Декоративно-прикладное искусство

Содержание

Слайд 2

Изделия декоративного ( от лат deco – украшаю) искусства действительно и

Изделия декоративного ( от лат deco – украшаю) искусства действительно и

украшают наш быт, и создают определенное эмоциональное настроение. Декор ( узор, орнамент) выявляет красоту и особенности строения изделий, подчеркивает их образную выразительность.
Слайд 3

Изделия прикладного искусства чаще всего выпускаются массовыми серийными тиражами. Художник стремится

Изделия прикладного искусства чаще всего выпускаются массовыми серийными тиражами. Художник стремится

подчеркнуть и утилитарность ( от лат. utilitas – польза, выгода), и красоту, нарядность изготовленной вещи. В изделиях прикладного искусства отражаются материальные и духовные запросы общества определенной исторической эпохи., прослеживаются элементы стилевого единства.
Слайд 4

Прикладные и декоративные качества изделий органично связаны и активно взаимодействуют с

Прикладные и декоративные качества изделий органично связаны и активно взаимодействуют с

окружающей их предметно-пространственной средой. Декоративно-прикладное искусство – искусство украшения, но никак не украшательства. В произведениях этого искусства важным является принцип необходимости и достаточности. В противном случае изделие можно отнести к китчу ( нем. kitsch – дурной вкус, халтура). Примеры: резное дерево, подкрашенное под бронзу, некачественный фарфор – под золото – подделки, лишенные художественного значения и вкуса.


Слайд 5

Как самостоятельный вид декоративно-прикладное искусство складывалось на рубеже 18-19вв.. Изобразительные средства

Как самостоятельный вид декоративно-прикладное искусство складывалось на рубеже 18-19вв.. Изобразительные средства

декоративно-прикладного искусства: орнамент, форма, материал, цвет, ритм, симметрия.
Слайд 6

Форма произведения декоративно-прикладного искусства должна быть не только приятной для глаз,

Форма произведения декоративно-прикладного искусства должна быть не только приятной для глаз,

но и максимально удобной в пользовании. Особым изяществом и разнообразием отличались вазы древнегреческих мастеров. Амфора служила для хранения оливкового масла и зерна, кратер- для вина.
Слайд 7

Гидрия – для воды, килик – чаша для питья.

Гидрия – для воды, килик – чаша для питья.

Слайд 8

Мифологические сюжеты и сцены из повседневной жизни красноречиво рассказывают о быте,

Мифологические сюжеты и сцены из повседневной жизни красноречиво рассказывают о быте,

нравах того времени. Вазы античных мастеров занимают почетное место в залах крупнейших музеев мира.
Слайд 9

Материал придает особое художественное звучание предмету. Для мастера одинаково важны как

Материал придает особое художественное звучание предмету. Для мастера одинаково важны как

внутреннее строение ( текстура), так и внешнее состояние поверхности (фактура) материала. Чем естественнее выглядит материал в произведении искусства, тем выше художественные качества последнего, ярче и выразительнее его образное содержание.
Слайд 10

Цветовое решение нередко определяет фактура метериала, технология ео обработки, колористические традиции,

Цветовое решение нередко определяет фактура метериала, технология ео обработки, колористические традиции,

складывающиеся на протяжении длительного времени.. Невозможно спутать темно-синюю и светло-голубую палитру Гжели со сверкающей золотом ярко-красную гамму Хохломы, с нежными оттенками самых различных цветов на подносах Жостова.
Слайд 11

Ритм и симметрия особенно ярко проявляются в орнамента лаковой миниатюры, резьбы

Ритм и симметрия особенно ярко проявляются в орнамента лаковой миниатюры, резьбы

по дереву, кости и камню, в вышивках, кружевоплетении, ковроткачестве.
Слайд 12

Ритм может нарастать, «замирать» и убывать, один ритмический элемент может переплетаться

Ритм может нарастать, «замирать» и убывать, один ритмический элемент может переплетаться

