Содержание
- 2. Арабо-мусульманский тип культуры 1. Общая характеристика. 1.1. Периодизация. 1.2. Географическое положение. 1.3. Оазисы. 2. Джахилийа 3.
- 3. 5. Исламизация и арабизация. 5.1. Арабский Халифат. 5.2. Раскол. 5.3. Споры о верховной власти. 5.4. Омейяды.
- 4. 1. Общая характеристика. 1.1. Периодизация. Поскольку любая культура описывается ценностями, которые характеризуют ее культурное пространство, и
- 5. Поэтому на некоторых чертах его биографии необходимо остановиться подробнее, чтобы понять, каким образом через человека проходят
- 6. 1.2. Географическое положение. Прежде, несколько слов о географическом положении и ландшафте, в котором образуется арабо-мусульманская культура.
- 7. Когда-то Аравия являлась частью Африканского континента, но сотни миллионов лет назад Африку разделила гигантская трещина, которую
- 8. 1.3. Оазисы. Можно выделить два знаменитых оазиса, которые осуществляли посреднические торговые операции между разными странами. Через
- 9. Помимо двух арабских племен аус и хазрадж, здесь обитало много евреев, которые имели несколько кланов и
- 10. 2. Джахилийа. Этот период мусульманская традиция называет временем невежества и грубости. Джахилийа – собственно доисламская эпоха,
- 11. Ладан, мирра, бальзам, корица, а также жемчуг, кораллы, драгоценные камни обменивались на красное и эбеновое дерево
- 12. 3. Мекканский период. 3.1. Великое начало. Этот период аравийской истории и культуры получил свое название в
- 13. Мекка
- 14. Таким образом, плану двинуться из Йемена (Южная Аравия) через Хиджаз (Западная Аравия) в Йасриб и оттуда
- 15. Ни греческий император, ни персидский царь не могли знать, что в эту легендарную ночь в доме
- 16. 3.2. Ранние годы Мухаммада. МУХАММАД происходил из рода хашим племени курайшитов, хранителей мекканского святилища, но главенствовал
- 17. Здесь уже он целенаправленно знакомится с религиозными общинами, образом жизни, идеологией. Встречается с христианскими монахами. Немаловажную
- 18. Медина
- 19. 3.3. Встреча на горе Хира. Ближе к сорока годам, когда высвобождается время от трудов праведных, и,
- 20. В 610 г., предаваясь ночным бдения в пещере горы Хира близ Мекки, Мухаммаду нисходит откровение. Вот
- 21. 3.4. Первая мусульманская община. Слова МУХАММАДА были восприняты домашними, признавшими в нем пророка. И первая община
- 22. Но вскоре влиятельная верхушка курайшитов почувствовала в общине серьезного соперника, и настороженность язычников – носителей традиционных
- 23. 3.5. Ночное путешествие и вознесение. Накануне переселения в Йасриб Мухаммад испытал сильнейшее переживание ал-исра ва-л-мирадж –
- 24. Он предстал перед троном Аллаха, но сам не видел его и общался с ним через завесу.
- 25. 3.6. Начало мусульманской эры. 26 июля 622 г. считается началом мусульманской эры. Это год переселения Мухаммада
- 26. Ансамбль Шахи-Зинда (10-11 вв) в Самарканде
- 27. 4. Мединский период. 4.1. Кибла. В Медине изменился общественный статус Мухаммада. Из проповедника новой веры он
- 28. На второй год хиджры Мухаммад переориентировал киблу – направление молитвы, для совершения которой сначала по понятным
- 29. 4.2.День Различения. Подчинение Мекки, религиозного центра Западной Аравии, по сути, начинается с экономических войн. Мухаммад периодически
- 30. Осенью он изгнал из Медины еще одно иудейское племя, обвинив их в нарушении союзнического договора. Их
- 31. 4.3. Подчинение Мекки. Весной 628 г. Мухаммад вышел из Медины с большим отрядом, объявив, что намерен
- 32. Мухаммад совершает семикратный объезд Каабы, положив два земных поклона, выпивает воды из священного источника Замзам и
- 33. 4.4. «Год посольств». Примирившись с мекканцами, избравшими веру ислама, и значительно расширив земли мусульманской общины, пророк
- 34. 4.5. «Прощальное» паломничество. На 10 год хиджры (март 632 г.) Мухаммад совершает полное «великое паломничество» в
- 35. После полуденной молитвы он обратился с речью к паломникам, повторяя важнейшие положения ислама: Жизнь и собственность
- 36. После полуденной молитвы он обратился с речью к паломникам, повторяя важнейшие положения ислама: Жизнь и собственность
- 37. Как гласит традиция, Мухаммад призвал слушателей не изменять исламу и после его смерти. Все, что делал
- 38. 5. Исламизация и арабизация. 5.1. Арабский Халифат. Кончина пророка стала тяжким испытанием для ислама. Мухаммад не
- 39. Абу Бакру пришлось действовать в смутные времена отступничества, однако, он организовал ряд походов и усмирил неверных,
- 40. Шах Файсай (Исламабад)
- 41. 5.2. Раскол. Выдвижение халифской родни на ключевые посты и выплаты, которые ОСМАН производил из общей казны
- 42. 5.3. Споры о верховной власти. В Битве Верблюда 656 г. близ Басры Али нанес поражение войску
- 43. Они выступили и против Али, и против Муравийи. Хариджиты избрали своего халифа Абдаллаха ибн Вахба, рядового
- 44. 5.4. Омейяды. После скоротечного правления ХАСАНА, старшего сына АЛИ, власть в халифате перешла к Омейядам (661
- 45. В состав Халифата вошли древние развитые культуры – византийская с ее эллинистическим и римским наследием, арамейская,
- 46. Минарет аль-Мальвия в Самарре (Ирак) Высота свеше 50 метров Возведен в 840-850г Минарет Бухаре (Узбекистан) Высота
- 47. Михраб
- 48. Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме. 691
- 49. Мечеть Омейядов. Внутренний двор
- 51. Дом для омовений Интерьер дома для омовений Люстра
- 52. Мечеть пророка в Меддине Мечеть в Мадресе
- 53. 5.5. Аббасиды. Окончательное сложение мусульманского суннитского богословия и культурный расцвет Халифата приходится на эпоху Аббасидов (750
- 54. В Багдадском Халифате арабы, кроме потомков Мухаммада, утратили свое исключительное положение в обществе, – их уровняли
- 55. 6. Коран. 6.1. Собирание проповедей Пророка. Смыслообразующим ядром исламского мира является Коран (Священное Писание), на котором
- 56. Ближайшие сподвижники Мухаммада записывали отдельные проповеди на пергаменте, верблюжьих лопатках, черепках. АБУ БАКР поручил писцу пророка
- 57. 6.2. Структура Корана. Структуру книги составляют 114 СУР (глав), отделяющихся друг от друга БАСМАЛОЙ. Главы расположены
- 58. Для удобства чтения и запоминания Коран делится на 30 разделов и 60 полуразделов. К X в.
