Содержание
- 2. Жизненный путь Святитель Василий Великий родился около 329 года в Кесарии Каппадокийской, находящейся в Понтийской области,
- 3. Два брата Василия впоследствии стали епископами. Большую роль в духовном воспитании Василия сыграла также его сестра,
- 4. Преувеличенный аскетизм Евстафия, требовавшего, чтобы все христиане придерживались монашеской дисциплины, был осужден на соборе в Гангре
- 5. В 360 году Василий был посвящен в чтецы, что ознаменовало конец его монашеской жизни. В 364
- 6. В это время среди восточного епископата почти никто не принимал никейского исповедания. Сам Василий был рукоположен
- 7. Оказавая давление на Василия, Валент разделил Каппадокию на две части, оставив его митрополитом «первой» Каппадокии, а
- 8. Василию пришлось много пострадать как от ариан, так и от православных. Ариане ненавидели его как прямого
- 9. Значение личности Богословские заслуги святого Василия состоят не только в разрешении арианского кризиса и умиротворении Церкви.
- 10. Труды 1. «Против Евномия», в трех книгах. Евномий был представителем крайнего арианства и основателем ереси аномеев.
- 11. 4. 365 писем к различным лицам, в которых содержится много богословских рассуждений, особенно о Святой Троице.
- 12. Свт. Василий Великий писал также о литургической жизни Церкви. Замечания на богослужебные темы рассеяны в его
- 13. Богословские взгляды свт. Василия Великого Космология Учение Василия Великого об устройстве мира (космология) излагается в его
- 14. Учение о богопознании Проблема богопознания, то есть возможности знания Бога и общения с Ним, обсуждается в
- 15. Триадологические проблемы IVв. На Первом Вселенском Соборе в Никее (325 г.) было принято вероопределение, в котором
- 16. После Никейского собора восточные епископы почти единодушно решили отвергнуть единосущие... Западное же духовенство, плохо разбиравшееся в
- 17. Богословские споры вокруг единосущия не затихали. Крайнее арианство представляли аномеи вроде Евномия, утверждавшие, что Сын «не
- 18. Для того чтобы правильно объяснить смысл этой идеи, чтобы истолковать в терминах греческой философии, каким образом
- 19. Каппадокийская Триадология Согласно каппадокийскому богословию, в Святой Троице Отец, Сын и Дух Святой – три божественные
- 20. Введя личностный подход к пониманию Святой Троицы, каппадокийцы значительно углубили понимание проблемы по сравнению со староникейской
- 21. Учение о Духе Святом Очень важное значение имеет небольшая книга святого Василия «О Святом Духе», адресованная
- 22. О крещении еретиков Очень важным для обсуждения некоторых вопросов канонического права является знаменитое письмо святого Василия
- 23. В IV в. внутреннее положение Восточной Церкви изменилось. Все восточные епископы, за исключением одного лишь святого
- 24. Ересями, если которые совершенно отторглись и стали чуждыми по самой вере; расколами, если в разногласии между
- 26. Скачать презентацию
Жизненный путь
Святитель Василий Великий родился около 329 года в Кесарии Каппадокийской,
Жизненный путь
Святитель Василий Великий родился около 329 года в Кесарии Каппадокийской,
Его семья была зажиточной, отец был юристом в Неокесарии
Василий и его братья получили очень хорошее образование и воспитание
В возрасте восемнадцати лет Василий отправился в Константинополь, где слушал лекции знаменитого софиста Ливания, а потом провел несколько лет в Афинах, где еще существовала старая афинская академия, основанная Платоном
Там он подружился с будущим святым отцом Церкви Григорием Назианзином (Богословом), а также познакомился с будущим императором Юлианом (Отступником), который тоже был студентом академии
Два брата Василия впоследствии стали епископами. Большую роль в духовном воспитании
Два брата Василия впоследствии стали епископами. Большую роль в духовном воспитании
Несмотря на то что его родители были христианами, Василий крестился только в 354 г., в возрасте двадцати пяти лет. В те времена к крещению относились чрезвычайно серьезно (пример имп. Константина)
Приняв святое крещение, Василий проникся чрезвычайным энтузиазмом, столь свойственным неофитам (новообращенным). Он захотел вплотную познакомиться с монашеской жизнью и отправился путешествовать в Сирию и Египет. Увлекшись аскетическими идеалами, он стал духовным сыном Евстафия Севастийского знаменитого подвижника и главы крайней монашеской группы
