Чувственное и рациональное познание

Содержание

Слайд 2

Чувственное познание Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в

Чувственное познание

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате

деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания
Слайд 3

Формы чувственного познания: 1. Ощущение – это отражение отдельных сторон, свойств

Формы чувственного познания:

1.     Ощущение – это отражение отдельных сторон, свойств объекта.

Ощущение является исходным пунктом познавательного процесса и представляет собой непосредственную связь человека с внешним миром.
2.     Восприятие – более высокая форма познания, которая представляет собой отражение предмета в целом.
3.     Представление – высшая форма, которая характеризуется возможностью воспроизведения ранее воспринятых объектов. Особенность представления в том, что оно содержит элемент обобщения и тем самым сближается с рациональной формой.
Слайд 4

Рациональное познание Рациональное познание называется логическим или абстрактным мышлением. Это высшая

Рациональное познание

Рациональное познание называется логическим или абстрактным мышлением. Это высшая форма

познания, благодаря которой субъект проникает в сущность предметов и явлений. 
Слайд 5

Формы рационального познания: Понятие – есть определенная мысль, в которой зафиксированы

Формы рационального познания:

Понятие – есть определенная мысль, в которой зафиксированы общие

и существенные свойства объекта. Например: различные понятия, категории науки, обыденного сознания («электрический ток» как направленное движение электронов в проводнике, или «дом» как жилище человека).
Суждение – это определенная мысль, в которой чтолибо отрицается или утверждается. Например, металл электропроводен.
Умозаключение – это вывод из двух или более суждений нового суждения. Существует два вида умозаключения: индукция и дедукция.
Индукция – умозаключение на основе движения мысли от частных высказываний к общим. Например, железо проводит электрический ток, медь проводит электрический ток. Вывод: металлы электропроводны.
Дедукция – умозаключение на основе движения мысли от общего к частному высказыванию. Например, металлы электропроводны, медь – металл, следовательно, медь проводит электрический ток.
Слайд 6

Основные направления в теории познания

Основные направления в теории познания

Слайд 7

Сенсуализм Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе

Сенсуализм

Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств,

а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками.
Например, какое новое знание мы получаем из вывода «Золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «Все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.
Слайд 8

Представители сенсуализма Протагор — древнегреческий философ, софист. Эпикур Джон Локк Этьен Бонно де Кондильяк

Представители сенсуализма

Протагор — древнегреческий философ, софист.
Эпикур
Джон Локк
Этьен Бонно де Кондильяк

Слайд 9

Рационализм Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные

Рационализм

Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на

чувственном опыте, недостоверны.
Например, опыт подтверждает, что брошенный камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.
И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуется оптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем.
Слайд 10

Представители рационализма

Представители рационализма

Слайд 11

Скептицизм Скептицизм выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности

Скептицизм

Скептицизм выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности познания

мира, но сомневается в том, что это возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем.
Персидский поэт Омар Хайям (1048-1122) писал о мире так:
Все. что видишь ты. — видимость только одна,
Только форма — а суть никому не видна.
Смысл этих картинок понять не пытайся -
Сядь спокойно в сторонку и выпей вина.
Основы для скептической аргументации были предложены еще философами Древней Греции:
чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения, напри мер то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;
чувствам нельзя доверять также из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас, например преломление образа предмета на границе воздушной и водной сред создает обман зрения;
нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности; следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.
Слайд 12

Представители скептицизма

Представители скептицизма

Слайд 13

Агностицизм В агностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный

Агностицизм

В агностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант

пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма — философия И. Канта, согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.
Современная наука придерживается оптимистического взгляда на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, хотя абсолютная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней.
Что же считается первичным в процессе научного познания — чувства или разум? Хотя сенсуализм и рационализм противоречат друг другу, их обычно принято рассматривать как дополняющие друг друга направления, составляющие единство. В гаком ракурсе вопрос о первичности чувств или разума в познании снимается, и они могут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира.
Слайд 14

Представители агностицизма

Представители агностицизма