- 59. 7. Сунна. Помимо Священного Писания вероучение ислама обладает священным Преданием – Сунной, путем или примером посланника
- 60. Свидетельства Абу Хурайры, который имел сотни учеников и передал около 3500 тыс. рассказов, Аиши, писца Зайда,
- 61. 8. Шесть опор. Исследование Корана и Сунны позволило мусульманам выделить шесть опор, на котором зиждется символ
- 62. Вера в существование ангелов как части незримого мира. Ангелы суть чисто духовные и совершенные создания, чье
- 63. 9. Пять столпов веры. Обрядность ислама опирается на пять столпов: ШАХАДА – исповедание веры. САЛЯТ (ат)
- 64. 10. Мусульманское право. На Коран и Сунну опирается учение о «правильном пути» (шариат), который рассматривается с
- 65. По спорным делам они опрашивали широкий круг сподвижников пророка, сравнивали полученный результаты и обсуждали их между
- 66. 11. Суфизм. Суфизм – это мистико-философское течение VIII в. в исламе как суннитского, так и шиитского
- 67. В X – XI в. учение о тарикате получает законченную форму, появляются положения об «остановках» на
- 68. 12. Художественная культура. Художественная культура классического исламского мира своеобразна: в ней нет живописи, так как запрещалось
- 69. В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи естественным образом включались в любовные
- 70. С X в. здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены коранические
- 71. Кулильница в форме льва, 11-12 вв., медь
- 72. Жерло фонтана в виде льва, 12 в
- 73. Шкатулка Аль-Магира, 986 г., слоновая кость
- 74. Керамическое блюдо, 10 в
- 75. Тарелка с изображением знаменосца, 10 в Чаша из Ирана, 12-13 вв.
- 76. Ковер с изображением животных (Иран 16 в) Поскольку живопись не получила значительного развития, ограничиваясь орнаментом, изобразительное
- 77. Тадж Махал в Агре
- 78. Золотая Мечеть Богдад
- 79. Медресе Шир-Дор в Самарканде
- 80. Медресе Муххамада Амин хана (Хивы) Медресе Шир-Дор (Самарканд)
- 81. 13. Фальсафа (философия). Исламская культура богата философскими традициями. Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд внесли свой вклад
- 82. Большинство трудов арабо-испанского философа ИБН РУШДА (Аверроэс) – комментарии к сочинениям Аристотеля. Философия мусульманского средневековья ориентирована
- 83. 14. Наука. Огромный вклад в европейскую цивилизацию внесла Исламская Испания (от начала VIII в. до середины
- 84. Абд ар-Рахман ΙΙΙ был страстно увлечен как религиозными, так и мирскими науками. Он был полон решимости
- 85. Небесная сфера (1144 – 1145, отлита из медного сплава, покрыта резьбой и инкрустирована серебром, Лувр), подписанная
- 86. Как свидетельствует надпись, каталог, на который ссылался Юнус, является первым переводом работы Птолемея на арабском языке,
- 87. Планисфера Аль-Идриси считалась первой научной картой мира. Планисфера Аль-Идриси
- 89. Скачать презентацию
Арабо-мусульманский тип культуры
1. Общая характеристика.
1.1. Периодизация.
1.2. Географическое положение.
1.3.
Арабо-мусульманский тип культуры
1. Общая характеристика.
1.1. Периодизация.
1.2. Географическое положение.
1.3.
2. Джахилийа
3. Мекканский период.
3.1. Великое начало.
3.2. Ранние годы Мухаммада.
3.3. Встреча на горе Хира.
3.4. Первая мусульманская община.
3.5. Ночное путешествие и вознесение.
3.6. Начало мусульманской эры.
4. Мединский период.
4.1. Кибла.
4.2. День Различения.
4.3. Подчинение Мекки.
4.4. «Год посольств».
4.5. «Прощальное» паломничество.
5. Исламизация и арабизация.
5.1. Арабский Халифат.
5.2. Раскол.
5.3. Споры
5. Исламизация и арабизация.
5.1. Арабский Халифат.
5.2. Раскол.
5.3. Споры
5.4. Омейяды.
5.5. Аббасиды.
6. Коран.
6.1. Собирание проповедей пророка.
6.2. Структура Корана.
7. Сунна.
8. Шесть опор.
9. Пять столпов веры.
10. Мусульманское право.
11. Суфизм.
12. Художественная культура.
13. Фальсафа (философия).
14. Наука.
