Художественная культура Нового Времени

Содержание

Слайд 2

Родиной барокко считается Рим, а наиболее яркие образцы архитектуры этого стиля

Родиной  барокко  считается Рим, а наиболее
яркие образцы архитектуры этого
стиля были созданы

в Италии, Испании,
Португалии, Южной Германии, Чехии,
Польше, Литве, испанских и португальских
колониях в Латинской Америке. Во всех
этих странах католическая церковь имела
очень большое влияние и, таким образом,
барокко  стал стилем, который она взяла на
вооружение.
Слайд 3

Началом нового стиля обычно считают строительство небольшой церкви ордена иезуитов —

Началом нового стиля обычно считают строительство небольшой церкви
ордена иезуитов — Иль

Джезу в Риме, начатое в 1568 г. по проекту
Джакомо Виньолы. Процесс рождения нового стиля можно наблюдать на
выходящем на небольшую площадь главном фасаде, выполненном в 1575 г. По
проекту Джакомо делла Порта: колонны и пилястры сдвигаются друг к
другу, группируются попарно, разрывается антаблемент, поверхность
фасада перегружается сильными ритмическими элементами.
Слайд 4

Самыми выдающимися мастерами барокко в Италии были Лоренцо Бернини, создавший грандиозный

Самыми выдающимися мастерами  барокко  в Италии были Лоренцо Бернини, создавший грандиозный

ансамбль Площади Святого Петра в Риме и другие постройки, включая многочисленные скульптуры и фонтаны,
Слайд 5

И Франческо Борромини, по проектам которого были построены церкви Сан Карло

И Франческо Борромини, по проектам которого были
построены церкви Сан Карло алле

Кватро Фонтане, церковь
Сант- Иво алла Сапиенца в Риме и др.
Слайд 6

Во Франции, создан один из самых замечательных Барочных дворцовых ансамблей —

Во Франции, создан один из самых замечательных
Барочных дворцовых ансамблей — Версаль

(1668-
1689), ставший образцом для роскошных загородных
резиденций европейских монархов, включая и русских.
Слайд 7

Здание Дворца, построенного по проекту архитекторов Луи Лево и Ардуэна Мансара,

Здание Дворца, построенного по проекту архитекторов Луи Лево и
Ардуэна Мансара, сочетает

классическую ясность и строгость объемов с
барочной организацией внутреннего пространства главной Зеркальной галереи,
рамки которого иллюзорно расширяются за счет зеркал и росписей. Обилие позолоты,
скульптуры и живописи в интерьерах в дальнейшем станет излюбленным приемом
архитектуры  барокко . В плафонной живописи изображение небесного свода с
ангелочками и облаками в перспективе передано настолько точно, что трудно определить,
где проходит граница реального пространства, а где начинается иллюзия реальности.
Слайд 8

В XVIIIв барокко приживается и в России. Новые манеры царского двора

В XVIIIв  барокко
приживается и в России.
Новые манеры царского
двора и нового русского
дворянства,

которые со
времен Петра I настойчиво
вводили в обиход на Руси,
требовали и европейского
типа дворцов, где можно было
устраивать роскошные балы,
торжественные приемы,
давать богатые обеды. Сам
Петр I больше тяготел к
Протестантской
сдержанности архитектуры
Голландии, но его дочь,
Елизавета Петровна,
склонялась к формам пышного
итальянского  барокко . В годы
ее правления (1741-1761) были
созданы лучшие образцы
русского  барокко ,
отличавшегося от
итальянского мирской
жизнерадостностью и
отсутствием религиозного
мистицизма, а от немецкого
или австрийского —
подчеркнутой
масштабностью и
монументальным размахом
архитектурных ансамблей.
Слайд 9

Самым выдающимся архитектором русского барокко был Франческо Бартоломео Растрелли. Только он

Самым выдающимся
архитектором
русского  барокко  был Франческо
Бартоломео Растрелли. Только
он смог построить для Елизаветы
такой

дворец в Царском Селе,
который соответствовал бы ее
запросам и вкусу. Сам фасад
дворца настолько сильно
ритмически расчленен мощными
«ударами» белых колонн,
выделяющихся на голубом фоне,
что ни о какой монотонности не
может быть и речи. Только
присмотревшись, можно увидеть
за хором колонн и пилястров
традиционное трехризалитное
построение здания дворца.
Слайд 10

Главный зал дворца — Большая галерея (17 м шириной, 47 м

Главный зал дворца —
Большая
галерея (17 м
шириной, 47 м длиной, 7 м
высотой,

общей площадью
800 кв. м) без единой
внутренней опоры. Помимо
настоящих окон, здесь еще
есть фальшивые — зеркала,
искусственно расширяющие
огромное внутреннее
пространство. Узоры
наборного паркета,
деревянная позолоченная резьба,
роспись плафона — все в этом зале
поражает изысканностью, выдающей
руку гениального мастера. Все
комнаты во дворце разные, есть и
китайская, и малиновая, и знаменитая
Слайд 11

и знаменитая Янтарная комната — чудо света, подаренное Петру I в 1716 г. прусским королем.

и знаменитая
Янтарная
комната —
чудо света,
подаренное Петру I в 1716 г.
прусским королем.

Слайд 12

Из других построек Растрелли нельзя не упомянуть знаменитый Зимний дворец с

Из других построек Растрелли нельзя не упомянуть знаменитый
Зимний дворец с великолепной

парадной лестницей, где архитектор
использовал те же эффекты фальшивых окон — зеркал для зрительного расширения
пространства, и Смольный собор в Петербурге. Стиль Растрелли невозможно не
узнать. Даже в небольших постройках, таких, как собор Смольного монастыря, он
сумел создать яркое, жизнерадостное, приподнятое настроение, живую игру света и
цвета, торжественный ритм форм, изысканный силуэт пятиглавого завершения.
Слайд 13

В разных странах барокко проявлялось по-разному, но свойственные ему характерные черты

В разных странах  барокко  проявлялось по-разному, но свойственные ему характерные черты

и формальные признаки можно обнаружить повсеместно. Это сложные криволинейные планы, загущенные колонны, заменившие плоские пилястры Возрождения, разорванный антаблемент, ритмическое разнообразие и насыщенность, мощная пластика стен, бурное движение, борьба масс и пространства, вовлечение в него и внешнего пространства, создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем, создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых — в загородных резиденциях, обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур, богатая игра цвета и света. Это стиль, основанный на применении классических архитектурных ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.