с другим, усиливая сложность рисунка. Геометрический, природный, растительный, анималистический орнаменты, построенные на ритмическом чередовании элементов, не только украшают поверхность изделий, но и усиливают из образную выразительность.
Слайд 13

Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества

Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества

Слайд 14

В самобытных и поэтических образах народного декоративного творчества отразились вечное стремление

В самобытных и поэтических образах народного декоративного творчества отразились вечное стремление

человека к счастью и красоте, тонкий художественный вкус и поразительное чувство меры. За фантазией и вымыслом, мифом и сказкой стоит народная мудрость, высокий смысл художественных произведений.
Слайд 15

Декоративно-прикладное искусство – память человечества о своем прошлом. В простейших формах

Декоративно-прикладное искусство – память человечества о своем прошлом. В простейших формах

каменных орудий, в незатейливых геометрических узорах орнамента на керамике человек пытался выразить свои представления о жизни, надеялся с их помощью вымолить хороший урожай или успешную охоту.
Китай. Кинжалы
Слайд 16

Декоративно-прикладное искусство прошло длительный путь в своем развитии. На протяжении веков

Декоративно-прикладное искусство прошло длительный путь в своем развитии. На протяжении веков

в нем закреплялись устойчивые черты, передаваемые из поколения в поколение. Мастера отбирали самое ценное и высокохудожественное, совершенствовали находки, отбрасывали все случайное.
Слайд 17

Повторяемость основных художественных элементов ( сюжета, образов, композиции, особенностей колорита и

Повторяемость основных художественных элементов ( сюжета, образов, композиции, особенностей колорита и

рисунка, орнамента) на протяжении длительного времени называется традицией.
Слайд 18

Как в русском фольклоре существуют устойчивые сочетания («красна девица», «добрый молодец»,

Как в русском фольклоре существуют устойчивые сочетания («красна девица», «добрый молодец»,

«мать-сыра земля», «солнце красное», «ясный месяц»), так и в декоративно-прикладном искусстве повторяются определенные символы, сюжеты и орнаменты.
Слайд 19

Круг-розетка символизирует солнце и плодородие. Красный цвет –признак добра и красоты.

Круг-розетка символизирует солнце и плодородие. Красный цвет –признак добра и красоты.

Кони и птицы – верные друзья и помощники человека в хозяйстве.
Слайд 20

Традиция существует в бесконечном множестве похожих, но всегда неповторимых и оригинальных

Традиция существует в бесконечном множестве похожих, но всегда неповторимых и оригинальных

вариантах. Например, искусство художников Палеха основанное на соединении правды и вымысла, сказки и жизни, обогащается новыми представлениями и понятиями.
Слайд 21

Лучшие достижения декоративно-прикладного искусства – результат творчества не одного человека, а

Лучшие достижения декоративно-прикладного искусства – результат творчества не одного человека, а

всего народа. Именно народ выступает в качестве коллективного художника. В народе говорят: «Не то дорого, что красно золото. А то, что доброго мастерства.

Федоскино. Центр лаковой миниатюры

Слайд 22

Самобытные традиции декоративно-прикладного искусства сохраняют кузнечные мастера из Великого Устюга, Златоуста

Самобытные традиции декоративно-прикладного искусства сохраняют кузнечные мастера из Великого Устюга, Златоуста

и Дагестана. Широко известна резьба по кости народов Севера. Гончарное искусство Гжели поражает гармонией цветов и оригинальностью декора.

Чеканка по металлу, серебру. Кубачи. Дагестан.

Слайд 23

Всемирно известна лаковая миниатюра Палеха, Федоскино, Мстёры и Холуя. Декоративная роспись

Всемирно известна лаковая миниатюра Палеха, Федоскино, Мстёры и Холуя. Декоративная роспись

по деревянной посуде и мебели Хохломы является предметом восхищения зрителей.

Лаковая миниатюра. Холуй.

Лаковая миниатюра. Мстёра.

Слайд 24

Игрушки дымковских, городецких, филимоновских, богородских, каргопольских мастеров поражают изобретательностью и разнообразием сюжетов. Городецкая игрушка Дымковская игрушка

Игрушки дымковских, городецких, филимоновских, богородских, каргопольских мастеров поражают изобретательностью и разнообразием

сюжетов.

