Лекция_№5_Юзабилити_тестирование

Содержание

Слайд 2

Решаем истинные задачи План лекции Что такое юзабилити ➜ Зачем его

Решаем истинные задачи

План лекции

Что такое юзабилити ➜
Зачем его тестировать ➜
Что именно

тестировать ➜
Как это тестировать ➜
Как развиваться в юзабилити тестировании ➜
Слайд 3

Решаем истинные задачи Юзабилити (ISO 9241-11) - степень, с которой продукт

Решаем истинные задачи

Юзабилити (ISO 9241-11) - степень, с которой продукт может

быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворенностью

Что такое юзабилити

Слайд 4

Решаем истинные задачи Критерии юзабилити (ISO 9241-11) Эффективность Решаемые операции Процент

Решаем истинные задачи

Критерии юзабилити (ISO 9241-11)
Эффективность
Решаемые операции
Процент ошибок
Продуктивность
Скорость использования
Скорость обучения
Удовлетворенность

Что такое

юзабилити
Слайд 5

Решаем истинные задачи Тестируем, чтобы улучшить юзабилити, а улучшить, чтобы: увеличить

Решаем истинные задачи

Тестируем, чтобы улучшить юзабилити, а улучшить, чтобы:
увеличить производительность;
уменьшить затраты

на обслуживание;
уменьшить время и затраты на обучение;
уменьшить время и затраты на развитие;
увеличить удовлетворенность клиента:
увеличить продажи и доходы.

Зачем тестировать юзабилити

Слайд 6

Решаем истинные задачи Юзабилити-тестирование — это набор методов и инструментов, позволяющих

Решаем истинные задачи

Юзабилити-тестирование — это набор методов и инструментов, позволяющих измерить

характеристики взаимодействия пользователя с продуктом для оценки уровня реализации пользовательских свойств (юзабилити) продукта

Что именно тестировать

Слайд 7

Решаем истинные задачи 1. Наименования 2. Архитектура 3. Первое знакомство и

Решаем истинные задачи

1. Наименования
2. Архитектура
3. Первое знакомство и доступность
4. Эффективность

Что именно

тестировать
Слайд 8

Решаем истинные задачи Прежде чем приступить к тестированию, необходимо проанализировать продукт

Решаем истинные задачи

Прежде чем приступить к тестированию, необходимо проанализировать продукт и

его пользователей
Анализ продукта:
Что он делает? Что с ним делают?

Как тестировать юзабилити

SMS-ки
Набор сообщений
Сохранение шаблонов
Удаление входящих
Календарь
...

Звонят (99%)
Хвастаются (98%)
Заводят будильник (65%)
Отправляют SMS (58%)
Играют (28%)
Проверяют почту (5%)
Смотрят погоду (0,6%)

Слайд 9

Решаем истинные задачи Прежде чем приступить к тестированию, необходимо проанализировать продукт

Решаем истинные задачи

Прежде чем приступить к тестированию, необходимо проанализировать продукт и

его пользователей
Анализ пользователей:
Клиенты и пользователи
Знания, квалификация
Ментальные модели
Что используют
Как используют

Как тестировать юзабилити

Слайд 10

Решаем истинные задачи Критерии юзабилити (ISO 9241-11) Эффективность Решаемые операции Процент

Решаем истинные задачи

Критерии юзабилити (ISO 9241-11)
Эффективность
Решаемые операции
Процент ошибок
Продуктивность
Скорость использования
Скорость обучения
Удовлетворенность

Как тестировать

юзабилити
Слайд 11

Решаем истинные задачи Методы Числовые оценки (скорости, ошибок, шагов, элементов и

Решаем истинные задачи

Методы
Числовые оценки (скорости, ошибок, шагов, элементов и т.д.)
Соответствие критериям

(определение соответствия принципам юзабилити)
Пользовательское тестирование (сбор метрик, тестовые задания, анкеты)

Как тестировать юзабилити

Слайд 12

Решаем истинные задачи Числовые оценки GOMS - goals, objects, methods, and

Решаем истинные задачи

Числовые оценки
GOMS - goals, objects, methods, and selection
K

= 0.2 Нажатие клавиши (включая ее поиск)
P = 1.1 Перемещение курсора на нужную позицию
H = 0.4 Смена способа ввода (мышь, клавиатура)
M = 1.35 Ментальная подготовка (поиск, понимание)
R = ? Отклик системы

Как тестировать юзабилити

Слайд 13

Решаем истинные задачи Задание: заказать билет куда угодно на 15 апреля

Решаем истинные задачи

Задание: заказать билет куда угодно на 15 апреля туда

и на 1 мая обратно.
расчет реальное время
Без календаря M KK KK KKKK M H P K H M KK KK KKKK 9,35 cек 9,5 сек
С календарем M PK M PK M PK 7,95 сек 6,5 сек

