или плоскостной рисунок краской или золотом

трафарет

- плоскостной рисунок, наносимый аэрографом через прорези трафарета

декалькомания (деколь) – многоцветные рисунки, переносимые со специальной литографской бумаги. Краски лежат тонким слоем, плавный переход оттенков

Слайд 30

декалькомания (деколь) –

декалькомания (деколь) –

Слайд 31

шелкография – одноцветные или многоцветные рисунки, наносимые на изделия через сетчатые

шелкография – одноцветные или многоцветные рисунки, наносимые на изделия через сетчатые

трафареты. Краска ложится толстым слоем, мелкие элементы рисунков (штрихи, точки) хорошо различимы
Слайд 32

живопись – рисунки кистью или агатовым пером. Краска ложится неравномерно, заметны следы мазков кистью

живопись – рисунки кистью или агатовым пером.
Краска ложится неравномерно, заметны

следы мазков кистью
Слайд 33

крытье – нанесение краски на изделие. Может быть сплошным, с прочисткой

крытье – нанесение краски на изделие. Может быть сплошным, с прочисткой

(незакрашенными частями поверхности), с ( нанесением рисунков на прочисткой и раскраской незакрашенные поверхности), полукрытье (закрашена половина изделия широкой полосой), нисходящее и восходящее ( с плавным усилением или ослаблением окраски сверху вниз).