Преувеличенный аскетизм Евстафия, требовавшего, чтобы все христиане придерживались монашеской дисциплины, был
Преувеличенный аскетизм Евстафия, требовавшего, чтобы все христиане придерживались монашеской дисциплины, был
Примерно год спустя чрезмерный пыл Василия утих, и он сменил аскетизм на более умеренный образ жизни. Вместе с Григорием Назианзином и несколькими другими друзьями он основал в имении своего отца «аристократическую» христианскую общину
Друзья вели полумонашеский образ жизни, сообща молились и читали философскую и богословскую литературу. Особенно они увлекались Оригеном и совместно опубликовали антологию избранных мест из Оригена под названием «Филокалия», или «Добротолюбие» (не путать с другим «Добротолюбием», составленным Макарием Коринфским и святым Никодимом Святогорцем в конце XVIII века и представляющим собой собрание аскетических и мистических писаний IV-XV веков)
В 360 году Василий был посвящен в чтецы, что ознаменовало конец
В 360 году Василий был посвящен в чтецы, что ознаменовало конец
К этому периоду относится его деятельное участие в церковных делах: он организует благотворительность, помогает бедным, заступается за всех гонимых и несчастных. В сочетании с безупречно строгим образом жизни все это принесло Василию огромную популярность
Помимо этого Василий ревностно занимался и общецерковными делами. Он старался противодействовать арианам, пользовавшимся поддержкой императора Валента
В это время среди восточного епископата почти никто не принимал никейского
В это время среди восточного епископата почти никто не принимал никейского
Василию предстояло объяснить единосущие таким образом, чтобы оно стало приемлемым для этих епископов, колебавшихся где-то между арианством и Православием
Борьба Василия против арианства приобретала серьезный характер. Назначенный правителем Каппадокийской провинции арианин Модест потребовал от Василия признания правоты арианства, в противном случае угрожая сместить его с кафедры
Оказавая давление на Василия, Валент разделил Каппадокию на две части, оставив
Оказавая давление на Василия, Валент разделил Каппадокию на две части, оставив
Стремясь избежать арианского зсилия, Василий продолжал назначать православных епископов в переданной Анфиму части Каппадокии. Так, епископом Нисским стал брат Василия Григорий
Стараясь теснее сплотить силы Православия, Василий вступил в переписку со святителем Афанасием Александрийским и с папой римским Дамасом. В это же время он начал заниматься писательской деятельностью
В своих многочисленных произведениях он защищает никейское единосущие, утверждая при этом наличие в Боге трех ипостасей. Кроме этого он написал много сочинений на духовные и аскетические темы
Василию пришлось много пострадать как от ариан, так и от православных.
Василию пришлось много пострадать как от ариан, так и от православных.
Святитель Василий разрушил свое здоровье неустанным подвижничеством. Он умер 1 января 379 года в возрасте 49 лет, лишь немного не дожив до торжества своих богословских идей на Втором Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.)
Значение личности
Богословские заслуги святого Василия состоят не только в разрешении арианского
Значение личности
Богословские заслуги святого Василия состоят не только в разрешении арианского
Убедившись на собственном опыте, что чрезмерное монашеское рвение может привести к разрыву монашества с Церковью, и в то же время сознавая важность монашеского движения для церковной жизни, он всеми силами старался предотвратить уход монахов из Церкви
Будучи уже епископом, он опубликовал монашеские правила в двух редакциях, пространной и краткой. Его же стараниями в монастырский распорядок были введены восьмикратные общие молитвы в течение дня: утреня, вечерня, повечерие, полунощница и молитвы -первого, третьего, шестого и девятого часов
Труды
1. «Против Евномия», в трех книгах. Евномий был представителем крайнего арианства
Труды
1. «Против Евномия», в трех книгах. Евномий был представителем крайнего арианства
2. «О Святом Духе». Книга написана доступным, легким языком. В ней Василий доказывает божественную природу Святого Духа
3. Беседы, или проповеди (гомилии):
-«На Шестоднев», комментарий к 1-й главе книги Бытия (9 бесед)
- 16 бесед на разные псалмы.
- Полный комментарий к книге пророка Исайи.