Как тестировать юзабилити

Слайд 14

Решаем истинные задачи Числовые оценки Закон Фиттса Время достижения цели прямо

Решаем истинные задачи

Числовые оценки
Закон Фиттса
Время достижения цели прямо пропорционально дистанции до

цели и обратно пропорционально размеру цели
T — среднее время, затрачиваемое на совершение действия
a — среднее время запуска/остановки движения
b — величина, зависящая от типичной скорости движения
D — дистанция от точки старта до центра цели
W — ширина цели, измеренная вдоль оси движения
Демонстрация http://fww.few.vu.nl/hci/interactive/fitts/

Как тестировать юзабилити

Слайд 15

Решаем истинные задачи Числовые оценки Закон Хика Логарифмическая зависимость между временем

Решаем истинные задачи

Числовые оценки
Закон Хика
Логарифмическая зависимость между временем реакции и количеством

объектов, из которых нужно выбрать (чем меньше элементов в меню, тем меньше времени занимает выбор одного из них)
T = a + b * log2(n + 1)
T — это общее время реакции,
a и b — константы, которые описывают индивидуальные особенности восприятия, такие как задержка перед выполнением задания и индивидуальный коэффициент скорости принятия решения,
n — количество равнозначных альтернативных вариантов, из которых нужно выбрать.

Как тестировать юзабилити

Слайд 16

Решаем истинные задачи Соответствие критериям (метрики, принципы, чек-листы, гайдлайны) Элементы выбора

Решаем истинные задачи

Соответствие критериям (метрики, принципы, чек-листы, гайдлайны)
Элементы выбора
Чек-бокс | Галочка

| Флажок
Булевые значения (Да/Нет)
Radio button | Радио-кнопка | Переключатель
Выбор из 3+ элементов
Выбор из 2-х, если они не булевые, как в чек-боксе
Выпадающий список
Выбор одного из 5+
Возможен мультивыбор
Используется вместо радио-кнопок, чтобы не нагромождать интерфейс

Как тестировать юзабилити

Слайд 17

Решаем истинные задачи Соответствие критериям (метрики, принципы, чек-листы, гайдлайны) Типичные ошибки

Решаем истинные задачи

Соответствие критериям (метрики, принципы, чек-листы, гайдлайны)
Типичные ошибки в элементах

выбора

Как тестировать юзабилити

Слишком много элементов
в radio-button
Чек-боксы с непонятным
вторым значением
Выпадающие списки,
когда мало значений
Нет поиска по выпадающему
списку, когда много значений

Слайд 18

Решаем истинные задачи Соответствие критериям (метрики, принципы, чек-листы, гайдлайны) Меню Главное

Решаем истинные задачи

Соответствие критериям (метрики, принципы, чек-листы, гайдлайны)
Меню
Главное меню - выбор

операции, выбор нового окна
Контекстное меню - выбор операции над конкретным элементом, набор операций зависит от типа/состояния элемента
Ошибки:
Слишком много элементов
Слишком большой уровень вложенности
Для регулярно используемого ПО –
невозможность настройки меню под себя

Как тестировать юзабилити

Слайд 19

Решаем истинные задачи Соответствие критериям (метрики, принципы, чек-листы, гайдлайны) Ввод данных

Решаем истинные задачи

Соответствие критериям (метрики, принципы, чек-листы, гайдлайны)
Ввод данных
Строковые/числовые поля -

разрешенные символы, подсказки по размеру, типу данных, выделение обязательных полей
Текстовые поля - регулировка размера поля, информация об ограничениях, о возможных способах форматирования
Ошибки:
Непонятно, что можно и нельзя вводить
Неудобный размер/шрифт,
и нельзя поменять
Нет проверок/ограничений

Как тестировать юзабилити

Слайд 20

Решаем истинные задачи Соответствие критериям (метрики, принципы, чек-листы, гайдлайны) Гайдлайны Гайдлайн

Решаем истинные задачи

Соответствие критериям (метрики, принципы, чек-листы, гайдлайны)
Гайдлайны
Гайдлайн – это документ,

содержащий свод основных принципов и правил рекомендуемого использования визуальных и иных идентификаторов бренда в различных коммуникациях и на разных носителях
Google - https://material.io/design/
Apple - https://developer.apple.com/design/human-interface-guidelines/
Windows - https://docs.microsoft.com/ru-ru/windows/apps/desktop/
IBM Carbon Design System - https://www.carbondesignsystem.com/

Как тестировать юзабилити

Слайд 21

Решаем истинные задачи Пользовательское тестирование (сбор метрик, тестовые задания, анкеты) Когда?