1. Общая характеристика.
1.1. Периодизация.
Поскольку любая культура описывается ценностями, которые характеризуют ее
1. Общая характеристика.
1.1. Периодизация.
Поскольку любая культура описывается ценностями, которые характеризуют ее
Арабо-мусульманским типом культуры называют культуру, которая сложилась на основе последней по времени возникновения мировой религии – ИСЛАМА (первая половина VII в.). Его становление полно драматических событий, которые определили дальнейший ход развития этой культуры. И здесь узловым моментом истории, отправной точкой отсчета становится судьба основоположника ислама – МУХАММАДА.
Поэтому на некоторых чертах его биографии необходимо остановиться подробнее, чтобы понять,
Поэтому на некоторых чертах его биографии необходимо остановиться подробнее, чтобы понять,
В связи с этим приводим периодизацию становления арабо-мусульманской культуры, которая включает в себя ее важнейшие этапы, обусловленные судьбой Мухаммада и судьбами ислама:
джахилийа (доисламская эпоха)
мекканский период (570 – 622) (начало мусульманской эры)
мединский период (622 – 632)
исламизация (VII - VIII в.)
расцвет культуры в эпоху Аббасидов (750 – 1258)
1.2. Географическое положение.
Прежде, несколько слов о географическом положении и ландшафте, в
1.2. Географическое положение.
Прежде, несколько слов о географическом положении и ландшафте, в
Аравийский полуостров – то место на карте мира, где впервые возникает ислам. Местные жители называют это пространство «аль-Джазира аль-араб», т.е. «остров арабов», поскольку Аравия отделена от остального мира морями и пустынями. Такое название говорит само за себя: эта отгороженность способствовала возникновению на протяжении тысячелетий особой культурной среды. Но реальный полуостров, самый большой по площади в мире, представляет собой гигантское плато. Большая часть его занята пустынями и полупустынями с пересыхающими летом руслами рек. В центре – обширное нагорье, где летом температура превышает 50º С. Внутренние районы засушливы, засуха нередко длится годами. Такое географическое положение создает определенную среду обитания, которой и объясняется однородность населения, выражающаяся в культурной и религиозной близости живущих в почти экстремальных условиях племен.
Когда-то Аравия являлась частью Африканского континента, но сотни миллионов лет назад
Когда-то Аравия являлась частью Африканского континента, но сотни миллионов лет назад
Большинство населения арабов («лихой наездник») составляли кочевые племена бедуинов, верблюжьи и конные отряды которых грабили караваны, считая свою добычу вполне законной. Но были и оседлые городские племена. В трудных природных условиях преимущественным занятием арабских племен было скотоводство.
1.3. Оазисы.
Можно выделить два знаменитых оазиса, которые осуществляли посреднические торговые операции
1.3. Оазисы.
Можно выделить два знаменитых оазиса, которые осуществляли посреднические торговые операции
Помимо двух арабских племен аус и хазрадж, здесь обитало много евреев,
Помимо двух арабских племен аус и хазрадж, здесь обитало много евреев,
2. Джахилийа.
Этот период мусульманская традиция называет временем невежества и грубости. Джахилийа
2. Джахилийа.
Этот период мусульманская традиция называет временем невежества и грубости. Джахилийа
По данным археологов люди обитали на аравийском полуострове еще в X в. до н.э. Эту землю в античности называли «Счастливая Аравия». Здесь найдено множество письменных свидетельств о царях и войнах, торговых экспедициях, поклонении божествам и строительстве городов (города обносились стенами из гигантских каменных глыб и защищались мощными башнями). Аравитяне сооружали плотины, выкладывали камнями террасы на горных склонах и засыпали их плодородной землей из долин. Их можно назвать искусными земледельцами.
Географическое положение помогало развитию торговли. Древнейшие Сабейское и Минейское царства выступали торговыми посредниками между Западом и Востоком.
Ладан, мирра, бальзам, корица, а также жемчуг, кораллы, драгоценные камни обменивались
Ладан, мирра, бальзам, корица, а также жемчуг, кораллы, драгоценные камни обменивались
Когда в дельте Нила и в Месопотамии зарождались мощные цивилизации, в плодородных долинах Аравии на юго-западе полуострова возникали первые древние государства. К концу II тыс. до н.э. культура Аравии достигла высокого уровня: применялось алфавитное письмо, на юге сложилась традиция монументальной архитектуры, фрески и скульптуры изображали людей и животных. Позднее, общаясь с греко-римским, а потом и византийским миром, арабы познакомились с иудаизмом и христианством, распространившимся на полуострове во II – V вв. Тогда же полуостров оказывается в центре ирано-византийского противостояния. Торговля и города приходят в упадок. Подъем в Аравии происходит вместе с зарождением новой веры – ислама – в конце VII в., история возникновения которого связана с важнейшими событиями в жизни его основателя – МУХАММАДА ибн Абдаллаха.
3. Мекканский период.
3.1. Великое начало.
Этот период аравийской истории и культуры получил
3. Мекканский период.
3.1. Великое начало.
Этот период аравийской истории и культуры получил
Мекка
Мекка
Таким образом, плану двинуться из Йемена (Южная Аравия) через Хиджаз (Западная
Таким образом, плану двинуться из Йемена (Южная Аравия) через Хиджаз (Западная
Воспользовавшись неудачей африканских союзников Византии, персидский царь выдворил их из Йемена и на некоторое время установил там свое владычество. В эту же самую ночь 570-го года, когда рука судьбы истребила союзников его врага, совершилось еще одно дурное предзнаменование: все священные сосуды в дворцовом храме были опрокинуты и разбиты, и символ верховного божества иранцев Ахурамазды – никогда негасимый огонь – внезапно потух… Так, 570 год входит в историю, как год рождения новой религиозно-политической силы, впоследствии объединившей народы Востока и покончившей с вековечной распрей греческого и персидского владычеств разрушением обоих.