- 21 проповедь на различные темы, из которых наиболее известно «Увещание к молодежи о том, как извлечь наибольшую пользу от чтения языческих авторов». В этой проповеди говорится о необходимости и пользе светского образования
4. 365 писем к различным лицам, в которых содержится много богословских
4. 365 писем к различным лицам, в которых содержится много богословских
5. «Монашеские правила», пространные и краткие. В них Василий определял монашество не как обособленное движение, а как особую категорию христиан, ведущих определенный образ жизни. Основной идеей «Правил» было избавиться от индивидуалистического понимания монашества. Если человек решил уйти в монашество, он уже не может делать все, что хочет, так же как и мы, живя в миру, подчиняемся правилам человеческого общежития. Для святого Василия монашество представляло не исключительную, но идеальную форму христианской жизни. Его «Правила» чужды всякого формализма и отличаются здравомыслием и человеческой чуткостью
Свт. Василий Великий писал также о литургической жизни Церкви. Замечания на
Свт. Василий Великий писал также о литургической жизни Церкви. Замечания на
Известная нам Литургия Василия Великого была составлена в более поздний период, однако ученые считают, что евхаристическая молитва этой Литургии действительно написана самим Василием (в отличие от Литургии, носящей имя Иоанна Златоуста, которая восходит к гораздо более позднему времени)
Богословские взгляды свт. Василия Великого
Космология
Учение Василия Великого об устройстве мира (космология)
Богословские взгляды свт. Василия Великого
Космология
Учение Василия Великого об устройстве мира (космология)
Объясняя историю сотворения мира в категориях греческой философии того времени, Василий ссылается на Платона
Учение о богопознании
Проблема богопознания, то есть возможности знания Бога и общения
Учение о богопознании
Проблема богопознания, то есть возможности знания Бога и общения
Свт. Василий расходился с Евномием по всем пунктам. Во-первых, при сотворении мира Бог пользовался Своей реальной властью, Своим Словом. В творении присутствует реальная божественная жизнь. Поэтому в созерцании тварного мира нам доступно истинное знание Бога, а не только символы, или, как называл их Евномий, «нереальные образы» (φάντασμα, фантаста)
Во-вторых, свт. Василий был убежден, что, несмотря на свою сотворенность Богом, человеческий разум не может постичь божественной сущности, разум «пресыщается», его ограниченность не позволяет ему постичь трансцендентное
В-третьих, свт. Василий протестовал против употребления Евномием термина «нерожденный», которое предполагало, что Сын Божий – тварь.
Сын рожден от Отца, но о Нем нельзя сказать, что Он стал, то есть пришел в бытие из небытия, как весь остальной тварный мир. Он вечно рожден Отцом
Триадологические проблемы IVв.
На Первом Вселенском Соборе в Никее (325 г.) было
Триадологические проблемы IVв.
На Первом Вселенском Соборе в Никее (325 г.) было
Нужно заметить, что на Никейском соборе эта формулировка была принята без особых раздумий и обсуждений, почти что между делом. Позднее некоторые епископы спохватились, что, пожалуй, совершили ошибку. Слово единосущие вызывало сомнение
Т.к., в III в., следуя Оригену, говорили, что Бог существует в трех ипостасях. Но греческое слово «ипостась» в Аристотелевой терминологии означает примерно то же самое, что и «сущность», поэтому единосущие для многих предполагало, что три божественные ипостаси имеют относительное значение и представляют собой всего лишь различные способы выражения (модусы) одной и той же сущности
После Никейского собора восточные епископы почти единодушно решили отвергнуть единосущие... Западное
После Никейского собора восточные епископы почти единодушно решили отвергнуть единосущие... Западное
Богословские споры вокруг единосущия не затихали. Крайнее арианство представляли аномеи вроде
Богословские споры вокруг единосущия не затихали. Крайнее арианство представляли аномеи вроде
Таких умеренных ариан было очень много, и в 70-е годы IV в. они были вполне готовы принять православную формулировку, предложенную отцами-каппадокийцами – святыми Василием Великим и Григорием Назианзином
Среди сторонников Православия в то время также существовали разногласия. Приверженцы так называемой староникейской веры вслед за святым Афанасием хотели принятия единосущия без каких бы то ни было добавлений или разъяснений. Отцы-каппадокийцы или «новоникейцы» настаивали на необходимости принятия как единосущия, так и учения о трех ипостасях
Для того чтобы правильно объяснить смысл этой идеи, чтобы истолковать в
Для того чтобы правильно объяснить смысл этой идеи, чтобы истолковать в
Аристотель верил в существование только конкретных, реальных объектов, поэтому в его понимании реальное существование имеют только ипостаси, или первосущности. Вторая сущность — не более чем абстракция; мы можем представить ее себе, но реального конкретного бытия она не имеет. В новоникейском учении святых Василия и Григория вторая сущность также имеет реальное, хотя и трансцендентное существование.