Решаем истинные задачи

Пользовательское тестирование (сбор метрик, тестовые задания, анкеты)
Когда?
промежуточное тестирование (решение

обрело достаточную детализацию)
полное тестирование (тестирование готового продукта)
Какой формат?
неформальные сеансы обратной связи (поясняются идеи и выслушиваются соображения пользователя)
более строгие методы юзабилити-тестирования (пользователи решают определенный набор задач)

Как тестировать юзабилити

Слайд 22

Решаем истинные задачи Этапы пользовательского тестирования: Определение проблемы - что с

Решаем истинные задачи

Этапы пользовательского тестирования:
Определение проблемы - что с продуктом не

так?
Формирование гипотез - почему у пользователей возникают проблемы?
Определение метрик - что будет измеряться?
Определение персонажей и сценариев - кто и как взаимодействует с интерфейсом?
Отбор сценариев - по частоте использования, по критичности функционала, по регулярности ошибок и жалоб, по субъективным ощущениям в необходимости изменений
Подбор респондентов

Как тестировать юзабилити

Слайд 23

Решаем истинные задачи Этапы пользовательского тестирования: Заполнение анкеты - точно ли

Решаем истинные задачи

Этапы пользовательского тестирования:
Заполнение анкеты - точно ли подходят респонденты?
Инструктирование


Тестирование
Заполнение анкеты после тестирования (либо прямо во время тестирования)
Анализ полученных данных
Определение проблем и выбор решений

Как тестировать юзабилити

Слайд 24

Решаем истинные задачи Анкетирование По результатам Как тестировать юзабилити

Решаем истинные задачи

Анкетирование
По результатам

Как тестировать юзабилити

Слайд 25

Решаем истинные задачи Анкетирование По словам Устаревший – Эффективный – Нечеткий

Решаем истинные задачи

Анкетирование
По словам
Устаревший – Эффективный – Нечеткий – Неудобный –

Замусоренный – Тусклый – Яркий – Чистый – Прямой – Ясный – Непоследовательный – Неуправляемый – Привлекательный – Стандартный – Управляемый – Хороший – Интуитивный – Веселый – Любительский – Неэффективный – Опасный – Скучный – Радостный – Безопасный – Жесткий – Раздражающий – Треугольный – Неприятный – Комфортабельный – Холодный – Умный – Бесполезный – Халтурный – Теплый – Светлый – Последовательный – Загадочный – Качественный – Интересный – Ненадежный – Гибкий – Красивый – Некрасивый – Непривлекательный – Полезный – Глупый – Запутанный – Удобный – Понятный – Непредсказуемый – Четкий – Тяжелый – Современный – Легкий – Дружественный – Нестандартный – Плохой – Надежный – Сложный – Простой – Темный – Профессиональный – Медленный – Круглый – Печальный – Недружественный – Предсказуемый – Непонятный – Быстрый – Головоломный – Грустный – Приятный

Как тестировать юзабилити

Слайд 26

Решаем истинные задачи Анкетирование По оценкам Как тестировать юзабилити

Решаем истинные задачи

Анкетирование
По оценкам

Как тестировать юзабилити

Слайд 27

Решаем истинные задачи Инструменты для проведения пользовательского тестирования Ведение проекта -

Решаем истинные задачи

Инструменты для проведения пользовательского тестирования
Ведение проекта - Trello
Запись экрана

- OBS Studio (или любой другой аналогичный продукт)
Анкетирование + Задания для тестирования - TypeForm, Google Формы
Удаленное управление экраном - TeamViewer, Google Remote Desktop

Как тестировать юзабилити

Слайд 28

Решаем истинные задачи Что развивать? Техники в юзабилити Применение гайдлайнов и

Решаем истинные задачи

Что развивать?
Техники в юзабилити
Применение гайдлайнов и чек-листов
Использование числовых

методов
Анализ продуктов через принципы юзабилити

Как развиваться в юзабилити тестировании

Слайд 29

Решаем истинные задачи Что развивать? Предметная область Игры в пользователей Работа

Решаем истинные задачи

Что развивать?
Предметная область
Игры в пользователей
Работа в пользователей
Душевные беседы
Участие

во внедрении
Помощь техподдержке

Как развиваться в юзабилити тестировании

Слайд 30

Решаем истинные задачи Что развивать? UT - сфера Книжки и блоги

Решаем истинные задачи

Что развивать?
UT - сфера
Книжки и блоги
Конкуренты
Эталонные продукты
Привычные решения
Ментальные

модели

Как развиваться в юзабилити тестировании

Слайд 31

Решаем истинные задачи Что развивать? Чувство прекрасного Выставки и галереи Художественные

Решаем истинные задачи

Что развивать?
Чувство прекрасного
Выставки и галереи
Художественные издания
Теория искусств
Архитектура
Анализ интерфейсов

Как

развиваться в юзабилити тестировании