Ни греческий император, ни персидский царь не могли знать, что в
Ни греческий император, ни персидский царь не могли знать, что в
В данном случае для культурологии не столь важно, было в действительности или нет, это мистическое стечение обстоятельств в одной узловой точке истории, важно другое, а именно культурно-исторический смысл данной легенды, в которой удостоверяется как предопределенный факт пророческой миссии Мухаммада.
3.2. Ранние годы Мухаммада.
МУХАММАД происходил из рода хашим племени курайшитов, хранителей
3.2. Ранние годы Мухаммада.
МУХАММАД происходил из рода хашим племени курайшитов, хранителей
Эти первые впечатления возбудили в нем то напряжение духовных сил, которое его подготовило к великой миссии создателя новой религии. С 15 лет он сам зарабатывает себе на пропитание: пасет овец, торгует, ходит с караванами. В 21 год получает репутацию амина – надежного человека. Позднее, став приказчиком у богатой вдовы Хадидже, совершает второе путешествие в Сирию по ее торговым делам.
Здесь уже он целенаправленно знакомится с религиозными общинами, образом жизни, идеологией.
Здесь уже он целенаправленно знакомится с религиозными общинами, образом жизни, идеологией.
Общий догмат иудеев и христиан о единобожии способствовал кристаллизации монотеистической идеи у Мухаммада. Но с другой стороны, послужила дополнительным стимулом поиска своего истинного пути к богу их взаимная неприязнь друг к другу, основанная на обвинении в заблуждении, в следовании неверным путем. Стержневым моментом Корана является критика тех сторон иудаизма и христианства, по которым они вели ожесточенные споры. Будущее избранничество Мухаммада подготавливалось цепью различных событий, в том числе и тем, когда он вместе с сородичами занимался перестройкой святилища КААБЫ: вынимал священный Черный камень, а потом собственноручно водружал его на прежнее место.
Медина
Медина
3.3. Встреча на горе Хира.
Ближе к сорока годам, когда высвобождается время
3.3. Встреча на горе Хира.
Ближе к сорока годам, когда высвобождается время
И до Мухаммада в Аравии были праведники-пророки (ханифы), которые отвергали племенных богов и их идолов, верили в единого бога, но не считали себя ни христианами, ни иудеями. И Мухаммад стремится восстановить древний завет Авраама в среде аравитян. Он призывает отдать себя воле Аллаха, единому и всемилостивейшему, а так же соблюдать завещанные им нормы жизни, к числу которых относит неприятие ростовщичества, соблюдение честности в торговле и справедливости в отношении к бедным.
Поначалу он считает иудеев и христиан своими единомышленниками, поскольку все они верят в единого бога, отвергая идолопоклонство; внимают божественному откровению, снисходящему через пророков; признают наличие греха и воздаяния, ожидая судного дня в конце времен, уготавливающего рай праведным и ад грешникам.
В 610 г., предаваясь ночным бдения в пещере горы Хира близ
В 610 г., предаваясь ночным бдения в пещере горы Хира близ
Он увидел на краю неба свет, и ангел окликнул его трижды: «Читай!», вручая свиток священного Корана. Глас небесный обращался прямо к нему: «О Мухаммад! Ты – посланник Аллаха, а я – Джибрил». Но Мухаммад был безграмотным, поэтому воспринял откровение на слух. Читай, т.е. повторяй вслед (Коран – араб. чтение вслух). Так было ниспослано сакральное знание, и потом через уста Мухаммада, своего пророка и посланника, Аллах говорил с людьми.
Мухаммад поведал близким о случившемся, о всемогуществе господнем, о наступлении судного дня; призвал подчиниться его воле, т.е. стать МУСУЛЬМАНИНОМ, очиститься от грехов и творить добрые дела. Эта ночь первого Откровения получила название Лайлат ал-Кадр – ночь решения судьбы, могущества и славы, которую отмечает мусульманский мир 27 числа месяца рамадана.
3.4. Первая мусульманская община.
Слова МУХАММАДА были восприняты домашними, признавшими в нем
3.4. Первая мусульманская община.
Слова МУХАММАДА были восприняты домашними, признавшими в нем
Постепенно новая вера начала принимать гласный характер, и через несколько лет со склона горы ас-Сафа Мухаммад обратился к мекканцам с первой открытой проповедью. Объявив себя Посланником Божьим, он призвал к почитанию Единого Бога – АЛЛАХА, ар-Рахмана (Милостивого), ар-Рахима (Милосердного). Это были первые из Прекрасных имен бога (всего их 99). Добавление к ним слова абд («раб», служитель) составило основную часть мусульманского словаря имен.
Но вскоре влиятельная верхушка курайшитов почувствовала в общине серьезного соперника, и
Но вскоре влиятельная верхушка курайшитов почувствовала в общине серьезного соперника, и
610 – 620 годы – это время борьбы между традиционным языческим обществом Мекки и исламом. Часть мусульман укрылась в христианской Эфиопии. Сам Мухаммад готов был идти к компромиссу: признать местных богинь дочерьми Аллаха, но вскоре понял, что это положение нарушает закон единобожия. Мекканцы поклялись не иметь ничего общего с родом посланника, хашимитами, не заключать браки, не торговать. Записанную на кожаном свитке клятву поместили в КААБЕ. Вскоре умерли старейшина хашимитов Абу Талиб, покровитель Мухаммада, и жена пророка Хадиджа. Все это заставило искать поддержки за пределами Мекки. В оазисе Йасриб он и нашел ее, когда 12 представителей племен аус и хазрадж во время ежегодного сезона традиционного языческого паломничества в Мекку встретились с Мухаммадом и дали ему клятву в верности и помощи.
