Деятельностная сущность сознания

Содержание

Слайд 2

Итак, идя путем созерцания, мы открываем деятельную сущность сознания: сознание конституирует

Итак, идя путем созерцания, мы открываем деятельную сущность сознания: сознание конституирует

смыслы, которые мы придаем действительности
Поскольку смысл — отношение, а не вещь, то его и нельзя передать как вещь. Каждый человек сам и только сам может придать смысл тому, что происходит. Существует как бы запрет на получение смысла извне.
Слайд 3

Феномены не подчинены причинным связям, их связи — смысловые. во-первых, сознание

Феномены не подчинены причинным связям, их связи — смысловые.

во-первых, сознание

— это сфера свободы, сфера «иначе-действия», непредсказуемая заранее
во-вторых, это означает, что сознание мы можем только описывать

Метод феноменологии — дескриптивный метод, метод описания.

Слайд 4

В последующий период (20-е — 30-е гг.) Гуссерля занимают проблемы соотношения

В последующий период (20-е — 30-е гг.) Гуссерля занимают проблемы соотношения

суверенной субъективности и мира, солипсизма и релятивизма, вопрос об объективности знания.
Слайд 5

Именно в 20-е годы Гуссерль осознает фундаментальное противоречие своей концепции: с

Именно в 20-е годы Гуссерль осознает фундаментальное противоречие своей концепции: с

одной стороны, мир для него — продукт развертывания субъективности, приписывающей всему смыслы, и через эту субъективность нигде невозможно перешагнуть;
с другой стороны, люди способны каким-то образом понимать друг друга, а даже очищенный поток сознания заключает в себе инородное: мир, социально-исторические и культурные элементы.
Слайд 6

Поэтому возникают задачи уяснения следующих вопросов: 1. Как конституируется для нас

Поэтому возникают задачи уяснения следующих вопросов:

1. Как конституируется для нас целостность

мира?
2. Как создается целостность самого сознания, если оно — поток?
3. Как возможно существование «объективного мира», где мы взаимодействуем с Другими — носителями иных смыслов?
Слайд 7

«Горизонтность» Горизонт может быть внутренним — это ближайший слой мира, проникающий

«Горизонтность»
Горизонт может быть внутренним — это ближайший слой мира, проникающий в

сознание вместе с предметом, и внешним — все потенциальное многообразие действительности. Горизонты связаны друг с другом, за одним — простираются другие, поэтому можно говорить о таком свойстве сознания, как «горизонтность».
Слайд 8

Гуссерль выделяет несколько фундаментальных моментов, которые дают объяснение единства Трансцендентального Эго

Гуссерль выделяет несколько фундаментальных моментов, которые дают объяснение единства Трансцендентального Эго

:

- трансцендентальное Эго самоидентично за счет единства очевидности «я есть»;
- его целостность реализуется через единство психофизического «я»;
- единство создается также телом человека, которое является основой единства чувственности и неосознанного опыта;
- но самый важный момент, создающий единство самости — это единство смысла, создаваемое благодаря темпоральной (временной) структуре интенциональности. Трансцендентальное Эго едино во времени за счет пассивного темпорального синтеза.

Слайд 9

Проблема объективного мира встает для Гуссерля как проблема Другого Я и

Проблема объективного мира встает для Гуссерля как проблема Другого Я и

интерсубъективности.

Другой — самое чуждое, что только может быть, ибо он создает свой «смысловой мир», и тем не менее, мы находим его среди данностей нашего сознания и воспринимаем как трансцендентального субъекта, а не как объект. Для него и для меня мир оказывается един. Как это происходит?

Слайд 10

Прежде всего мы воспринимаем живое тело Другого, аналогичное нашему, а затем

Прежде всего мы воспринимаем живое тело Другого, аналогичное нашему, а затем

спонтанно «дорисовываем» психологию Другого, полагая, что она «такая же, как моя».
Этот процесс называется у Гуссерля аналогизирующая аппрезентация и опирается на свойство горизонтности. В основе анало-гизирующей аппрезентации лежит пассивный ассоциативный синтез, тот, который определяет темпоральное единство я.
Слайд 11

Все процессы аналогии, ассоциации, понимания Другого происходят исключительно в моем собственном

Все процессы аналогии, ассоциации, понимания Другого происходят исключительно в моем собственном

сознании. Почему же это внутреннее воспринимается как внешнее, как объективное?
На этот вопрос Гуссерль отвечает, что интерсубъективность — восприятие Другого как объективного — укоренена в более глубоких слоях сознания, нежели рефлексия, а именно — в сфере пассивного синтеза. Дорефлексивное Трансцендентальное Эго содержит такие переживания, в которых Я предполагает Ты. То есть, существует изначальная возможность для сопряжения смыслов. Высшие слои интерсубъективности растут из низших.