Циклический алгоритм. Цикл с повторителем и вложенный цикл. Урок 5

Содержание

Слайд 2

Цикл Программа Вложенный цикл Поставить блок Определить слот Условные операторы Выборка

Цикл
Программа
Вложенный цикл
Поставить блок
Определить слот
Условные операторы
Выборка

Основные понятия, рассматриваемые на уроке ☺

Слайд 3

Привет, ребята! Сегодня вместо Стива буду я! На этом уроке мы

Привет, ребята! Сегодня вместо Стива буду я! На этом уроке мы

будем изучать циклический алгоритм.
Но сначала узнаем, что такое цикл. Гляньте в окно.
Что за окном?
Что происходит с природой каждый год?
Меняется зима, весна, лето и осень. Это и есть цикл. Из года в год у нас всегда меняются 4 времени года. Делаем вывод, что цикл - это повторяющиеся действия.
Слайд 4

В блок-схеме циклического алгоритма появляются уже знакомые блоки, в форме ромба.

В блок-схеме циклического алгоритма появляются уже знакомые блоки, в форме ромба.

Этот блок называется блоком подготовки данных и используется в основном для того, чтобы задать количество повторений - счетчик.
Вот таким образом выглядит блок-схема:
Слайд 5

Работа в Майнкрафте ☺ Запускаем Майнкрафт. Ставим в ряд 7 черепашек

Работа в Майнкрафте ☺

Запускаем Майнкрафт.
Ставим в ряд 7 черепашек спиной к

себе.
Теперь, каждую черепашку нам нужно раскрасить в нужный цвет по цветам радуги.

Сегодня мы с вами вместе построим сложную радугу, используя циклический алгоритм!

Каждой черепашке нужно положить в рюкзачок, в 6 слотов, максимальное количество материала, например, стекло нужного цвета.
В итоге у каждой черепашки в рюкзачке, в 6 слотах, должно лежать по 64 блока нужного цвета.

Слайд 6

Программируем красную черепашку. Пишем ей код. Запускаем красную черепашку:

Программируем красную черепашку. Пишем ей код.

Запускаем красную черепашку:

Слайд 7

Далее оранжевую черепашку двигаем на 1 шаг вперед и в ее

Далее оранжевую черепашку двигаем на 1 шаг вперед и в

ее программе меняем число 10 на 9.
Повторяем действия с остальными черепашками, уменьшая число каждой следующей черепашки на 1 число и передвигая ее на 1 шаг вперед.
Таким образом, черепашка, после постройки первой радуги должна стоять вот таким образом:
Слайд 8

А программа выглядеть вот так:

А программа выглядеть вот так:

Слайд 9

Получилось у нас вот что:

Получилось у нас вот что:

Слайд 10

Если мы будем продолжать, то получим вот такую радугу: Чтобы сделать

Если мы будем продолжать, то получим вот такую радугу:

Чтобы сделать такую

радугу, нужно сделать все то же самое, но не уменьшая число повторений шагов. Доделайте радугу. Чтобы все 7 черепашек у вас были задействованы.
Слайд 11

Для простоты можете их поставить вот таким образом: И после запуска программы получаем: Радуга №1 готова!

Для простоты можете их поставить вот таким образом:

И после запуска программы

получаем:

Радуга №1 готова!

Слайд 12

Приступим к созданию сложной радуги №2 ☺ В программе мы построим

Приступим к созданию сложной радуги №2 ☺

В программе мы построим вертикальные

стены из 6 блоков в высоту и 6 в ширину;
затем сместимся правее на 1 блок;
построим вертикальную стену из 3 блоков в высоту и 6 в ширину;
затем снова правее - стену из 2 блоков в высоту и 6 в ширину;
последний раз смещаемся правее и строим стену из 1 блока в высоту и 6 в ширину.
Слайд 13

Цикл в цикле (или вложенный цикл)

Цикл в цикле (или вложенный цикл)

Слайд 14

Теперь напишем такую программу для черепашки! Как переводится на английский язык

Теперь напишем такую программу для черепашки!

Как переводится на английский язык слово

«повторять»? Repeat.
Такая команда нам и нужна, сокращенно Rep.
Затем нужно указать количество повторов, в нашем случае 6.
А затем дать команду Do, в переводе с англ. - «делай».
Что же черепашке нужно делать? Вверх и вперед, затем новый цикл.
Те команды, которые находятся внутри цикла, называются телом цикла.
Теперь составим новый цикл. Черепашка должна 6 раз (Rep 6 Do) выполнять команду «Поставить блок» (Place). Это новая команда, она выглядит в форме блока, и также, как и в команде копать, обнаружить блок или определить блок, есть 3 варианта: поставить перед собой, над собой и под собой.
Выбираем «Поставить под собой». Затем команда «Вперед».
И обязательно закрываем цикл! Для этого нам нужно добавить команду End, то есть конец.

Важно! Не запускайте программу раньше времени!