3.5. Ночное путешествие и вознесение.
Накануне переселения в Йасриб Мухаммад испытал сильнейшее
3.5. Ночное путешествие и вознесение.
Накануне переселения в Йасриб Мухаммад испытал сильнейшее
Он предстал перед троном Аллаха, но сам не видел его и
Он предстал перед троном Аллаха, но сам не видел его и
3.6. Начало мусульманской эры.
26 июля 622 г. считается началом мусульманской эры.
3.6. Начало мусульманской эры.
26 июля 622 г. считается началом мусульманской эры.
Ансамбль Шахи-Зинда (10-11 вв) в Самарканде
Ансамбль Шахи-Зинда (10-11 вв) в Самарканде
4. Мединский период.
4.1. Кибла.
В Медине изменился общественный статус Мухаммада. Из проповедника
4. Мединский период.
4.1. Кибла.
В Медине изменился общественный статус Мухаммада. Из проповедника
На второй год хиджры Мухаммад переориентировал киблу – направление молитвы, для
На второй год хиджры Мухаммад переориентировал киблу – направление молитвы, для
Теперь же кибла указывала в сторону Мекки, туда, где была родина пророка, и из которой он был изгнан. Само по себе это означало, что возвращение предопределено помыслами, подкрепленными молитвой, обращенной к священным местам предков и древней Каабе. Мусульмане построили первую мечеть в пригороде Медины – Куба. Предстоятелем на молитве (ИМАМОМ) в ней был Мухаммад, которого заменяли АБУ БАКР или Омар. Первым муаззином, призывавшем к молитве, стал бывший раб, эфиоп Билал.
Но Мухаммад был не только духовным руководителем, но и предводителем воинства, постепенно подчинившего исламу всю Аравию.
4.2.День Различения.
Подчинение Мекки, религиозного центра Западной Аравии, по сути, начинается с
4.2.День Различения.
Подчинение Мекки, религиозного центра Западной Аравии, по сути, начинается с
625 г. известен реваншем при горе Ухуд после того, как в руки мусульман попал груз мекканского серебра. В этой битве Мухаммад был ранен.
Осенью он изгнал из Медины еще одно иудейское племя, обвинив их
Осенью он изгнал из Медины еще одно иудейское племя, обвинив их
В 627 г. в союзе с бедуинскими племенами и иудеями, изгнанными из Медины, мекканцы предприняли крупный поход. Началась осада Медины, вошедшая в историю как Битва у Рва, – мусульмане окружили город глубоким рвом, непроходимым для бедуинской конницы. Осада приняла затяжной и мучительный характер. Но искусной дипломатией Мухаммада раздоры в стане врагов усугублялись: он использовал традиционную неприязнь бедуинов к мекканцам из-за зависимого от них положения. К тому же на осаждавших обрушился холодный ураганный ветер, бедуины покинули лагерь, и вскоре осада была снята. Мало кто сомневался теперь, что бог на стороне мусульман. Для верующих в дело ислама настало время решающего выступления.
4.3. Подчинение Мекки.
Весной 628 г. Мухаммад вышел из Медины с большим
4.3. Подчинение Мекки.
Весной 628 г. Мухаммад вышел из Медины с большим
В 629 г. в соответствии с Худайбийским договором Мухаммад совершает малое паломничество, а в 630 Мекка почти без сопротивления сдается.
Мухаммад совершает семикратный объезд Каабы, положив два земных поклона, выпивает воды
Мухаммад совершает семикратный объезд Каабы, положив два земных поклона, выпивает воды
4.4. «Год посольств».
Примирившись с мекканцами, избравшими веру ислама, и значительно расширив
4.4. «Год посольств».
Примирившись с мекканцами, избравшими веру ислама, и значительно расширив
4.5. «Прощальное» паломничество.
На 10 год хиджры (март 632 г.) Мухаммад совершает
4.5. «Прощальное» паломничество.
На 10 год хиджры (март 632 г.) Мухаммад совершает
После полуденной молитвы он обратился с речью к паломникам, повторяя важнейшие
После полуденной молитвы он обратился с речью к паломникам, повторяя важнейшие
Жизнь и собственность мусульман неприкосновенны;
Запрещено отдавать и принимать деньги или имущество в рост;
Отменяется кровная месть, и прежние кровные счеты подлежат забвению;
Все мусульмане – братья;
Вставные месяцы в лунный календарь, чтобы привести его в соответствие с солнечным, – грех;
Поклоняться идолам в святых местах – все равно, что поклоняться Шайтану;
Мужья должны заботиться о своих женах и наставлять их.
После полуденной молитвы он обратился с речью к паломникам, повторяя важнейшие
После полуденной молитвы он обратился с речью к паломникам, повторяя важнейшие
Жизнь и собственность мусульман неприкосновенны;
Запрещено отдавать и принимать деньги или имущество в рост;
Отменяется кровная месть, и прежние кровные счеты подлежат забвению;
Все мусульмане – братья;
Вставные месяцы в лунный календарь, чтобы привести его в соответствие с солнечным, – грех;
Поклоняться идолам в святых местах – все равно, что поклоняться Шайтану;
Мужья должны заботиться о своих женах и наставлять их.
Как гласит традиция, Мухаммад призвал слушателей не изменять исламу и после
Как гласит традиция, Мухаммад призвал слушателей не изменять исламу и после
Все, что делал пророк во время прощального паломничества, легло в основу обряда, соблюдаемого теми, кто совершает ХАДЖЖ к святым местам. Т.о. Мекка становится религиозным центром ислама, запретным для всех «неверных» местом ритуального паломничества мусульман по образцу Мухаммада, который вскоре и умер на 11 год хиджры (8 июля 632 г.). Его могила находится в ограде Мечети Пророка в Медине. С его смертью прекращается непосредственное вмешательство Аллаха в жизнь исламской общины и так заканчивается первый этап эпохи классического ислама.