Городецкая игрушка

Дымковская игрушка

Слайд 25

Вологодское и михайловское кружево отличают неповторимое своеобразие рисунка и особое декоративное

Вологодское и михайловское кружево отличают неповторимое своеобразие рисунка и особое декоративное

изящество. Павлопосадские и оренбургские платки поражают сказочной фантазией и красочностью.

Вологодское кружево

Павловопосадские платки

Слайд 26

Главные отличительные черты народного декоративно-прикладного искусства: - коллективное творческое начало -

Главные отличительные черты народного декоративно-прикладного искусства: - коллективное творческое начало - следование традициям

народного творчества - устойчивость тем и образов (повтор, вариации, импровизации) - универсальность художественного языка, понятного всем народам мира.
Слайд 27

Виды декоративно-прикладного искусства Декоративно-прикладное искусство находится в тесной связи с другими

Виды декоративно-прикладного искусства Декоративно-прикладное искусство находится в тесной связи с другими видами

искусства, поэтому можно сказать, что оно носит синтетический характер. Особенно тесно декоративно-прикладное искусство связано с архитектурой и дизайном. Вместе они организуют окружающую пространственную среду
Слайд 28

Декоративно-прикладное искусство участвует в организации материальной среды: быта, жилища, архитектурных сооружений,

Декоративно-прикладное искусство участвует в организации материальной среды: быта, жилища, архитектурных сооружений,

площадей, улиц, парков и скверов. Монументально-декоративное искусство – неотъемлемая часть архитектуры. Оно включает элементы архитектурного декора: росписи, резьбу, рельефы
портрет Че Гевары здание МВД. Гавана. Куба
Слайд 29

Декорационно-оформительское искусство предназначено для оформления улиц, производственных территорий, жилых домов, скверов.

Декорационно-оформительское искусство предназначено для оформления улиц, производственных территорий, жилых домов, скверов.

Садово-парковая скульптура, беседки, павильоны, монументальные арки, фонтаны . Оформление демонстраций, парадов, народных гуляний и т.д. относят к декоративно-оформительскому искусству.
Слайд 30

Три вида декоративно-прикладного искусства: - выделение по функциональному признаку – мебель,

Три вида декоративно-прикладного искусства: - выделение по функциональному признаку – мебель, посуда,

ювелирные украшения ,орудия труда и т.д. - вид используемого материала – металл, дерево, керамика, стекло, эмаль, лаки. - техника изготовления – резьба, роспись, ковка, чеканка, литьё, лепка, кружевоплетение и др.
Слайд 31

Художественная резьба по камню, кости, дереву – самый древний вид декоративно-прикладного

Художественная резьба по камню, кости, дереву – самый древний вид декоративно-прикладного

искусства. Береза, клен, бук, липа, осина, тополь – самый распространенный материал для резьбы. Резьба покрывала декоративным узором стены изб, наличники окон, мебель.
Слайд 32

Резчики по камню (нефрит, лазурит, яшма, а также известняк) создают подлинные

Резчики по камню (нефрит, лазурит, яшма, а также известняк) создают подлинные

произведения искусства. Белокаменные соборы Владимира и Юрьева-Польского покрыты замечательной резьбой.
Слайд 33

Родиной резьбы по кости считается г.Холмогоры Архангельской области. Изделия холмогорских резчиков

Родиной резьбы по кости считается г.Холмогоры Архангельской области. Изделия холмогорских резчиков

по кости отличают рельефная и ажурная (сквозная) резьба. Не менее известны работы мастеров Чукотки, Хотьково(Московская область), Тобольска.
Слайд 34

Мотивы художественной росписи разнообразны и выразительны: хороводы, сцены чаепития, яркие букеты

Мотивы художественной росписи разнообразны и выразительны: хороводы, сцены чаепития, яркие букеты

цветов, сюжеты и образы народных сказок, песен и др.