Нововведение состояло в том, что понятие ипостаси, то есть Аристотелева конкретного бытия, было связано с понятием личности – категории чуждой и даже просто незнакомой греческой философии, но основной для христианской библейской веры
Каппадокийская Триадология
Согласно каппадокийскому богословию, в Святой Троице Отец, Сын и Дух
Каппадокийская Триадология
Согласно каппадокийскому богословию, в Святой Троице Отец, Сын и Дух
Введя личностный подход к пониманию Святой Троицы, каппадокийцы значительно углубили понимание
Введя личностный подход к пониманию Святой Троицы, каппадокийцы значительно углубили понимание
В западном богословии учение каппадокийских отцов не было воспринято с полным пониманием, и западные представления о Троице до сих пор страдают некоторым модализмом (с этим связано западное учение о Fllioque)
Но на Востоке дело каппадокийских отцов увенчалось успехом. Их богословие было утверждено Вторым Вселенским Собором (381г.), и стало основополагающим в православном учении о Святой Троице
Именно поэтому каппадокийцы стали почитаться истинно «вселенскими учителями исвятителями»
Учение о Духе Святом
Очень важное значение имеет небольшая книга святого Василия
Учение о Духе Святом
Очень важное значение имеет небольшая книга святого Василия
В книге «О Святом Духе» мы находим знаменитый текст о Предании. В нем говорится о важности таких обычаев и верований, как осенение себя крестным знамением, обряды совершения Евхаристии или Крещения
В этой книге Василий полемизирует с еретиками, отрицавшими личную природу Святого Духа, которых он называет «топиками»
Они определяли Духа как богоприсутствие, как дар благодати Божией, но не как субъекта, не как личность, Лицо Святой Троицы, Которому Церковь молится и воссылает славу
Помимо очевидного расхождения с литургической традицией эта ересь была еще одной формой субординационизма, ибо утверждала неравенство Лиц Троицы
В книге «О Святом Духе» замечательна форма, Дух Святой есть Бог, что по своей сущности Он не ниже Отца и Сына, Дух не назван прямо «Богом». Это яркий пример икономии
Дух Святой во всем совершенно неотлучен и неотделим от Отца и Сына
Будучи «жизни Подателем», Дух не может не быть Богом, и более того – именно через Него мы и получаем обожение
О крещении еретиков
Очень важным для обсуждения некоторых вопросов канонического права является
О крещении еретиков
Очень важным для обсуждения некоторых вопросов канонического права является
В IV в. Церковь предстала перед проблемой: перекрещивать или не перекрещивать еретиков, пожелавших стать православными, и что делать с верующими, получившими крещение от еретиков
До IV в. все единодушно считали, что невозможно получить крещение вне Церкви, ибо вхождение в Церковь возможно только через крещение. Поэтому крещение, полученное от еретиков, недействительно, а еретики, желающие присоединиться к Церкви, должны быть крещены заново
В IV в. внутреннее положение Восточной Церкви изменилось. Все восточные епископы,
В IV в. внутреннее положение Восточной Церкви изменилось. Все восточные епископы,
Почитаемый в нашей Церкви святым император Константин получил крещение от крайнего арианина Евсевия Никомидий-ского. В такой ситуации простое четкое решение было невозможно. Василий предлагает различать степени еретичности:
Ибо в древности иное назвали ересями, иное – расколами, а иное – недозволенными сборищами
Ересями, если которые совершенно отторглись и стали чуждыми по самой вере;
Ересями, если которые совершенно отторглись и стали чуждыми по самой вере;
расколами, если в разногласии между собою по некоторым церковным причинам и по вопросам, допускающим уврачевание;
недозволенными сборищами собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и невежественным народом
Признавая, что крещение неотделимо от Церкви, свт. Василий предлагает крестить заново только настоящих еретиков, ибо их разногласие с Церковью «касается самой веры в Бога». Схизматиков же или участников недозволенных собраний, то есть тех, кто расходится с Церковью по менее важным вопросам правил, обычаев или дисциплины и «принадлежащих еще к Церкви», можно присоединять к Церкви без крещения, но после надлежащего покаяния