5. Исламизация и арабизация.
5.1. Арабский Халифат.
Кончина пророка стала тяжким испытанием для
5. Исламизация и арабизация.
5.1. Арабский Халифат.
Кончина пророка стала тяжким испытанием для
Абу Бакру пришлось действовать в смутные времена отступничества, однако, он организовал
Абу Бакру пришлось действовать в смутные времена отступничества, однако, он организовал
После смерти первого халифа его преемником становится ОМАР (634 – 644), «халиф халифа», которому община единодушно присягает на верность. За годы его правления в мусульманское государство вошли Сирия, Месопотамия, Палестина, Египет – области, где жили пророки, о которых говорится в Коране.
Третьим халифом становится ОСМАН (644 – 656), выбранный советом, назначенным Омаром перед смертью. При нем государство продолжало расширять свои границы. На Средиземном море военный флот успешно действовал против Византии. Пала держава Сасанидов. Мусульмане закрепились в Северной Африке вплоть до Туниса и в Закавказье.
Шах Файсай
(Исламабад)
Шах Файсай
(Исламабад)
5.2. Раскол.
Выдвижение халифской родни на ключевые посты и выплаты, которые ОСМАН
5.2. Раскол.
Выдвижение халифской родни на ключевые посты и выплаты, которые ОСМАН
После падения Османа в исламском мире возник глубокий раскол. Близкие родственники пророка полагали, что только религиозная святость дает право на власть, а эта святость передается лишь через прямых наследников Мухаммада. В 656 г. представители Египта и Ирака предложили избрать новым халифом АЛИ ибн Абу Талиба, двоюродного брата пророка, женатого на его дочери Фатиме. Однако с этим решением согласились не все. Вокруг Али сплотились недовольные халифатом, создав партию ШИИТОВ. Так Али положил начало имамату, и в Халифате началась многолетняя смута.
5.3. Споры о верховной власти.
В Битве Верблюда 656 г. близ Басры
5.3. Споры о верховной власти.
В Битве Верблюда 656 г. близ Басры
Они выступили и против Али, и против Муравийи. Хариджиты избрали своего
Они выступили и против Али, и против Муравийи. Хариджиты избрали своего
5.4. Омейяды.
После скоротечного правления ХАСАНА, старшего сына АЛИ, власть в халифате
5.4. Омейяды.
После скоротечного правления ХАСАНА, старшего сына АЛИ, власть в халифате
Омейядские халифы продолжили завоевания, начатые их предшественниками. При них исламу покорилась вся Северная Африка, мусульманские отряды через Гибралтар (Гебель ал-Тарик – «скала Тарика», пролив, названный в честь мусульманского полководца) высадились в Испании, вторглись во Францию. На Востоке воины ислама захватили Хорезм, Бухару, Самарканд и др. города Центральной Азии. Утвердились в Армении, Азербайджане, Западной Грузии, совершали набеги на земли хазаров на границах Южной Руси. Исламские крепости строились на Инде и на европейском берегу Атлантики.
В состав Халифата вошли древние развитые культуры – византийская с ее
В состав Халифата вошли древние развитые культуры – византийская с ее
При Омейядах народы, вошедшие в исламское государство, приводятся к форме мусульманской культуры. Складываются каноны мусульманского
зодчества. В Иерусалиме был возведен позолоченный купол Мечети Скалы (Мусджид ас-Сахра, 691 г.). В Дамаске (Дамасский Халифат) Церковь Святого Иоанна стала ядром Мечети Омейядов (705). Вновь была перестроена Мечеть Пророка. Теперь направление
на Каабу внутри МЕЧЕТИ стало обозначаться специальной нишей – МИХРАБ, а призыв на молитву (АЗАН) – возглашаться МУЭЗЗИНОМ с башен первых МИНАРЕТОВ.
Сложились основы мусульманской государственности – военной мощи, управления, налогообложения, денежного обращения, судопроизводства. Развилась исламская наука – теология, которой занимались мусульманские ученые – улама. И хотя ОМАР II стремился примирить династию с хариджитами, сторонниками Али и Абасидами, пришло время новой эпохи.
Минарет
аль-Мальвия
в Самарре (Ирак)
Высота
свеше 50 метров
Возведен в 840-850г
Минарет
Минарет
аль-Мальвия
в Самарре (Ирак)
Высота
свеше 50 метров
Возведен в 840-850г
Минарет
(Узбекистан)
Высота 48 метров
Возведен в 1127 г.
Минарет
Вазир Кхано
(Лахор)
Михраб
Михраб
Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме. 691
Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме. 691
Мечеть Омейядов. Внутренний двор
Мечеть Омейядов. Внутренний двор
Дом для омовений
Интерьер дома для омовений
Люстра
Дом для омовений
Интерьер дома для омовений
Люстра
Мечеть пророка в Меддине
Мечеть в Мадресе
Мечеть пророка в Меддине
Мечеть в Мадресе
5.5. Аббасиды.
Окончательное сложение мусульманского суннитского богословия и культурный расцвет Халифата приходится
5.5. Аббасиды.
Окончательное сложение мусульманского суннитского богословия и культурный расцвет Халифата приходится
В битве у среднеазиатской речки Талас в 751 г. мусульмане наносят сокрушительное поражение китайской армии, после чего ислам в Центральной Азии восторжествовал окончательно. Мусульманские книгоиздатели стали переходить на бумагу, изобретенную в Китае, отказавшись от пергамента.