Слайд 15

Подвинем немного правее команды «Поставить блок» и «Вперед», а затем добавим

Подвинем немного правее команды «Поставить блок» и «Вперед», а затем добавим

команду Выбрать слот (Select slot).
После нее нужно обязательно указать номер слота, для этого добавляем число и выбираем первый слот.
Затем дважды поворачиваемся и затем нам нужно снова закрыть цикл. Сколько циклов мы открывали, столько и нужно закрывать. Сколько команд Repeat, столько и команд End. Это нужно для того, чтобы программа понимала где цикл заканчивается!

Затем черепашке нужно сдвинуться на 1 блок правее, добавляем команды «Направо», «Вперед», «Налево».
Теперь черепашка должна поставить в высоту не 6 блоков, а три. (Нам нужен точно такой же цикл в цикле, как мы писали раньше.
Сколько раз мы теперь будем повторять? 3).
Затем черепашке нужно сдвинуться на 1 блок правее, добавляем команды «Направо», «Вперед», «Налево».
Теперь черепашка должна поставить в высоту не 6 блоков, а три.

Слайд 16

Упс! У нас осталось очень мало места в области программирования и

Упс! У нас осталось очень мало места в области программирования и

вся программа не поместится, поэтому мы создаем новую программу Raduga2.
Теперь черепашке нужно снова развернуться и снова сделать все то же самое, только повторять не 3 раза, а 2, для того, чтобы поставить 2 ряда из 6 блоков.
Слайд 17

Затем снова смещаем черепашку, поднимаемся выше. Теперь нам осталось поставить 1

Затем снова смещаем черепашку, поднимаемся выше. Теперь нам осталось поставить 1

ряд из 6 блоков.

И теперь для того, чтобы нам не запускать две программы, мы можем добавить в конце программу Raduga1 команду «Дискета», чтобы после нее сразу запустилась программа Raduga2 - Run program Raduga2.
Будьте очень внимательны! Вам нужно в программу Raduga1 добавить дискетку программы Raduga2.

Слайд 18

Теперь нам необходимо расположить черепашек по-другому. Первую фиолетовую черепашку нужно с

Теперь нам необходимо расположить черепашек по-другому.
Первую фиолетовую черепашку нужно с помощью

команд на пульте управления сдвинуть на один блок назад, затем повернуть направо, а затем сдвинуть на один блок назад. Всех черепашек нужно расположить друг над другом над фиолетовой черепашкой.
С помощью клавиши 0 мы можем открывать и закрывать панель управления последней черепашкой.
Не забывайте пользоваться клавишей 0, это намного удобнее.
Слайд 19

Создаем новую программу Raduga3 ☺ (и пишем два цикла) Только теперь

Создаем новую программу Raduga3 ☺ (и пишем два цикла)

Только теперь номер

слота выбираем не 1, а 2, чтобы черепашке хватило блоков.
Затем черепашке нужно подняться вверх и поставить уже 4 ряда из 6 блоков.

В начале большого цикла мы добавили команды разворота черепашки. Затем цикл для того, чтобы ставить блоки, когда черепашка движется вправо, разворачивается и ставит блоки влево. Эти два цикла повторяются дважды.

Слайд 20

Важно! Не запускайте программу раньше времени! В области программирования программы Raduga3

Важно! Не запускайте программу раньше времени!
В области программирования программы Raduga3 не

осталось места, поэтому создаем новую программу Raduga4. И пишем наш цикл. Выбираем в этот раз третий номер слота рюкзака. Объединяем две программы. В программу Raduga3 добавляем дискетку программы Raduga4.
Слайд 21

Запускаем программу Raduga3. Начинаем запускать с верхней красной черепашки и дальше

Запускаем программу Raduga3. Начинаем запускать с верхней красной черепашки и дальше

по порядку, опускаясь вниз. Не торопитесь!
Обязательно проверяйте у каждой черепашки, какую программу вы запускаете!
Слайд 22

Создаем новую программу Raduga5. И пишем цикл в цикле. Обратите внимание

Создаем новую программу Raduga5. И пишем цикл в цикле.
Обратите внимание на

номер слота рюкзачка!

1

2

Слайд 23

Создаем программу Raduga6 ☺ Пишем нашу программу, которая очень похожа на

Создаем программу Raduga6 ☺

Пишем нашу программу, которая очень похожа на предыдущие:

Что

осталось сделать нашей черепашке?
Построить стену из 6 блоков в ширину и 6 в высоту!
Так как черепашка ставит блоки над собой, она может построить стену только из 5 блоков в высоту, так как не сможет опуститься на земле ниже, чтобы построить последний 6 ряд. Делаем стену из 5 блоков в высоту, а затем добавляем еще один цикл ставя блоки перед собой.
Слайд 24

Создаем новую программу Raduga7 (и пишем циклы)

Создаем новую программу Raduga7 (и пишем циклы)