В Багдадском Халифате арабы, кроме потомков Мухаммада, утратили свое исключительное положение
В Багдадском Халифате арабы, кроме потомков Мухаммада, утратили свое исключительное положение
Важным фактором распространения и укрепления арабо-мусульманской культуры была исламизация, быстроте которой способствовал экономический фактор: после переходе в ислам христиане Византии и зороастрийцы Ирана платили в казну халифата только десятину, а не мусульмане обязаны были выплачивать более тяжелый поземельный налог и подушную подать. Другим важным фактором распространения культуры стала арабизация, которая проявлялась в расселении арабских племен на захваченных территориях и приводе в гарем представительниц местного населения при уничтожении его мужской части. Арабизации способствовало и то, что арамейское население Сирии и Ирака говорило на близком арабскому языке. А главное – Коран имел свое сакральное значение только на языке оригинала, переводить книгу запрещалось, поэтому приходилось изучать ее в подлиннике. Знание языка давало многочисленные преимущества: на службе, в торговле ит.д. Так арабский язык становится в халифате скрепляющим культуру в единое целое средством коммуникации.
6. Коран.
6.1. Собирание проповедей Пророка.
Смыслообразующим ядром исламского мира является Коран (Священное
6. Коран.
6.1. Собирание проповедей Пророка.
Смыслообразующим ядром исламского мира является Коран (Священное
Ниспослание от Господа миров.
Разве же и этим Повествованием вы небрежете?
(56: 80 – 81).
Сначала пророк передавал услышанное посвященным, по мере роста общины откровения передавалось по памяти из уст в уста. Знающие Коран наизусть стали называться хафизами. Первым хафизом был сам пророк. Многие из хафизов полегли в битвах с лже-пророками, чтобы сохранить Коран для будущих поколений.
Ближайшие сподвижники Мухаммада записывали отдельные проповеди на пергаменте, верблюжьих лопатках, черепках.
Ближайшие сподвижники Мухаммада записывали отдельные проповеди на пергаменте, верблюжьих лопатках, черепках.
6.2. Структура Корана.
Структуру книги составляют 114 СУР (глав), отделяющихся друг от
6.2. Структура Корана.
Структуру книги составляют 114 СУР (глав), отделяющихся друг от
Для удобства чтения и запоминания Коран делится на 30 разделов и
Для удобства чтения и запоминания Коран делится на 30 разделов и
Итак, в Коране заключены ценности и нормативы арабо-мусульманской культуры как ее фундамент, а расположение сур по принципу убывания «знамений», составляя «ряд в каменной кладке», символизирует «чтение вслух» как опору в покорности воле Аллаха и восхождение в этой покорности.
7. Сунна.
Помимо Священного Писания вероучение ислама обладает священным Преданием – Сунной,
7. Сунна.
Помимо Священного Писания вероучение ислама обладает священным Преданием – Сунной,
Хадис состоит из двух частей: собственно содержание хадиса, текст (матн) и предваряющая его цепь тех рассказчиков-передатчиков, от которых было получено известие, – иснад (опора). Различают хадисы с сильным иснадом – восходят к ближайшему окружению Мухаммада, имеют непрерывную цепь – и со слабым иснадом – имеют пропуски в передачи или приписываются менее надежным источникам.
Свидетельства Абу Хурайры, который имел сотни учеников и передал около 3500
Свидетельства Абу Хурайры, который имел сотни учеников и передал около 3500
8. Шесть опор.
Исследование Корана и Сунны позволило мусульманам выделить шесть опор,
8. Шесть опор.
Исследование Корана и Сунны позволило мусульманам выделить шесть опор,
Вера в единство и единственность Бога, Высшего и Вечного, Милостивого и Милосердного, Создателя и Хранителя всего сущего.
Вера во всех без изъятия посланников и пророков. Избирающий одних пророков и отвергающий других, на деле отвергает их всех. Каждый из посланников был послан к одному из народов, но Пророк Мухаммад был послан ко всему человечеству. Когда мусульманин чтит Мухаммада, он чтит тем самым и всех пророков, бывших до него. Доказательство миссии Мухаммада – в его жизни и в Благородном Коране – Слове Божьем, – который мог быть передан только через Его Посланника.
Вера во все Писания Божии в первоначальном виде. Задолго до пророка Мухаммада все эти Книги Откровения – и свиток ИБРАХИМА, и Таура МУСЫ, и Забур ДАУДА, и Инджил ИСЫ – были утеряны или искажены. Посему Бог ниспослал Мухаммаду Коран как последнее из Откровений и руководство для всех людей.
Вера в существование ангелов как части незримого мира. Ангелы суть чисто
Вера в существование ангелов как части незримого мира. Ангелы суть чисто
Вера в День Суда. Эта жизнь – лишь испытание: способен ли человек следовать заповедям Божьим. Необходимо готовиться к жизни вечной, творя добрые дела в жизни сей. Воскреснув, люди предстанут перед Богом и дадут ответ за свои земные поступки. Добродетельные будут вознаграждены и для них отварятся Райские Врата, грешные будут наказаны и низвергнуты в Ад.
Вера в то, что все происходящее в этом мире происходит по воле и определению Бога. Всякое деяние Премудрого Бога исполнено смысла, хотя порой и неведомого для нас.
9. Пять столпов веры.
Обрядность ислама опирается на пять столпов:
ШАХАДА –
9. Пять столпов веры.
Обрядность ислама опирается на пять столпов:
ШАХАДА –
САЛЯТ (ат) – молитва.
ЗАКЯТ (ат) – обязательная милостыня.
САУМ – пост.
ХАДЖЖ (ддж) – паломничество.
К пяти столпам непосредственно примыкает
ДЖИХАД – усилие, прилагаемое в борьбе за веру.
10. Мусульманское право.
На Коран и Сунну опирается учение о «правильном
10. Мусульманское право.
На Коран и Сунну опирается учение о «правильном
Частные вопросы, правовые коллизии – сфера мусульманского права (фикх – знание, постижение). Помимо Корана и Сунны здесь опираются на мнение авторитетных лиц (иджму) и суждение по аналогии с той ситуацией, которая описана в Коране и Сунне (кыйас), составляя логические цепочки, ведущие от источника к предмету сравнения, изводу. Это есть «четыре корня» фикхи у суннитов. У шиитов – Коран, свод преданий (ахбар), иджма и разум. Иджма вошла в фикх во второй половине VII в. благодаря семи ученым мужам Медины.
По спорным делам они опрашивали широкий круг сподвижников пророка, сравнивали полученный
По спорным делам они опрашивали широкий круг сподвижников пророка, сравнивали полученный
Мусульманское право делит все судебные дела на две категории: относящиеся к праву бога, эти преступления не могут быть прощены (вероотступничество, богохульство, прелюбодеяние, лжесвидетельство, любые опьяняющие напитки и вещества, азартные игры, воровство, обман при торговле, ростовщичество) и относящиеся к праву человека (начинать такие дела можно лишь по жалобе потерпевших или их родственников).
11. Суфизм.
Суфизм – это мистико-философское течение VIII в. в исламе как
11. Суфизм.
Суфизм – это мистико-философское течение VIII в. в исламе как
В X – XI в. учение о тарикате получает законченную форму,
В X – XI в. учение о тарикате получает законченную форму,
12. Художественная культура.
Художественная культура классического исламского мира своеобразна: в ней нет
12. Художественная культура.
Художественная культура классического исламского мира своеобразна: в ней нет
В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи
В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи
Арабская архитектура развивалась на основе переработанных греческих, римских и иранских художественных традиций. С VII – VIII в. МЕЧЕТИ имели прямоугольный двор, окруженный галереями, многоколонный молитвенный зал, позднее появились порталы на главном фасаде.
С X в. здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами,
С X в. здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами,
Кулильница
в форме льва,
11-12 вв., медь
Кулильница
в форме льва,
11-12 вв., медь
Жерло фонтана
в виде льва, 12 в
Жерло фонтана
в виде льва, 12 в
Шкатулка Аль-Магира,
986 г.,
слоновая кость
Шкатулка Аль-Магира,
986 г.,
слоновая кость
Керамическое блюдо, 10 в
Керамическое блюдо, 10 в
Тарелка с изображением
знаменосца, 10 в
Чаша из Ирана, 12-13 вв.
Тарелка с изображением
знаменосца, 10 в
Чаша из Ирана, 12-13 вв.
Ковер с изображением
животных (Иран 16 в)
Поскольку живопись не получила значительного
Ковер с изображением
животных (Иран 16 в)
Поскольку живопись не получила значительного
Тадж Махал в Агре
Тадж Махал в Агре
Золотая Мечеть
Богдад
Золотая Мечеть
Богдад
Медресе Шир-Дор в Самарканде
Медресе Шир-Дор в Самарканде
Медресе Муххамада
Амин хана (Хивы)
Медресе Шир-Дор
(Самарканд)
Медресе Муххамада
Амин хана (Хивы)
Медресе Шир-Дор
(Самарканд)
13. Фальсафа (философия).
Исламская культура богата философскими традициями. Фараби, Ибн Сина, Ибн
13. Фальсафа (философия).
Исламская культура богата философскими традициями. Фараби, Ибн Сина, Ибн
Авиценна
Большинство трудов арабо-испанского философа ИБН РУШДА (Аверроэс) – комментарии к сочинениям
Большинство трудов арабо-испанского философа ИБН РУШДА (Аверроэс) – комментарии к сочинениям
14. Наука.
Огромный вклад в европейскую цивилизацию внесла Исламская Испания (от начала
14. Наука.
Огромный вклад в европейскую цивилизацию внесла Исламская Испания (от начала
На протяжении первого столетия Исламского правления в Испании главным источником расцвета культуры была цивилизация Аббасидов в Багдаде. Однако позже, во времена правления Абд ар-Рахмана ΙΙΙ (912 – 916 гг.) из династии Омейядов Исламская Испания начала вносить уже собственный вклад в развитие науки и искусства, подтверждая статус независимого эмирата.
Абд ар-Рахман ΙΙΙ был страстно увлечен как религиозными, так и мирскими
Абд ар-Рахман ΙΙΙ был страстно увлечен как религиозными, так и мирскими
Один из первых ученых, призванных в Аль-Андалус, был Аббас ибн Фирнас, прибывший в Кордову преподавать музыку (тогда одну из областей математической теории). Он познакомил двор Абд ар-Рахмана с последними достижениями в Багдаде. Никто из ученых того времени не ограничивал себя рамками какой-то одной науки, однако Ибн Фирнас сосредоточил все усилия на исследовании механики полета. Он сконструировал два крыла из деревянного каркаса и перьев и предпринял первую попытку полететь, предвосхитив Леонардо да Винчи приблизительно на шесть столетий.
научной картой мира.
Небесная сфера (1144 – 1145, отлита из медного сплава, покрыта резьбой
Небесная сфера (1144 – 1145, отлита из медного сплава, покрыта резьбой
Как свидетельствует надпись, каталог, на который ссылался Юнус, является первым переводом
Как свидетельствует надпись, каталог, на который ссылался Юнус, является первым переводом
Небесная сфера (Иран 12в)
Планисфера Аль-Идриси считалась первой научной картой мира.
Планисфера Аль-Идриси
Планисфера Аль-Идриси считалась первой научной картой мира.
Планисфера Аль-Идриси